Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:20, реферат
Элементы и этапы процесса коммуникаций. В процессе обмена информацией можно выделить четыре основных элемента:
1) отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2) сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;
3) канал — средство передачи информации;
4) получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Коммуникационный
процесс — это обмен информацией между двумя
или более людьми. Основная цель коммуникационного
процесса — обеспечить понимание информации,
которую можно называть сообщением. Но
обмен информацией еще не гарантирует
эффективности общения участвовавших
в обмене людей. Чтобы понимать процесс
обмена информацией и условия его эффективности,
следует иметь представление о стадиях
процесса, в котором участвуют двое или
большее число людей.
Элементы и этапы процесса коммуникаций.
В процессе обмена информацией можно выделить
четыре основных элемента:
1) отправитель — лицо, генерирующее идеи
или собирающее информацию и передающее
ее;
2) сообщение — собственно информация,
закодированная с помощью символов;
3) канал — средство передачи информации;
4) получатель — лицо, которому предназначена
информация и которое интерпретирует
ее.
Обмен информацией протекает в несколько
этапов: 1) зарождение идеи; 2) кодирование
и выбор канала; 3) передача; 4) декодирование.
На каждом этапе смысл сообщения может
быть искажен или даже утрачен.
Зарождение идеи. Обмен
информацией начинается с формулирования
идеи, концепции или отбора информации.
Отправитель решает, какую идею следует
сделать предметом обмена. К сожалению,
многие попытки обмена информацией терпят
неудачу на первом этапе, поскольку отправитель
недостаточно ясно формулирует концепцию,
замысел сообщения. Например, руководитель
намерен сообщить оценку результатов
работы. Он должен четко понимать,
что идея состоит в том, чтобы сообщить
подчиненным конкретную информацию об
их сильных и слабых сторонах и о том, как
можно улучшить результаты их работы.
Или допустим, начальник цеха принял сообщение
руководства о том, что предприятие должно
на 5% увеличить производство продукции
без увеличения сверхурочных выплат. Если
же руководитель хорошо продумает те идеи,
которые требуют передачи, он может прийти
к следующим заключениям:
1) рабочие должны понять, какие именно
нужны изменения производства, а именно,
прирост объема на 5% без дополнительных
сверхурочных;
2) рабочие должны понять, почему нужны
эти изменения, иначе они могут сделать
вывод, что из них пытаются «выжимать»
побольше, а платить поменьше;
3) рабочие должны понять, каким образом
следует осуществить изменения — качество
продукции и уровень брака не должны измениться.
Необходимо осознавать, какие идеи нужно
передать до того, как отправлять сообщение,
с учетом конкретной ситуации и цели.
Кодирование и выбор канала. Прежде
чем передать идею, отправитель должен
с помощью символов ее закодировать, использовав
для этого слова, интонации и жесты. Такое
кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель должен выбрать канал, совместимый
с типом символов, использованных для
кодирования.
Наиболее известные каналы — речь и письменные
материалы, электронные средства связи,
включая компьютерные сети, электронную
почту, видеоленты и видеоконференции.
Если канал непригоден для физического
воплощения символов, передача невозможна.
Если канал не соответствует идее, то обмен
информацией будет мало эффективен. Например,
руководитель хочет предупредить подчиненного
о недопустимости серьезных нарушений
мер безопасности. Сообщить это лучше
официальным письмом или на совещании,
а не во время беседы за чашкой кофе.
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться
единственным каналом. Часто желательно
использовать два или большее число средств
коммуникации в сочетании. При этом необходимо
установить последовательность и интервалы
передачи информации этими средствами.
Исследования показывают, что одновременный
обмен устной и письменной информацией
обычно эффективнее, чем использование
одного из этих средств.
Передача. На третьем этапе отправитель
использует канал для доставки сообщения
— закодированной идеи или совокупности
идей — получателю. Речь идет о физической
передаче сообщения, которую многие люди
по ошибке принимают за сам процесс коммуникации.
Это лишь один из важнейших этапов, через
которые необходимо пройти, чтобы донести
идею до другого лица.
Декодирование. После передачи сообщения
отправителем получатель его декодирует.
Декодирование — это перевод символов
отправителя в мысли получателя. Если
символы, выбранные отправителем, имеют
точно такое же значение для получателя,
последний будет знать, что именно имел
в виду отправитель, когда формулировалась
его идея. Обмен информацией считают эффективным,
если получатель показал понимание идеи,
произведя действия, которых ждал от него
отправитель.
Обратная связь и помехи. Обратная
связь — это ответная реакция получателя
на сообщение. Информация, которая отсылается
назад отправителю, свидетельствует о
мере понимания, доверия к сообщению, усвоения
и согласия с сообщением. Эффективный
обмен информацией должен быть двусторонним;
так как обратная связь необходима, чтобы
понять, в какой мере сообщение было воспринято
и понято. Руководитель, который не наладит
обратную связь, обречен на снижение эффективности
его управленческих действий.
Шум — это все то, что искажает смысл
информации. Источники шума, которые могут
создавать преграды на пути обмена информацией,
связаны с языком, вербальным или невербальным,
различиями в восприятии, из-за которых
может изменяться смысл в процессах кодирования
и декодирования, с различиями в статусе
между руководителем и подчиненным, которые
могут затруднять точную передачу информации.
Определенные шумы присутствуют всегда,
на каждом этапе процесса обмена информацией
происходит некоторое искажение смысла.
Высокий уровень шума приводит к утрате
смысла, может блокировать информационный
обмен