Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:42, контрольная работа
В отличие от Ф. Тейлора, уделявшего основное внимание производственным системам, А.Файоль разработал принципы менеджмента для организации в целом.
1.Разделение труда - внимание и усилия работника концентрируются на отдельной узкой задаче, тем самым повышается квалификация и уровень выполнения работы.
2.Власть - право отдавать команды и нести ответственность за результаты.
3.Дисциплина - четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации:в основном-результат возможностей руководства.
1.Классическая(администртивная) школа менеджмента.
2.Понятие и сущность менеджмента.
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ
Донбаський державний технічний університет
Контрольна робота
Алчевск 2013
План
1.Классическая(
2.Понятие и сущность менеджмента.
1.Школа классического (административного) управления
Основоположником школы классического (административного) управления считают французского ученого практика Анри Файоля (1841-1925гг.), который руководил большой французской компанией по добыче угля, а после выхода в отставку решил обобщить свой богатый практический опыт.
В отличие от Ф. Тейлора, уделявшего основное внимание производственным системам, А.Файоль разработал принципы менеджмента для организации в целом.
1.Разделение труда - внимание и усилия работника концентрируются на отдельной узкой задаче, тем самым повышается квалификация и уровень выполнения работы.
2.Власть - право отдавать команды и нести ответственность за результаты.
3.Дисциплина - четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации:в основном-результат возможностей руководства.
4.Единство распорядительства - распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю.
5.Единство руководства - один руководитель и единый план (набор действий) по достижению каких-то единых целей.
6.Подчинение индивидуальных интересов общим интересам - менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом.
7.Вознаграждение персонала - оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей.
8.Централизация - уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты.
9.Цели взаимодействия - четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным.
10.Порядок - все должны знать свое место в организации.
11.Равенство - к рабочим следует подходить справедливо и подоброму.
12.Стабильность персонала - кадры должны находиться в стабильной ситуации.
13.Инициатива - менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи.
14.Корпоративный дух - следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта.Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией.Главный вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирования и прогнозирования, организации, руководства, координации и контроля.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации управления работниками. Наиболее известный из этих принципов- принцип единоначалия.
А.Файоль считал, что он обязан своим успехам в бизнесе не столько личным качествам, сколько разработанным им методам управления. В то же время он подчеркивал, что использование принципа не подразумевает использования чего-то абсолютно жесткого.
А.Файоль, в отличие от Ф.Тейлора, отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указал на необходимость создания штабов, которые, не обладает правами руководства, должны осуществлять подготовку к будущему. Большое внимание он уделял прогнозу.
Дальнейшее развитие теория классического менеджмента получила в трудах Г.Эмерсона, Л. Урвика, М.Вебера.
Г. Эмерсон сформулировал следующие принципы управления:
точная цель управления;
учет перспективы при выборе позиций;
компетентная консультация;
дисциплина;
справедливость отношений к персоналу;
диспетчирование;
нормы и расписание;
нормализация условий труда;
нормирование труда;
письменные инструкции;
вознаграждение за производственные результаты.
Г. Эмерсон впервые указал на необходимость комплексного подхода к решению задач организации и управления. Дал понятие эффективности управления как максимального соотношения между затратами и результатами процесса управления.
Л.Урвик продолжил и углубил основные положения А.Файоля, дополнив основные обязанности руководителя функциями по координации, отчетности и составлению бюджета. Главное внимание Л.Урвик уделил разработке принципов управления и сформулировал их следующим образом:
соответствие качеств людей организационной структуре;
создание специального и генерального штабов;
сопоставление прав и ответственности;
диапазон контроля;
специализация;
определенность;
М.Вебер акцентировал внимание на изучении проблемы лидерства и структуры власти в организации, выделил типы организации управления:
харизматический (руководитель обладает исключительными свойствами);
традиционный (возникает из харизматического);
идеальный (бюрократический) (основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером).
Таким образом, представители классической школы пытались разработать принципы, рекомендации и правила создания строго определенной принудительной системы выполнения работ и исключить влияние отдельных работников на производство введением соответствующих жестких мер нормирования. Они считали возможным разработать такие принципы, которые, подобно классическим и физическим законам, действовали бы независимо от системы и человека.
2.Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
* ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
* постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
* хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
* постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
* выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
* необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".
Менеджмент как наука.
Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.
Менеджмент - это социально-гуманитарная наука.
Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальною практику приемами и навыками.
На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки.
Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор.
Менеджмент, как аппарат управления или категория людей.
Людей профессионально занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается определенная категория людей и аппарат управления конкретной фирмой.
Менеджер - это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту.
Цели и задачи менеджмента:
Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Цели обладают рядом характеристик:
конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;
взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.
Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление и общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Классификация целей может осуществляться :
- по охватываемой сфере (общая, частная цели);
- значению (главная, промежуточная, второстепенная);
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).
Типичные результативно-хозяйственные цели:
- стремление к доходу;
- стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);
- стремление к увеличению оборота;
- стремление к снижению расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Информация о работе Классическая школа менеджмента. Понятие менеджмента