Цель социально-психологических
методов управления - познание и
использование законов психической деятельности
людей для оптимизации психологических
явлений и процессов в интересах общества
и личности. В этом состоит единство, тесная
связь и взаимообусловленность социальных
и психологических методов управления.
Однако между ними существует и различие:
при помощи социальных методов осуществляется
управление отношениями в группах и между
группами; при помощи психологических
- управление поведением индивида и межличностными
отношениями в группе.
Цель социологических
методов - управление формированием
и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического
климата, оптимальной сплоченности, достижения
общей цели путем обеспечения единства
интересов, развития инициативы и т. п.
В основе социологических методов лежат
потребности, интересы, мотивы, цели и
т. п.
1. Методы управления
отдельными групповыми явлениями
и процессами включают:
- методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:
- методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;
- методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.
2. Методы управления индивидуально-личностным поведением
призваны обеспечить необходимое производственное
поведение персонала в соответствии с
поставленными целями:
- внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;
- методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;
- методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида.
Цель психологических
методов - создание морально-психологического
климата, способствующего активизации
деятельности индивида и повышения
степени удовлетворенности процессом
труда в коллективе, на предприятии.
Объектом психологических методов на уровне предприятия
является индивид, субъектом - руководитель.
К психологическим методам
относятся:
- методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости;
- методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
- методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;
- методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.
Выбор методов во многом
определяется компетентностью руководителя,
организаторскими способностями, знаниями в области
социальной психологии.
Познание социально-психологических
и индивидуальных особенностей исполнителей
дает руководителю возможность сформировать
и принять оптимальный стиль управления и тем самым
обеспечить повышение эффективности деятельности
предприятия за счет улучшения социально-психологического
климата и повышения степени удовлетворенности
трудом.