Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:52, доклад

Описание работы

Не могла не начать с этой Причты. Она так точно описывает реальность и так близка по духу к Когнитивной школе, о которой пойдет речь. Так часто бывает, что мы спорим и утверждаем свою правоту, не умея слушать и понимать других, и лишь ухватившись за малую часть, пусть даже и истинную, пытаемся доказать истинность целого. Эта причта через "слепцов" очень ловко иллюстрирует факт ограниченности человеческого познания и то, что наши убеждения зачастую формируются посредством того, с чем мы имеем дело. Каждый видит то, что хочет видеть, во что верит и убежден. Мудрецы не видели "слона", но у каждого из них уже было свое представление ( своя теория ) о нем.

Файлы: 1 файл

Когнитивная школа.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

Доклад

на тему

"Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс"

 

Подготовила:

Аветисян А. С.

 

 

Шесть мудрецов из Индостана,  
Любовь к познанию питая,  
Отправились к слону  
(хоть были все слепыми),  
Чтобы свои теории проверить.

Один лицом уткнулся  
В шершавый бок слона  
И, падая, воскликнул:  
"О, Господи, меня ты вразумил,  
Воистину, слон - прочная стена!"

Второй, нащупав бивень, закричал:  
"Мне совершенно ясно!  
Чудесный слон в моей руке -  
Не что иное  
Как гладкое и острое копье!"

А третий, подойдя к слону,  
За хобот ухватился,  
Отбросил в сторону:  
И молвил: "Несомненно,  
Слон и змея - одно и тоже"

Четвертый, подбежал к слону,  
Колено, руками обхватив,  
Сказал: "Ну что тут спорить,  
Таким прямым и ровным  
Быть может только дерево."

Тут пятый, он сумел до уха  
Допрыгнуть, закричал:  
"Любой слепец вам скажет -  
Нет никаких сомнений:  
На веер слон похож."

Шестой неспешно  
Добрался до хвоста  
И вымолвил: "Веревка, да и только.  
Не может слон  
Быть чем-нибудь еще."

Так мудрецы из Индостана  
В горячих спорах  
Стояли твердо на своем.  
Был каждый в чем-то прав,  
Но ошибались все.

Мораль  
Так часто в спорах люди, истину свою  
Пытаясь доказать, не слушают друг друга.  
И притча о слоне -  
Лишь небольшой пример  
Всеобщего непониманья.

 

(из Джона Годфри Сакса,

вольный перевод Валерия Земских)

 

 

Не могла не начать с  этой Причты. Она так точно описывает реальность и так близка по духу к Когнитивной школе, о которой пойдет речь. Так часто бывает, что мы спорим и утверждаем свою правоту, не умея слушать и понимать других, и лишь ухватившись за малую часть, пусть даже и истинную, пытаемся доказать истинность целого. Эта причта через "слепцов" очень ловко иллюстрирует факт ограниченности человеческого познания и то, что наши убеждения зачастую формируются посредством того, с чем мы имеем дело. Каждый видит то, что хочет видеть, во что верит и убежден. Мудрецы не видели "слона", но у каждого из них уже было свое представление ( своя теория ) о нем.

Когнитивная школа определяет процесс формирования стратегии как процесс познания, а само создание стратегии - достижение понимания. Формирование стратегии является ментальным процессом, который содержит в себе творческий аспект.

Школа уделяет большое внимание стадиям процесса формирования стратегии: первоначальному пониманию, переосмыслению принятой стратегии, привыканию к ней, ее закреплению. Понимание нами стратегического процесса способствует дальнейшему познанию законов мышления и человеческого мозга.

Формирование стратегии происходят в сознании стратега через процессы познания.

То есть подразумевается, что, перед тем как сформировать стратегию, у стратега уже есть карты и схемы способов получения и обработки информации из внешней среды. Окружающая среда фильтруется и становиться некой объективно-субъективной интерпретацией.

Нам известна та позиция, что организация должна адаптироваться к окружению. Важно понимать, что цель не анализировать происходящие тенденции, а самим создавать эти тенденции. Ведь логично, что если появляется некая возможность, и фирмы, анализируя  понимают это, хотят ею воспользоваться, то возможность уже исчезает. Это как с модой, модные тенденции, и как следствие - все бутики заменяют свой ассортимент в соответствии с этим, и создается такая ситуация, что во всех бутиках схожие вещи, люди, следующие моде, похожи друг на друга как инкубаторские цыплята. Да, мода - это массовая болезнь, но она имеет границы, потому так часто и меняется. И то, что вчера было модным, сегодня - уже шаблонно. Фирме необходимо снова следить за модными тенденциями и заменять ассортимент.

В деятельности важнее делать упор на собственные силы, на то что ты можешь предложить, чем ждать возможностей и удачного момента, который подкинет внешняя среда. Любая деятельность связана с определенными ограничениями, которые накладываются на нее, но времена меняются и ограничения надо пересматривать. Ведь, то, что нельзя было делать вчера - возможно, нужно делать сегодня.

Вернемся к формировании стратегии. Мы говорили, что оно напрямую зависит от познавательных способностей стратега, это сложный и творческий, ментальный процесс на основе знаний и опыта. Немалую роль играет культура, среда формирования личности, так как она вносит свои непоколебимые истины, которые приживаются с малых лет.

В Когнитивной школе есть две ветви по-разному трактующие познавательный процесс. Первая - объективная, которая трактует обработку знаний как создание объективной картины мира. А вторая - субъективная, которая настаивает на том, что познание субъективно и стратегия есть - интерпретация мира.

На мой взгляд, здесь не должно быть раздробленности. Эти две ветви - части единого целого процесса - формирования стратегии на основе познания мира и выработки своего взгляда на него, на происходящие в нем явления и процессы. Первая ветвь - это фундамент, основа жизнедеятельности, ведь не познав мир нельзя ничего сделать, а вторая - творческая часть. Ведь, только познавая, набирая определенные знаний, можно предложить свою точку зрения. Опыт формирует круг знаний, которые отражаются в действиях стратега, что, в свою очередь, приводит к новому опыту - "век живи - век учись" - это вечный процесс.

На мой взгляд, залогом формирования верной и удачной стратегии является прочный багаж жизненного опыта, либо острая интуиция и везучесть. Можно перечитать множество замечательных книг, посещать семинары и тренинги, но ничто так не поможет вам сформировать Ваш взгляд на вещи, как собственные взлеты и падения.

Занимаясь каким-либо делом  впервые, мы можем много времени потратить на его изучение и уйти не в ту степь, либо разочароваться в выбранном пути или, что еще хуже, передумать вовсе. Необходимо действовать, предпринять первые шаги, пусть не на 100% верные, в этом нет ничего страшного. Это первые шаги, они имеют право быть таковыми. Ничего не бывает "все и сразу", Москва, тоже, не сразу строилась. Все придет с опытом, нужно быть терпеливее и идти к своей цели. Неверные шаги уберегут нас от их повторного возникновения и помогут понять верные.

Большую роль при формировании стратегии играет психология, тенденции человеческого мышления и поведения, личностная классификация. Нам всем свойственны такие характеристики как: экстраверсия (побуждение внешнего мира к действию) - интроверсия (внутренний мир формирует действия); сенсорность (рациональность обработки информации) - интуитивность (информация обрабатывается исходя из важнейших принципов); мыслительность (решения - анализ ситуации) - эмоциональность (индивидуальные ощущения); рациональность (упорядоченность, планируемость, контроль) - иррациональность (спонтанный, гибкий образ жизни).

Понятно что нет людей  которые являются 100%-ым носителем какого-либо из этих характеристик. В нас заложена их комбинация, и у каждого она своя, индивидуальная. И нахождение баланса - важная задача.

Зачастую мы собираем факты  в пользу "нашего мнения" и пренебрегаем данными, которые явно противоречат ему. Наше мышление непоследовательно, то есть в сходных ситуациях мы можем проявлять себя совершенно по-разному. Часто нам с трудом дается изменение собственного мнения, в котором мы так сильно убеждены при появлении новых фактов, что говорит о консерватизме. Почему-то мы даем большую значимость новым событиям над давними и часто оперируем теми знаниями, которые "на поверхности", наиболее легкодоступные, хотя если подумать и покопаться немного глубже, то можно выявить более ценную информацию. Нередко мы устанавливаем взаимосвязи явлений, которые в действительности оказываются совершенно несвязанными между собой.

Наше восприятие и оценка ситуации происходят с сугубо личной позиции - "Я", мы не можем реально оценить, так как ограничены своей собственной позицией, которая может многое не учесть.  Надо уметь смотреть на вещи со стороны, а не сквозь призму личного мнения по этому поводу.

Наши победы и успехи мы приписываем себе, своим умениям и гордимся этим, но не умеем признавать наши ошибки и провалы, часто сваливаем их на невезенье или чью-то вину, вечно оправдываемся, тем самым, не усваиваем и не извлекаем полезные уроки жизни. Часто наш прогноз развития событий мы связываем с тем исходом, который мы желаем видеть. Получается, что мы принимаем желаемое за действительное, а это к сожалению далеко не всегда так. Мы недооцениваем неизвестность, наверно это оптимизм.

Деятельность может повлиять на понимание, а определение подхода к проблеме порождает сопротивление к его изменению. Четко сформулировав стратегию мы психологически противимся его изменению.

Одним словом, Когнитивная  школа очень богатая и глубокая школа. Можно продолжать рассуждения  об основных аспектах данного учения бесконечно. И не зря эта школа является связующим звеном между "объективными" предыдущими школами (Дизайна, Планирования, Позиционирования, Предпринимательства) и последующими -"субъективными" (Обучения, Власти, Культуры, Внешней среды и Конфигурации).

 


Информация о работе Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс