Классическая (административная) школа управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:59, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных положений классической школы управления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть исторические предпосылки возникновения школы;
 Описать основные положения Классической школы;
 Показать основные положения теории Тейлора;

Содержание работы

Введение
1. Классическая (административная) школа управления.
1.1 Исторические предпосылки возникновения.
1.2 Основные положения классической школы управления.
1.3 Система управления Тейлора.
1.4 Система Вебера.
1.5 Схема управления организацией по Г.Форду.
1.6 Принципы и функции управления А.Файоля.
2.Характеристика управление предприятием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 92.62 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

        Новгородский государственный университет

Имени Ярослава Мудрого

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Менеджмент

   На тему:  Классическая (административная) школа управления

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

Проверила:

Мясникова Светлана Васильевна

                                                   

 

 

 

 

                                    

 

   

 

 

 

 Содержание

Введение

1. Классическая (административная) школа управления.

1.1 Исторические предпосылки возникновения.

1.2 Основные положения классической школы управления.

1.3 Система управления Тейлора.

1.4 Система Вебера.

1.5 Схема управления организацией по Г.Форду.

1.6 Принципы и функции управления А.Файоля.

2.Характеристика управление  предприятием

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Список литературы

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение. 
«Классическая» (административная) школа управления - одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XX в. (1920 - 1930 гг.). Возникновение школы связывают с именем Анри Файоля. Если создатель школы научного управления Ф. Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим, что повлияло на его представление об управлении организацией, то авторы данной школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Файоль, которого называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией. Следовательно, они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций в целом. Основной вклад представителей классической школы в теорию управления состоял в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления.  
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основных положений классической школы управления. 
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 
- Рассмотреть исторические предпосылки возникновения школы; 
- Описать основные положения Классической школы; 
- Показать основные положения теории Тейлора; 
- Рассмотреть взаимосвязь бюрократической теории Вебера и положений классической школы; 
- Рассмотреть особенности управления организацией с точки зрения Г.Форда; 
- Описать теорию управления и принципы управления А.Файоля.

 

 
1. Классическая (административная) школа управления.

 
1.1. Исторические предпосылки возникновения 
На разных этапах мировой истории существовали государственные крупные образования, например Македония (при Александре Македонском), Персия, Римская империя и др. С годами управление подобными образованиями становилось более четким И сложным, а сами образования — более сильными и устойчивыми. Так, например, в армии Римской империи были отработанная структура управления, планирования и совершенная дисциплина. Ее легионы легко побеждали плохо организованные армии стран Европы и Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму. Строились дороги, позволяющие улучшить связь окраин с Римом, оперативнее собирать налоги в пользу императора, а в случае необходимости быстро перемещать легионы в окраинные провинции, если местные жители или администрация восставали против римского правления. 
Практический опыт управления был изучен К. Марксом, Ф. Энгельсом, Р. Оуэном, Ч. Бэбиджем и др. 
В конце XIX столетия обстановка в экономике наиболее развитых стран была неблагоприятной. Появление новых машин, двигателей внутреннего сгорания, металлообрабатывающих быстродействующих станков и другой техники не давало ожидаемых результатов в виде роста производительности труда. Концентрация И специализация производства не приводили к приросту прибыли на вложенный капитал. К изучению причин сложившегося положения привлекли ученых. Так на рубеже веков произошло научное становление управления.  
 

1.2. Основные положения  классической школы управления 
Классическая школа включает научное управление и административный подход (первый некоторые авторы считают отдельной школой). Сущность научного управления была изложена в работах Ф. Тейлора, Ф. Гилбретта, Л. Гилбретт, Г. Гантта, М. Вебера, С. Паркинсона, Г. Форда и др. Они считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения, проводили анализ содержания работы и определяли ее основные компоненты. Так, например, Ф. Тейлор, считающийся родоначальником теории управления, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбретты изобрели часы-микрохронометр и, используя его в сочетании с кинокамерой, выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, написав затем рекомендации по рациональной организации труда. Основываясь на полученной информации, представители научного управления изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние непродуктивные движения, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы, достигая при этом существенных результатов.  
В научном управлении учитывался и человеческий фактор. Предполагалось материальное стимулирование увеличения производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность отдыха и неизбежных перерывов в производстве. В результате появлялась возможность устанавливать разумные нормы производства и платить дополнительно тем, кто их перевыполняет. Авторы работ по научному управлению признавали также важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой работе, подчеркивали большое значение обучения работников. 
Важным моментом научного подхода является признание авторами того, что работа по управлению — это определенная специальность, и каждая группа работников должна сосредоточиться на том, что она делает успешнее всего. В результате управление было признано самостоятельной областью научных исследований. Руководители и ученые убедились в том, что методы и подходы, используемые в науке и на производстве, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей. 
Авторы теории административного подхода классической школы управления — А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др. — имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Они в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, старались взглянуть на организации с точки зрения перспективы, определить их общие характеристики и закономерности. Целью ученых было создание универсальных принципов управления, которые затрагивали бы два основных аспекта. Первый аспект — разработка рациональной системы управления. Определяя основные функции управления, авторы находили лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. ТИК, А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация и др. Второй аспект касался структуры организации и управления работниками. А. Файоль выделил такие принципы управления, как единоначалие, ответственность руководителя за деятельность коллектива, материальное стимулирование, единство цели для всех работников организации и др. 
 
1.3. Система управления Тейлора 
Развитие науки «управление» тесно связано с общими этапами развития управленческой науки. Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, считается Фредерик Уинслоу Тейлор. 
До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» — сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу XIX — началу XX века исчерпал себя. 
С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия» . По мнению Тейлора, исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо, и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.  
Ф. Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. В своей «Научной организации труда», впервые опубликованной в 1911 году, он систематизировал все имевшиеся в то время достижения в области организации производственного процесса (тогда это называлось научным управлением труда). Ф. Тейлором были прохронометрированы отдельные движения, а рабочий день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможностей исполнителя. Напротив, росли и сами возможности, прежде всего в результате рационализации самой работы и, в частности, введения целесообразных режимов смен труда и отдыха. 
 
1.4. Система Вебера 
Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом (инженером, а не экономистом) Максом Вебером, который и выдвинул предпосылки того, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими (разработанными Ф. Тейлором) правилами, является наиболее эффективным методом работы. 
Эти правила — расчленение выполняемой работы на отдельные составные элементы-движения — должны быть, согласно теории Тейлора-Вебера, подвергнуты жесткой регламентации и контролю. «Все устроено предельно рационально, все функции определены соответствующими инструкциями, всякое взаимодействие целесообразно и все вместе определено целями. Такая организация подобна хорошо спроектированной машине, люди в ней играют роль отдельных частей, колесиков, передаточных механизмов».  
Типичным для классической школы является пример исследований Фрэнка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов-микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда. 
Макс Вебер, кроме того, развил учение Ф. Тейлора: он «изучал психологические явления, дающие возможность наиболее полно проявиться творческим способностям человека и вызывающие в нем состояние воодушевления, а затем обретения веры. Но он рассматривал эти явления как нечто такое, что зависит от появления вождя, посланного людям свыше. Вождь ломает традиции, увлекает окружающих на путь героических свершений». Понятно, что такой подход выходил за рамки, ограниченные решением чисто производственных задач. 
Теория и практика Тейлора — Вебера могла возникнуть лишь при опреде-ленных производственных условиях. Развитие промышленности требовало создания такого практического учения, которое отвечало бы ее запросам. 
 
1.5. Схема управления организацией по Г.Форду 
Порядок, внедренный в практику Тейлором, в основном функционировал в самом низшем звене управления и стал возможен только в период перехода к крупносерийному, а то и массовому производству, когда за рабочим местом закреплялось лишь несколько операций (либо вообще одна), что приводило к крайней степени централизации. 
На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось. В тот период развития промышленности в этом и представлялась суть управления. 
Однако в самой основе данного порядка уже было заложено противоречие. Регламентировать исключительно все производственные процессы, тем более с активным участием человека, невозможно, а попытки осуществить это лишь снижают эффективность работы, как и любая дисгармония между требованиями управления, с одной стороны, и возФфможностями производственной базы, с другой стороны. 
Кроме того, а вероятно — в первую очередь, сложности регламентации обусловлены самой природой человека, который всегда в той или иной степени стремится к определенной самостоятельности (в том числе и на своем рабочем месте) и противится принуждению. 
Данные обстоятельства очень хорошо учитывал Генри Форд, который к тейлоровской системе добавил свои правила, которые считал чрезвычайно простыми, и изложил их в трех положениях: 
1. При выполнении работ избегайте ненужных формальностей и обычного разделения компетенции. 
2. Оплачивайте хорошо каждого рабочего — платите ему не менее шести долларов в день и следите за тем, чтобы он работал всего 48 часов в неделю, но не более. 
3. Приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте в порядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.  
1.6. Принципы и функции управления А.Файоля 
У истоков классического, или административного, направления стоял ру-ководитель крупной французской угледобывающей компании Анри Файоль, которого за вклад, внесенный в развитие науки управления, часто называют отцом современного менеджмента. Возникновение классической школы обусловливалось усложнением процесса управления, которым сопровождался рост размеров и масштабов деятельности промышленных компаний ведущих индустриальных стран. Происходило фактическое обособление функций менеджеров от функций прочих работников предприятий, выделение менеджмента в отдельную профессию. Это, в свою очередь, вызывало необходимость смещения акцента управленческих исследований с техники производства на организацию в целом. 
Если представители школы научного управления концентрировали основное внимание на совершенствовании отдельных операций производственного процесса и практически не выходили на уровень управленческих обобщений, то Файоля интересовали как раз проблемы общего менеджмента организации. Он и другие «классики» (как, например, англичанин Л. Урвик и американцы Д. Муни и А. Рейли) ставили своей целью выработку совокупности универсальных принципов управления. Эти принципы охватывали широкий спектр проблем организации - от разработки рациональной системы ее управления (в этой части теория «классиков» перекликалась с возникшей на рубеже веков «бюрократической теорией» известного немецкого социолога Макса Вебера[1]) до принципов построения ее структуры и функций менеджмента. 
Наиболее известными являются 14 универсальных принципов управления Анри Файоля, впервые опубликованные в 1916 г. в журнале «Администрасьон индустриэль женераль». Большинство этих принципов сохраняет актуальность и по сей день. 
Универсальные принципы управления Файоля: 
1. Разделение труда. Специализация повышает производительность, по этому процесс производства должен быть разделен на специализированные и поддающиеся управлению части. 
2. Полномочия и ответственность. Полномочия приказывать всегда порождают ответственность. 
3. Дисциплина. Дисциплина поддерживает эффективность руководства. Дисциплинарные правила должны быть четко определенными и обязательными для всех. 
4. Единоначалие. Работник получает приказы только от одного начальника. Приказывать «через голову» непосредственного начальника запрещается. 
5. Единство направления деятельности. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, имеет свой план и одного руководителя. Дублирование недопустимо. 
6. Подчиненность личного интереса общей цели. Интересы организации стоят выше интересов любого работника или любой группы работников. 
7. Вознаграждение. Вознаграждение соответствует выполненной работе. Перевыполнение заданий поощряется. 
8. Централизация. Степень централизации зависит от конкретных обстоя-тельств и должна служить делу. Централизация власти сочетается с делегиро-ванием части полномочий сверху вниз. 
9. Скалярная цепь. Скалярная цепь - это цепь руководителей сверху донизу. Приказы должны выполняться последовательно по цепи. Недопустимо отка-зываться от иерархии без необходимости, но не меньшей ошибкой является и поддержание этой иерархии, если она наносит ущерб делу. 
10. Порядок. Работники и материалы должны быть на своем месте в поло-женное время. 
11. Равенство и справедливость. Ко всем работникам следует относиться, как к равным, и с уважением. 
12. Стабильность персонала. Излишняя текучесть кадров - свидетельство плохого руководства. Она снижает эффективность организации. Средний ра-ботник или руководитель, который дорожит своим местом, лучше талантливого, который «летает» с места на место. 
13. Инициатива. Инициатива позволяет чувствовать себя активной частью организации. Она повышает производительность и должна поддерживаться руководством. 
14. Корпоративный дух. Чувство единения сродни чувству гармонии. В единении – сила.  
Можно заключить, что управляемый по Тейлору процесс производства в наибольшей степени соответствует уровню развития промышленности начала и середины XX века. 
Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века предопреде-лило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем. Ф. Тейлор был «технарь» и знал проблемы изнутри. А. Файоль был руководителем и стоял, в отличие от Тейлора, над администрацией, что и позволило ему развить теорию на более высоком уровне управления. 
Идеи классической школы управления получили наибольшее распростра-нение к середине 20-х годов XX в. Однако уже тогда стало ясно, что рост ин-тенсивности труда, вызванный влиянием административной власти и экономического принуждения, приводит к обострению взаимоотношений между рабочими и администрацией. Оказалось также, что производительность труда возрастает при повышении заработной платы только до определенного уровня. Так, Тейлор указывал, что его система управления предназначена прежде всего для того, чтобы получить максимум Прибыли, в ней главное не человек, а величина прибавочной стоимости. Недостатки классической школы вынудили ученых искать новые методы управления производством.

2. Характеристика управление предприятием.

- Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Центр физического развития», основной задачей Учреждения является осуществление образовательного процесса, ориентированного на развитие мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализации дополнительных образовательных программ и платных услуг по физическому воспитанию в соответствии с выданными лицензиями, воспитание и обучение учащихся.

Управление  Учреждением осуществляется следующим составом:

  • Учредитель;
  • Наблюдательный совет Учреждения;
  • директор Учреждения;
  • Совет Учреждения;
  • общее собрание трудового коллектива Учреждения;
  • попечительский совет Учреждения;
  • педагогический совет Учреждения.
  • тренерский совет Учреждения.

 Организация МАОУДОД «СДЮСШОР «ЦФР» имеет линейную организационную структуру предприятия в соответствии с которой  лежит принцип единоначалия, в соответствии с которым каждый сотрудник организации имеет только одного непосредственного руководителя. Традиционно линейная оргструктура понимается как иерархия должностей, в которой высший руководитель организации связан с с каждым из нижестоящих сотрудников единственной цепочкой подчинения, проходящей через соответствующие промежуточные уровни управления (рис. 1).

 

 

В организации используется  метод управления по А.Файоля, рассмотрим структуру предприятия в соответствии с основными признаками управления :

  • Разделение труда    -   в организации имеются  структурные подразделения :администрация, педагогический совет ,тренерский совет.
  • Полномочия и ответственность  - руководители структурных подразделений имеют права и обязанности согласно должностных инструкций.
  • Дисциплина – уровень  дисциплины поддерживается эффективностью руководства.
  • На предприятии четко придерживаются принципа единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника.
  • В организации так же принята система получения вознаграждений по итогу работы за месяц, квартал и год.
  • Централизация власти сочетается с делегированием части полномочий Учреждение имеет филиал, детский оздоровительно-образовательный лагерь «Олимпиец», осуществляющий деятельность на основании утверждённого положения.
  • На предприятии сложился стабильный  состав работников,что свидетельствует о эффективности труда руководством предприятия.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

Основатели административной школы менеджмента руководствовались  задачей создания универсальных  принципов управления, следование которым  позволяет достичь максимального  эффекта деятельности любого предприятия. Несомненно, Файоль и его последователи достигли своей цели.

Определив управление как  процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и  контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством.

Уроки собственного опыта  Файоль суммировал в перечне «Основных принципов менеджмента». Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация, единство руководства, единоначалие, скалярная цепь (иерархия). Принципы процесса – это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу.

Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали  носить гибкий характер и учитывать  ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Однако даже специальное  образование вряд ли поможет развить  административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие  качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность  в принятии решений, способность  управлять людьми и др. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор  представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной деятельности.

Помимо А. Файоля представителями административной школы являлись Л.Урвик, М. Вебер, Д.Муни, Г. Черч и др.

Описанный Вебером идеальный  тип организации вызван появлением особого социального слоя бюрократии, специализирующегося на управлении. В основе бюрократического типа организации  лежат знания, опыт и административные навыки менеджера.

Очевидно, что и доныне многие успешные компании и индивидуальные предприниматели для эффективной  работы малых и крупных предприятий  используют принципы, разработанные  более ста лет назад представителями  административной школы менеджмента. В этом и состоит незаменимый  вклад А. Файоля и его последователей в развитие науки управления.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов.— М: Академический Проект, 2002.— 560 с.
    2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.
    3. Мотивация труда и повышение эффективности работы. Н. Комарова. // Человек и труд, №10, 2007.
    4. Травин В.В. , В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2005.
    5. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 2006.
    6. Психология управления. - М.:  , 1996/97.
    7. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: "Акалис", 2006.
    8. Уткин Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация авторов и издаталей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 2007.

 

 

 


Информация о работе Классическая (административная) школа управления