Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Информация играет особую роль в процессе развития цивилизации. Владение информационными ресурсами и рациональное их использование создают условия оптимального управления обществом. И напротив, искажение информации, блокирование ее получения, использование недостоверных данных ведут к ошибочным решениям.
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность в управлении различными сферами общественной жизни, является правильное использование информации различного характера.

Содержание работы

Введение
1. Коммерческая тайна
2. Признаки коммерческой тайны
3. Методы защиты коммерческой тайны
4. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне
5. Защита коммерческой тайны от разглашения
6. Краткая характеристика предприятия
7. Общие принципы поведения и деятельности
8. Устав компании
9. Документы, касающиеся коммерческой тайны в Организации
10. Коммерческая тайна в ОАО "Сен-Гобен Ветротекс Стекловолокно" и ее охрана
Приложения
Литература

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

г) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

д) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

е) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

ж) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом;

з) работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

и) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;

к) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников. С учетом изложенного определяется состав и перечень сведений о работниках, которые не входят в состав коммерческой тайны;

6) о задолженности  работодателей по выплате заработной  платы и по иным социальным  выплатам;

7) о нарушениях  законодательства РФ и фактах  привлечения к ответственности  за совершение этих нарушений;

8) об условиях  конкурсов или аукционов по  приватизации объектов государственной  или муниципальной собственности;

9) о размерах и  структуре доходов некоммерческих  организаций, о размерах и составе  их имущества, об их расходах, о численности и об оплате  труда их работников, об использовании  безвозмездного труда граждан  в деятельности некоммерческой  организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без  доверенности от имени юридического  лица.

4. Порядок отнесения  сведений к коммерческой тайне

Любые меры по защите информации должны быть обоснованы с финансовой точки зрения. Конфиденциальность не может стоить дороже тех сведений, которые защищаются. Поэтому прежде чем вводить режим коммерческой тайны, руководству фирмы с участием бухгалтерии и ведущих специалистов нужно оценить экономический эффект, который даст засекречивание информации (величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба), и сопоставить его с возможными потерями от ее открытого использования.

При этом нужно определить:

1) какие именно  сведения нуждаются в защите;

2) кого они могут  заинтересовать и какую ценность  представляют для конкурентов;

3) какие элементы  информации являются наиболее  важными и уязвимыми;

4) как долго сведения, составляющие коммерческую тайну, будут актуальными;

5) во что обойдется  защита информации с финансовой  и организационной точки зрения;

6) круг сотрудников, имеющих право доступа к такого  рода сведениям и осуществляющих  работу с ними;

7) какие условия  работы будут необходимы и  достаточны для обеспечения конфиденциальности  соответствующей категории сведений.

Следует отметить, что несколько противоречивые формулировки действующего законодательства, регулирующего порядок отнесения сведения к коммерческой тайне, отсутствие достаточно определенного перечня сведения, которые подлежат "грифованию", требуют, в свою очередь, приведения некоторой систематизации положений в части, касающейся вопросов, что может быть признано коммерческой тайной, а что к таковой не относится.

На этот счет существует достаточно широкий набор методов, которые в целом и формируют инструментарий руководителя при коммерциализации собственных секретов.

Первый метод - тотальный. В этом случае организация делает коммерческой тайной абсолютно все. Естественно, кроме сведений, которые не могут быть закрыты. По мнению специалистов, этот метод наименее эффективен. Ведь фирма не сможет защитить информацию полностью. К тому же из-за режима тотальной секретности будет затруднена работа компании.

Второй метод - так называемый плагиаторский. Фирма узнает, какую именно информацию партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогично у себя. Минусы этого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует. А что хорошо для одной компании, может не работать в другой. Однако это довольно популярный способ у небольших компаний.

Третий метод - аналитический. Здесь руководитель и главбух ставят себя на место конкурентов и недоброжелателей. Они анализируют, какая именно информация могла бы их заинтересовать.

И, наконец, последний метод - экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Естественно, это наиболее эффективный, но в то же время и дорогой способ.

Конечно, у начальства будет несколько своих предложений, но информацию необходимо систематизировать. Далеко не каждая фирма и предприниматель могут позволить себе нанять специалиста, в силу чего при самостоятельном решении вопроса о степени конфиденциальности сведений следует руководствоваться, как минимум, следующими принципами.

Во-первых, секретной информацией фирме обычно советуют назвать сведения о производстве и технологиях. Сюда входит информация о структуре кадров, характере и условиях производства, организации труда, о производственных возможностях компании, данных и типе размещения оборудования, технологических достижениях. Во-вторых, информация управленческого характера, т.е. о методах управления. В-третьих, плановые документы (планы развития и инвестиций, запасов, готовой продукции, закупок, продаж и т.п.). В-четвертых, финансы. Здесь следует заметить, что не все данные можно делать конфиденциальными. Сюда же можно отнести и ценовую информацию, то есть любые сведения о предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен. В-пятых, всю информацию о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и других) также следует сделать секретной. Не следует открывать и сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство.

В-шестых, к конфиденциальной следует отнести и личную информацию. То есть все сведения об источниках доходов, личной жизни руководителя, главного бухгалтера, членов их семей, расписание и адреса как деловых, так и личных встреч, данные о друзьях, подругах, пагубных привычках, маршрутах передвижения, информацию о местах хранения ценностей, расположения недвижимости, места жительства и т.д.

Конечно, можно сделать конфиденциальной и другую информацию. Однако такой подход вряд ли оправдан.

Во-первых, бессмысленно засекречивать информацию, которая никому не нужна. Например, цвет мебели или полов в вашем офисе конкурентов явно не заинтересуют.

Во-вторых, незачем охранять общеизвестные сведения, с которыми любой желающий может ознакомиться в открытых источниках. Впрочем, даже если фирма признает такую информацию тайной (или забудет вовремя снять гриф секретности), то предъявить претензии к тому, кто их разгласит, она не сможет - суд не примет иск. Ограничивать доступ нужно к тем данным, которые известны немногим, имеют реальную коммерческую ценность, и утечка которых действительно нанесет предприятию материальный ущерб.

В-третьих, нет смысла объявлять конфиденциальной ту информацию, которая охраняется патентными и авторскими правами. Новый Закон для того и предназначен, чтобы фирма могла сохранить в тайне сведения, на которые такие права не зарегистрированы, но которые она хочет защитить от несанкционированного использования.

В-четвертых, нужно иметь в виду, что чем больше у вас секретов, тем труднее их оберегать. Защита огромной массы данных потребует создания сложной системы безопасности и неизбежно повлечет за собой немалые расходы. Кроме того, дополнительные режимные мероприятия наверняка снизят оперативность работы персонала.

Информация, разглашение которой может нанести фирме ущерб, во многом зависит от профиля ее деятельности. И все же общие признаки у "опасных" сведений есть. Ниже мы приводим примерный перечень данных, возможную утечку которых специалисты по защите информации рекомендуют пресекать в первую очередь.

В сфере финансов:

1) данные бухгалтерского, налогового и управленческого  учета;

2) плановые и фактические  показатели финансово-хозяйственной  деятельности;

3) сведения о личных  доходах каждого работника;

4) сведения о состоянии  банковских счетов и проводимых  финансовых операциях;

5) сведения о рентабельности  производства;

6) сведения о долговых  обязательствах предприятия, в том  числе о размерах и условиях  полученных кредитов и займов;

7) механизм ценообразования (прямые издержки, накладные расходы, норма прибыли);

8) сведения об  эффективности импорта и экспорта (в том числе расчеты экспортной  и импортной стоимости товаров, работ, услуг);

9) сведения об  участии предприятия в уставных  капиталах других организаций.

В рыночных взаимоотношениях:

1) оригинальные методы  маркетинговых исследований;

2) результаты изучения  рынка, оценка состояния и перспектив  развития рыночной конъюнктуры;

3) сведения о рыночной  стратегии фирмы и об оригинальных  методах продвижения товаров;

4) проекты прайс-листов  и условия предоставления скидок;

5) сведения о предполагаемых  закупках, о полученных заказах  и об объемах взаимных поставок  по долгосрочным договорам;

6) сведения о предприятии  как о торговом партнере;

7) данные обо всех  контрагентах, деловых партнерах  и конкурентах предприятия, которые  не содержатся в открытых источниках;

8) содержание торговых  соглашений, которые по договоренности  сторон считаются конфиденциальными;

9) сведения о подготовке  к торгам, аукционам и об их  результатах.

В сфере управления предприятием и обеспечения безопасности:

1) сведения о механизме  подготовки, принятии и исполнении  управленческих решений;

2) сведения о проведении, повестках дня и результатах  служебных совещаний;

3) сведения о подготовке  и результатах переговоров с  деловыми партнерами предприятия;

4) сведения об  организации защиты коммерческой  тайны, об охранной системе предприятия, о коммерческой тайне, переданной  партнерам (полученной от партнеров) на доверительной основе или  по договорам;

5) состояние программного  и компьютерного обеспечения  фирмы;

6) содержание заданий  на командировку (если командировки  носят конфиденциальный характер).

В сфере производства:

1) сведения о структуре  производства, производственных мощностях, типах и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих  изделий и готовой продукции;

2) направления и  объемы инвестиций. Плановые и  отчетные данные о вводе объектов  в эксплуатацию;

3) плановые экономические  показатели;

4) планы расширения  или свертывания производства  различных видов продукции и  их технико-экономические обоснования;

5) сведения о новых  материалах и технологии их  применения, о комплектующих изделиях, которые придают продукции новые  качества;

6) сведения о модернизации  известных технологий, которая позволяет  повысить конкурентоспособность  продукции.

В научно-технической деятельности:

1) сведения о целях, задачах и программах перспективных  исследований;

2) материалы о  незарегистрированных открытиях, изобретениях  и рационализаторских предложениях;

3) конструкционные  характеристики создаваемых изделий  и параметры разрабатываемых  технологических процессов (габариты, компоненты, режимы обработки и  т.п.);

4) особенности конструкторско-технологических  решений и дизайнерского оформления, которые могут изменить рентабельность  изделий;

5) условия экспериментов  и характеристика оборудования, на котором они проводились;

6) используемые методы  защиты от подделки товарных  знаков.

Естественно, приведенный список не является обязательным или исчерпывающим. В зависимости от конкретных условий работы предприятия его можно сократить или дополнить. При этом нужно постараться спрогнозировать, какие отрицательные последствия возникнут, если та или иная информация уйдет на сторону. А результатом беспечности могут стать:

1) разрыв (или ухудшение) деловых отношений с партнерами;

2) срыв переговоров, потеря выгодных контрактов;

3) невыполнение договорных  обязательств;

4) необходимость  проведения дополнительных рыночных  исследований;

5) отказ от решений, ставших неэффективными из-за  огласки информации, и, как следствие, финансовые потери, связанные с  новыми разработками;

6) потеря возможности  запатентовать продукт или продать  лицензию;

7) снижение цен  или объемов реализации;

8) ущерб авторитету  или деловой репутации фирмы;

9) более жесткие  условия получения кредитов;

10) трудности в  снабжении и приобретении оборудования  и т.д.

5. Защита коммерческой  тайны от разглашения

Закон о коммерческой тайне предусматривает, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

Информация о работе Коммерческая тайна