Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:14, реферат
Безо всяких преувеличений такой же научный подвиг совершил Ф.Тейлор. На смену расплывчатым и достаточно противоречивым принципам управления, предлагавшимся его предшественниками, пришла строгая научная система знаний о законах рациональной организации труда Тейлора. Ее составными элементами служили математический способ исчисления себестоимости, дифференци-альная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм «научного менеджмента».
Тема 6. Классическая геометрия труда
Законы и принципы научной организации труда
Безо всяких преувеличений такой же научный подвиг совершил Ф.Тейлор. На смену расплывчатым и достаточно противоречивым принципам управления, предлагавшимся его предшественниками, пришла строгая научная система знаний о законах рациональной организации труда Тейлора. Ее составными элементами служили математический способ исчисления себестоимости, дифференци-альная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм «научного менеджмента».
Каждый из элементов порознь
еще не составлял сути «научного
менеджмента», поскольку представлял
собой отдельные технико-
1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия.
2. Отбор рабочих и менеджеров,
их тренировка и обучение на
основе научных критериев. (Позже
такую процедуру ученые наз-
3. Сотрудничество между
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.
Тейлор писал о сути своей системы: «Наука вместо тради-ционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; доведение каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему произво-дительности и максимального благосостояния».
На первый взгляд провозглашаемые Тейлором принципы могут показаться пустыми декларациями, ни к чему не обязывающими призывами. Так, он провозглашает обучение каждого отдельного рабочего и максимальное повышение его благосостояния. Причем утверждает, что ставит это в качестве одной из важнейших целей «научного менеджмента». К постановке социальных целей управления он пришел долгим путем бесконечных экспериментов, проб и ошибок. Не все удавалось сразу, отдельные «узлы» системы приходилось проверять и перепроверять на прочность, выбраковывать неудачные конструкции и находить более совершенные методы. О его упорстве и терпении можно, пожалуй, слагать ле-генды. Так, эксперименты по резанию металлов Тейлор неустанно проводил в течение четверти века, испробовав десятки тысяч опы-тов, подбирая различные сплавы, конструкции резцов, манипу-лируя скоростью и углами наклона.
Приблизительно так же он поступал и в сфере научной органи-зации труда: все рассчитывал, проверял, доказывал. Разумеется, ошибки были, но не это главное. Важнее другое. Тейлор в резуль-тате многолетних экспериментов создал новую науку управления, где, как и в механике Ньютона, траектории передвижения людей, инструментов и информации были строго рассчитаны, выверены до сантиметров и градусов. Впечатляющее здание «научного менедж-мента», построенное Тейлором, можно назвать (и это не будет преувеличением) классической геометрией труда.
В самом деле, движение любого тела в рациональном прос-транстве его системы происходило по строго заданным прямым, будь то оптимизация разделения и соединения труда, расстановка рабочей силы в мастерской и на предприятии, рационализация приемов, методов и условий труда, стандартизация оборудования и инструментов, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, совершенствование нормирования и стимулирования труда. Все имело свой смысл и заданность, было устремлено к единой цели — получению максимальной прибыли.
Организационная гармония и экономическая целесообразность — вот, пожалуй, важнейшие аксиомы тейлоровской геометрии труда. Как и геометрия Евклида в математике, тейлоровская систе-ма построена на идеализации свойств реальных, физически сущест-вующих процессов. Разумеется, сам Тейлор никогда не ориентировался на евклидову модель как образец для своих исследований. Просто так уж получилось, что принципы, лежащие в основании обеих теорий, во многом сходны.
В классической геометрии, изображающей
мир в одной идеаль-ной
Подобно этому и в системе «научного менеджмента» (а в более широком смысле — в классической школе управления) точные расчеты и формально-логические процедуры, упорядоченность и гармония ценились очень высоко. Старая система управления отвергалась Тейлором прежде всего за то, что допускала изрядную долю субъективного произвола и некомпетентности там, где должны царить объективность и строгий расчет. Предприниматель по собственному усмотрению снижал рабочим расценки, на собственный вкус подбирал инструменты и кадры. И никакие объективные законы не способны были обуздать произвол и насилие, поскольку таких законов еще просто не существовало.
«В противоположность этому, развитие
научной организации труда,—
В научно организованном управлении, полагал Тейлор, должны существовать объективные законы или истины, которым обязаны в равной мере подчиняться все — и администрация, и рабочие. Перед законом все равны, иначе не будет правовой основы управления. Речь идет не о юридических законах, а о стандартах и нормах труда. Они устанавливаются в экспериментах, проводимых учеными и экспертами, но согласуются и прини-маются обеими сторонами—работниками и работодателями. Толь-ко в этом случае они будут неукоснительно соблюдаться. Их вы-полнение подкрепляется соответствующей мотивацией: высокая норма выработки дает рабочим более высокий заработок, а пред-принимателю — высокую прибыль.
Экономическая эффективность —
это, пожалуй, третья «сторо-на», которая
также должна оказаться в выигрыше.
Рассчитывая трудовые нагрузки на одного
рабочего, Тейлор устранял все оши-бочные,
медленные и бесполезные
Создавая идеальные прямые рабочих движений, отсекающие всякие изгибы и отклонения, Тейлор в конечном итоге стремился найти идеал эффективного труда, самый правильный метод. Прин-цип экономии сил — движущий механизм в геометрии труда — требовал, чтобы максимальный результат достигался при наимень-ших затратах. В экспериментальных условиях устранение лиш-них движений давало прирост производительности труда в 2—3 раза. Правда, и затраты физических сил человека увеличивались почти пропорционально. Вместе с тем зарплата повышалась лишь на 60%, что, конечно же, не всегда служило эквивалентной компен-сацией. Возможно, что, следуя пропорциям евклидовой геометрии, надо бы и зарплату увеличить не в полтора, а в два-три раза. Тогда установилась бы «гармоническая» пропорция между тремя величинами — производительностью, затратами и зарплатой.
Но будем справедливы и
Суть тейлоровской системы не в этом. В ее механизме, как и в часах, все детали настолько точно подобраны, что их согласован-ное взаимодействие, по мысли автора, в принципе исключает лю-бой произвол и беззаконие. Он предположил: недостатки в органи-зации труда не бросаются в глаза, поскольку нормы производите-льности занижены. А это порождает безответственное отношение к выполнению своих обязанностей как у рабочих (сознательное заме-дление темпа работы), так и у администрации (перекладывание своих функций на плечи подчиненных). При этом «работа с прохл-адцей» - не причина, а следствие неполадок в системе управления.
Поставив точный диагноз болезни, Тейлор нашел достаточно эффективное решение, которое действительно может прочиты-ваться как аксиома труда. Тейлор полагал: если труд во всех звень-ях и участках производства организован на научной основе, т. е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональ-ные методы и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы, то рабочее время будет употребляться с наибольшей Поль-зой. Отсюда вытекает важнейшее следствие: повысить эффектив-ность производства можно, лишь решая двуединую задачу раз-работки технико-организационных и социально-психологических методов управления.
Такова в общих чертах система
организации труда и
Дифференциальная система оплаты
Как всякий бизнесмен и практичный человек, Тейлор осознавал, что хороших экономических результатов нельзя добиться с по-мощью управления, основанного на альтруизме и филантропии. Залог успеха — в принципах разумного эгоизма. Тот, кто хочет хо-рошо работать, должен хорошо получать. Но просто так ни один предприниматель или менеджер платить деньги на станет. Он согласится прибавить 30 или 60% к зарплате, если твоя выработка увеличится на 100%. Остаток пойдет на оплату делового риска и усовершенствований, необходимых при любой рационализации труда.
Передовой рабочий не захочет трудиться рядом с ленивым со-седом и получать поровну с ним. Он потребует более высокой оп-латы и будет прав. Стало быть, для него надо создать подходящие условия: своевременно обеспечить сырьем, инструментом и техни-ческой документацией, без задержек снабжать деталями, обучить профессиональным навыкам, поставить распорядительного и ком-петентного администратора. Кроме того, надо так построить сис-тему оплаты труда работника, чтобы за брак и намеренные ошибки, за работу с прохладцей он наказывался, а за отличную работу — дополнительно вознаграждался. Сегодня это азбучная истина, но сто лет назад изобретение дифференциальной системы оплаты яви-лось большим шагом вперед.
Основной принцип
Почему же Тейлору вздумалось изменить старую систему оп-латы? Что в ней было плохо? Основные проблемы, возникавшие при ее использовании, сводились к следующему: 1) рабочим пла-тили за служебное положение, но не за индивидуальные способ-ности (энергию, трудолюбие, умения), иначе говоря, оплачивалось присутствие человека на работе, а не его трудовой вклад; 2) оплата труда зависела не от самого рабочего, а от желания администрации; 3) одинаково оплачивались ленивые и добросовестные рабочие, тем самым легализировался и институализировался уравнительный принцип; 4) администрация бесконтрольно понижала расценки, а рабочие отвечали ограничением производительности; 5) для рабочего важной являлась гарантия сохранения зарплаты, а не коли-чество выполненной работы; 6) рабочие не интересовались убыт-ками предприятия, администрация не была заинтересована в изуче-нии фактического времени выполнения задания; 7) не существо-вало заинтересованного сотрудничества предпринимателей и ра-бочих.
И до Тейлора предпринимались
Для методики определения нормы выработки и нагрузки на человека может служить примером следующий эксперимент Тей-лора в Бетлхемской компании. Его помощники — Гиллеспи и Уолл —отобрали 10 наиболее сильных иммигрантов из малооп-лачиваемых рабочих. При обычной норме в 13 тонн они заставили их грузить 75 тонн. Даже после первой вагонетки рабочие выгляде-ли истощенными. Дополнительные обследования позволили заклю-чить, что 75 тонн — максимальный, теоретически допустимый пре-дел. От данной величины инженеры отняли 40% на отдых и уста-новили допустимую норму для первоклассных грузчиков — 45 тонн в день. Найти добровольцев для следующей серии опытов оказалось крайне сложно. Из 40 приглашенных только 3 оказались действительно «первоклассными», 10 были близки к норме, а остальные не выдержали нагрузок через 2—3 дня. Хотя Гиллеспи и Уолл являлись не очень опытными специалистами, Тейлор поверил им и сделал это нормой для рабочих всего завода.