Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 12:51, реферат

Описание работы

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Содержание работы

1. Коммерческая тайна.
2. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия.
3. Коммерческий шпионаж.
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

В ходе осуществления внутренних мероприятий  по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений.

Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть (не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи, целесообразно обращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.

Компьютеризация предпринимательских  структур, накопление с ее помощью различной информации привлекает как конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности.

Задача службы безопасности - своевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.

Подводя итоги, следует  отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж.

3. КОММЕРЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ.

Лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже имеет определенные познания в избранной области, а в случае недостаточности может их получить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной литературы. Предпринимательство тесно взаимосвязано с конкуренцией. Осуществление последней может принимать самые различные формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное название шпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства людей сложилось довольно стереотипное представление, основанное на художественной литературе, кино- и телефильмах. И не возникало необходимости в более глубоком изучении этого явления. Тем не менее, подходы к такому общественному явлению, как шпионаж, в условиях рыночно-конкурентной деятельности резко меняются, ибо лицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится сталкиваться с этой проблемой. С одной стороны, они вынуждены защищать свои секреты (ценную информацию), а с другой - пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном противоборстве.

Термин “шпионаж” (с  прилагательными: “экономический”, “промышленный”, “коммерческий”, “научно-технический”) означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.

Экономический шпионаж более широкое  понятие, которое охватывает и такие  его подвиды, как промышленный, производственный, научно-технический, коммерческий шпионаж. Обладание тайной одним лицом вызывает к ней интерес другого лица, для удовлетворения которого совершаются действия, направленные на завладение ею с целью получить определенную материальную или иную выгоду. Лицо, участвующее в подобной деятельности, имеет общеизвестное название “шпион”. В предпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации. Стремления получить сведения в условиях закрытого к ним доступа законным путем порождает неизбежно недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за конкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, а порой и невозможно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства:

1. Предприниматель вынужден  выступать в качестве защитника  своих секретов (ценной информации);

2. Предприниматель вынужден  в целях конкуренции добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые  секреты. То, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.

Возникает вопрос о том, как рассматривать промышленный (коммерческий) шпионаж с позиций действующего законодательства. В литературе о промышленном шпионаже за рубежом отмечается, что рассматриваемая деятельность вовсе не считается преступной и не влечет уголовной ответственности. Если в процессе хищения секретной информации предприятию, учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовному наказанию виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за сам факт хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным, поскольку сам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будет совершать хищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночной деятельности, то будет находиться под угрозой применения к нему уголовного наказания. Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чем прибегать к уголовно-правовой защите.

 К признакам промышленного  шпоинажа относятся:

- субъект (кто может  заниматься данным видом деятельности);

- предмет (на что посягается промышленный и иной шпионаж);

- способ, средство (действия, с помощью которых осуществляется  овладение закрытыми сведениями);

- адресат (кто выступает  заказчиком).

 Исполнителем шпионажа  может выступать непосредственно  предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других - по собственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам. 
Анализ зарубежной практики показывает, что у частных служб безопасности, специализирующихся на хищении чужих секретов, имеется значительная по числу клиентура заказчиков и покупателей. Например, в Великобритании одно из частных сыскных агентств, наряду с расследованием фактов о промышленном шпионаже, обеспечением безопасности предприятий и фирм, занимается также добыванием (хищением) информации о конкурентных частных предприятиях. Подобные фирмы не стремятся особо конспирировать, скрывать свою деятельность. Их координаты имеются в специальных справочниках. В настоящее время в странах рыночной экономики действуют сотни и тысячи агентств и десятки тысяч промышленных шпионов.

По вполне понятным причинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы. Если лицам, не работающим на предприятии, необходимо преодолевать физические и технические препятствия для проникновения к секретам, то работникам фирмы не требуется прилагать подобные усилия. Тайной информацией они уже обладают или имеют возможности собрать ее. Мотивацией таких действий могут служить корысть, месть и т.д. Поэтому при формировании коллектива сотрудников необходимо учитывать, кому из них доверять свои тайны, а кому нет. Решают этот вопрос сами предприниматели. 
Следующим признаком, характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е. информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий и учреждений. 
Следующим признаком промышленного шпионажа является способ его осуществления. Действия по завладению информацией проходят скрытно (тайно) от окружения, путем их хищения, сбора, покупки, выдачи. Не исключается и уничтожение, искажение или саботирование по использованию информации. Цель - не дать владельцу возможности использовать ее для получения выгоды, быть конкурентоспособным.

К средствам получения  секретов относятся различные технические  системы. Если у нас пока основными владельцами разведывательных технических средств являются специальные государственные органы (службы), то на Западе они находятся в пользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использовать средства электронной разведки в получении необходимой информации. Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от информации, которую намеревается получить субъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан, третий - сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый - снят кинокамерой и т.д. Иногда используется комплекс специальных мер по ее получению. В зависимости от вида получения информации принимаются соответствующие меры защиты. Например, существуют приборы, с помощью которых можно с расстояния до 500 м лазерным лучом снимать речевую информацию за счет вибрации оконных стекол. В ответ, для предотвращения утечки информации таким способом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальных оконных рам, ослабляющих на 110дБ проникновение электромагнитных излучений в определенных диапазонах.

Адресатами (заказчиками) получения промышленной (коммерческой) информации выступают предприниматели малого и крупного бизнеса, руководители государственных предприятий, а также правительства иностранных государств. Защита секретов промышленных и коммерческих фирм и проникновение к ним являются двумя сторонами одной медали. К ним в одинаковой мере проявляют интерес как частные лица, так и сотрудники государственных служб.

 
 
 
 
 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Основы предпринимательского дела / Под редакцией Ю.Осипова.- М, 1992.-432 с. 
2. Поддубный Ф. “Хотите стать бизнесменом ?”.- Киев : Молодь , 1992.- 396с. 
3. Хойер В. “ Как делать бизнес в Европе”. –М: Прогресс, 1980г. 
4. Котлер Ф. “ Основы маркетинга ”.-М.: Прогресс, 1992.-736с.



Информация о работе Коммерческая тайна