Коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Социальное поведение
это качественная характеристика социального действия и взаимодействия. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение этих субъектов политики неоднозначно: одни дремлют в своих депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, четвертые затевают потасовку со своими коллегами.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 29.61 Кб (Скачать файл)

Социальное поведение

 это качественная характеристика  социального действия и взаимодействия. Например, 450 депутатов одновременно  участвуют в работе Государственной  Думы, т. е. занимаются политической  деятельностью. Однако поведение  этих субъектов политики неоднозначно: одни дремлют в своих депутатских  креслах, другие что-то выкрикивают  с места, третьи рвутся к  микрофону, установленному на  трибуне, четвертые затевают потасовку  со своими коллегами.

По-разному ведут себя и участники массовых событий. Так, одни участники демонстрации мирно  шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют кровопролитные столкновения. Все эти различия в  действиях субъектов социального  взаимодействия подпадают под определение  «социальное поведение». Иными словами, все описанные акторы занимаются политической деятельностью или участвуют в массовом событии, но поведение их различно. Следовательно, социальное поведение — это способ проявления социальным актором своих предпочтений, мотивов, установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.

Социальное поведение  индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Перечислим некоторые  из них:

• индивидуальные эмоционально-психологические  качества субъекта социального взаимодействия. Например, для поведения В. В. Жириновского характерными являются эмоциональная  насыщенность, непредсказуемость, эпатаж; В. В. Путина — рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее  спокойствие;

• личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях. Например, депутат усиленно лоббирует  интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;

• адаптивное поведение, т. е. поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным  условиям жизни. Например, трудно представить  себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического  вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна), стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя;

• ситуативное поведение, т. е. поведение, обусловленное реально  возникшими условиями, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать возникшую ситуацию;

• поведение, обусловленное  моральными принципами и нравственными  ценностями актора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и многие другие великие мыслители не могли поступиться принципами и стали жертвами инквизиции;

• компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть «компетенции» заключается в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать;

поведение, обусловленное  различного рода манипулированием. Например, ложью, обманом, популистскими обещаниями людей принуждают вести себя тем  или иным образом. Так, кандидат в  президенты (губернаторы, депутаты) в  своей предвыборной программе обещает, в случае своего избрания, выполнить  те или иные наказы своих избирателей, но, став президентом, он и не думает выполнять обещанное;

• насильственное принуждение  к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение  обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в  массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и  при этом вести себя определенным образом.

На характер поведения  оказывают влияние мотивация  и степень вовлеченности актора в то или иное событие или процесс. Например, для одних участие в политических событиях — случайный эпизод, для других — политика является профессией, для третьих — призвание и смысл жизни, для четвертых — способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы.

 

Уровни социального поведения субъекта

Можно выделить четыре уровня социального поведения субъекта: 1) реакция субъекта на актуальную ситуацию, на те или иные сменяющие друг друга события; 2) привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам; 3) целенаправленная последовательность социальных действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности для достижения субьектом более отдаленных целей (например, поступление в вуз, получение профессии, создание и обустройство семьи и др.); 4) реализация стратегических жизненных целей.

 

   Поскольку поведение представляет собой чрезвычайно сложную структуру, оно, как и любая система, может быть рассмотрено в раз-личных отношениях. Если структурировать деятельность в отношении ближайших и более отдаленных целей (а целесообразность — ведущее качество деятельности), можно выделить несколько иерархически рас-положенных уровней поведения.

Первый уровень — специфичес-кая реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, реакции на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внеш-ней среды, т.е. поведенческие акты. Их целесообразность детерминирована со стороны условий деятельности и со стороны потребностей субъекта вследствие необходимости установить адекватное соответст-вие в данный момент, которое тут же переходит в нарушение «равно-весия» и благодаря новому поведенческому акту сменяется новым равновесием.

Далее можно выделить поступок, или привычное действие, кото-рое как бы компонуется из целого ряда поведенческих актов. Целесообразность поступка зависит уже от более сложных обстоятельств де-тельности и, по-видимому, отвечает более высокому уровню потребности регуляции поведения в социальных условиях. Поступок есть элементарная социально значимая «единица» поведения, и его цель — установление соответствия между простейшей социальной ситуацией и социальной потребностью (или потребностями) субъекта.

Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков. И наконец, целостность поведения в раз-личных сферах и есть собственно деятельность во всем объеме. Целеполагание на этом, высшем, уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека — в области труда, познания, семейной и общественной жизни.

На всех уровнях поведения  личности оно регулируется ее диспозиционной системой, однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль, видимо, принадлежит определен-ному диспозиционному образованию.

 

 

 

Социальный контроль

Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Основная задача социального  контроля - создание условий для  устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный прогресс в  развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое  важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность  общества. Переселяясь на другое, новое  место народ переносит с собой  не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и  обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и  установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при  принятии решений, подсказывая, как  одеваться, как вести себя, как  действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое  решение, идущее вразрез с тем, которое  принимается и усваивается в  ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким  путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

2. Элементы социального  контроля.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой  особый механизм поддержания общественного  порядка и включает два главных  элемента - нормы и санкции.

Социальные нормы - это  предписания о том, как правильно  надо себя вести в обществе.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие  людей соблюдать социальные нормы.

В зависимости от способа  вынесения санкций - коллективного  или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена  сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной  стихии, он основывается на волевом  усилии.

Самосознание - чрезвычайно  важная социально - психологическая  характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

В отличии от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он “ впал в детство “. Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем  чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в  частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто  диктатура устанавливалась якобы  во благо гражданам, с целью навести  порядок. Но привыкшие подчиняться  принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными  нормами. Они подвергали сомнению как  раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению  этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального  порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось  сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

Социальные нормы

 это социально одобряемые  и/или законодательно закрепленные  правила, образцы, стандарты, регулирующие  поведение людей. Их (нормы) можно  разделить на два основных  вида:

1) правовые нормы —  нормы, формально закрепленные  в различного рода законодательных  актах, например Конституции,  Уголовном кодексе, Правилах дорожного  движения и др. Нарушение правовых  норм предполагает юридические,  административные и иные виды  наказания;

2) нормы морали — неформальные  нормы, функционирующие в виде  общественного мнения. Главным инструментом  в системе норм морали является  общественное порицание (осуждение)  или общественное одобрение.

Информация о работе Коммуникации