Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:35, реферат
Теоретические основы построения и функционирования организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, социальной психологии, экономической науки, юриспруденции и других.
Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для прошлого столетия, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими.
Введение............................................................................................................................3
1. Теория научного управления.......................................................................................7
2. Административная теория организации и управления. Генри Файоль...................9
3. Бюрократическая теория организации......................................................................12
Заключение.......................................................................................................................20
Список литературы..........................................................................................................21
5. В таком случае высший
6. Ужесточение функции контроля
увеличивает чувствительность
Исследование Лайкерта, одного из представителей поведенческого направления, привело его к утверждению, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по ряду структурных измерений. Лайкерт утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффективными, так как они стремятся к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер окружающих условий. Он предложил модифицированную теорию организации, или теорию «Система 4», которая основывается на следующих положениях:
1. Уделять внимание на все
организационные функции (
2. Мотивационный процесс
3. Осуществление координации и гармонии деятельности членов организации путем обеспечения постоянного взаимодействия и взаимовлияния.
4. Постоянное измерение
Гоулднер предложил две модели организации, адекватно, но вместе с тем односторонне списывающих ее двойственную природу:
• естественную — акцепт делается на стихийных, незапланированных процессах;
• рационально-инструментальную — внимание сосредоточивается на спланированных и спроектированных процессах.
В той или иной части обе модели
присутствуют практически во всех современных
моделях организации. С позиций этих моделей
Гоулднер попытался проанализировать
природу позиционных социальных конфликтов,
социальной напряженности, противоречий
в логике карьеры управленца.
Гоулднер выдвинул тезис о том, что организация
продолжает стремиться к существованию
даже после достижения поставленных целей
и к асимметричной взаимной зависимости
ее частей. Он отмечал в качестве позитивной
черты бюрократической модели организации
то, что бюрократические правила существенно
снижают напряженность в рабочих группах
и повышают способность системы к обеспечению
равновесия и интеграции, но в то же время
в логике ее функционирования (возрастания
самоценности формальных правил и норм)
видел основной источник возникновения
напряженности и конфликта. Поэтому большое
внимание уделял позиционному конфликту
и его проявлениям, в частности в центростремительных
и центробежных тенденциях.
В настоящее время слово «
Тем не менее, бюрократические организации
руководствуются в своей
Типичными чертами бюрократии являются:
• четко определенная цепь управления, в которой права и обязанности, а также промежуточные позиции определены и осознаются;
• система процедур и правил устанавливает трудовые отношения между людьми, а также рабочими заданиями. Они разрабатываются, чтобы обеспечивать постоянные нормы поведения и обслуживать внезапно возникающие. Они предотвращают использование организации в своих собственных целях;
• разделение труда основывается на специализации и компетентности;
• отбор, назначение на должность и повышение по службу основываются на заслугах и достижениях, а не па традиции и капризе;
• беспристрастность в социальных отношениях. Бюрократизм касается взаимоотношений между должностями, а не людьми. И каждая должность или пост реагирует на поведение других должностей, а не на человека, занимающего эту должность.
Бюрократические организации иногда критикуют за определенные ограничения, которые типичны для таких организаций:
• их медленную адаптацию к меняющимся обстоятельствам;
• их озабоченность своей ролью и обычаями;
• чрезмерное требование к соблюдению формальных процедур.
Следует отметить, что любая бюрократия построена на серии ролей, которые четко установлены и которым обучают людей. Из этого вытекают определенные типы поведения:
• обучение очень важно, потому что оно помогает работающим в организации войти в свою роль. Этим бюрократия резко отличается от организаций, основанных на монопольной власти, где «хозяин и босс» полагают, что все должны просто брать пример с него;
• методика проведения работы и правила священны;
• иерархия и статус четко определены;
• отношения устанавливаются правилами и инструкциями.
Это дает определенное чувство справедливости,
но и создает чувство
• стабильность ценится, а изменения и непредвиденные события вызывают вялую реакцию;
• управленческие решения основываются на определенных полномочиях. К инициативе, выходящей за рамки этих полномочий, относятся неодобрительно.
Следует заметить, что бюрократическая организация имеет все черты классической структуры — пирамидальную и функциональную. Контакты с подчиненными хорошие, но всесторонний обмен информацией между всеми структурными единицами организации затруднен.
Ограничительным моментом классических теорий организации считается представление о человеке как винтике в механистическом характере его поведения.
Заключение
Итак, основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти.
Власть - это способность заставить
исполнять свои решения подчиненных;
основой власти является формальное
положение руководителя и руководство
с помощью поощрений и
Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации стал важным элементом модели “человеческих отношений”.
Большое значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.
В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.
Список литературы: