Коммуникационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:33, лекция

Описание работы

Коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными друг другу.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

Файлы: 1 файл

Коммуникации.docx

— 68.19 Кб (Скачать файл)

Коммуникации - это сложный  процесс, состоящий из взаимозависимых  шагов. Каждый из этих шагов очень  нужен для того, чтобы сделать  наши мысли понятными друг другу.

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между  двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

В процессе обмена информацией  можно выделить четыре базовых элемента:

  • Отправитель ~ лицо, собирающее информацию и передающее ее.
  • Сообщение - закодированная с помощью символов информация.
  • Канал - средство передачи информации.
  • Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Вертикальные коммуникации - это информация, перемещаемая внутри организации с уровня на уровень.

Коммуникация по нисходящей - это информация, передаваемая с  высших уровней на низшие. Таким  путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении  приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых  процедурах и т.п.

Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, выполняю! функцию  оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Обмен информацией  по восходящей обычно происходит в  форме отчетов, предложений и  объяснительных записок.

Организация состоит из множества  подразделений, поэтому обмен информацией  между ними нужен для координации  задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных  элементов, руководство должно добиваться того, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию  в нужном направлении. Такой обмен  информацией и называется горизонтальной коммуникацией.

Выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Такие отношения  являются важной составляющей удовлетворенности  работников организации.

Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для  запланированной утечки и распространения  определенной информации или сведений типа "только между нами".

Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов

  • предстоящее сокращение производственных рабочих;
  • новые меры по наказаниям за опоздания;
  • изменения в структуре организации;
  • грядущие перемещения и повышения;
  • подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании;
  • кто кому назначает свидание после работы.

Этапы процесса коммуникаций;

  1. Зарождение идеи.
  2. Кодирование и выбор канала.
  3. Передача.
  4. Декодирование.

Рис. 15.1. Простая модель процесса обмена информацией

Зарождение идеи. Отправитель считает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.

Кодирование и  выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель должен выбрать  канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К  ним относятся передача речи и  письменных материалов, электронные  средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.

Передача. Использование канала для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю.

Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.

Рис. 15.2. Процесс обмена информацией  как система с обратной связью и шумом

Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.

Обратная связь - это опорная  реакция на то, что услышано, прочитано  или увидено; информация отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением.

Шум. На языке теории передачи информации шумом называется то, что искажает смысл. Источники шума варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии.

Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе  процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла.

Способ использования  слов и значений, передаваемых словами, изучает семантика.

Семантика - изучает значение единиц языка, отдельных слов. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем.

Семантические барьеры могут  создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной  среде. Семантические затруднения  могут быть также обусловлены  расхождением способов, которыми люди приписывают значение группам символов.

Фильтрация существует для  того, чтобы с одного какого-то уровня на другой уровень организации или  отдела направлялись только те сообщения, которые его касаются.

Коммуникационный  стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.

Существует много различных  стилей, используемых людьми в межличностной  коммуникации, так же, как и много  подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно  ожидать от поведения, связанного с  определенным стилем.

За основу измерения межличностной  коммуникации можно взять такие  две переменные, как открытость в  коммуникации и адекватность обратной связи. Первое измерение включает степень  открытия или раскрытия себя в  коммуникации для других в целях  получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и  наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся  с другими своими мыслями и  чувствами о них. Построив на этой основе матрицу, где по вертикали  будет отложено первое измерение, а  по горизонтали — второе, можно  выделить пять стилей межличностной  коммуникации .

Коммуникационный стиль  индивидов в первом квадранте  может быть определен как открытие себя. Этот стиль характеризуется  высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи  со стороны индивида, использующего  этот стиль. Открытие себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию  других на свое поведение. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция  других нередко остается без адекватного  ответа или обратной связи со стороны  вызывающего его индивида. Принимая реакцию других на свое поведение  близко к сердцу, использующий данный стиль индивид может проявлять  необузданные эмоции, мало способствующие установлению эффективных отношений  между коммуницирующими сторонами.

Коммуникационный стиль  индивида во втором квадранте определяется как реализация себя и характеризуется  как максимальной открытостью, так  и максимальной обратной связью. В  идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в  статусе и т. п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

Коммуникационный стиль  в третьем квадранте характеризуется  замыканием в себе, т. е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид  в этом случае как бы изолирует  себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность  в проявлении этого стиля связана  со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

Коммуникационный стиль  в четвертом квадранте связан с защитой себя и, как видно  из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем  обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить  их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят  слушать о себе, но не любят обсуждать  свои качества, особенно плохие, с другими.

В середине матрицы располагаются  индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» и характеризуется  умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации.

Трудности и источники  ошибок («барьеры») коммуникаций столь  же разнообразны, как многообразна сама психика. Вместе с тем среди  них выделяются наиболее типичные и  повторяющиеся. Их преодоление составляет неотъемлемую часть коммуникативной  функции деятельности руководителя. Еще более действенным средством  выступает соблюдение некоторых  общих правил и принципов построения эффективных коммуникаций. В настоящее  время существует большое число  различных перечней таких правил. Наиболее значимые из этих правил состоят  в следующем.

Процесс коммуникации включает семь основных структурных компонентов:

  • отправитель — лицо (или группа), являющееся источником сообщения для коммуникативного обмена; сообщение — собственно информация, подлежащая передаче получателю;
  • получатель — адресат (лицо или группа), которому предназначено сообщение;
  • канал коммуникации — средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения;
  • «шум» — вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации;
  • обратная связь — информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения;
  • коррекция — изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю.

В своем развертывании  процесс коммуникации проходит четыре основных этапа:

  • возникновение намерения, зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением;
  • оформление идеи — кодирование и выбор способа (канала) для ее передачи;
  • сама передача как таковая, т.е. собственно коммуникативный акт;
  • декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.

Основные компоненты и  этапы процесса коммуникации имеют  стабильную последовательность. Благодаря  обратной связи и коррекции она  приобретает замкнутый — кольцеобразный характер.

«Принцип кольца» важен  и организационно, и психологически. Он обеспечивает результативность коммуникаций в целом. Благодаря ему обеспечивается контроль за ее эффективностью и возможность  повтора «кольца», т.е. всего коммуникативного цикла в случае неэффективности  его первой реализации.

Особенности содержания каждого  из компонентов и этапов коммуникативного процесса наиболее полно отражены в  требованиях к «хорошей коммуникации» (в принципах и правилах реализации коммуникативной функции), а также  — в наиболее типичных для них  ошибках и «барьерах» коммуникации. Трудности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций столь же разнообразны, как многообразна сама психика. Вместе с тем среди них выделяются наиболее типичные и повторяющиеся. Их преодоление составляет неотъемлемую часть коммуникативной функции  деятельности руководителя.

Перцептивно-интерпретационные  ошибки (обусловленные восприятием). Люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации, выделяют в них главные, по их мнению, особенности. Они обычно убеждены, что их индивидуальная точка зрения и есть правильная. В одном из психологических исследований делается, например, вывод: «Наша самая общая и большая ошибка состоит в том, что мы считаем мир действительно таким, каким он нам кажется». Но «кажется» он каждому по-своему. В зависимости от опыта, сферы профессиональной компетенции, интересов и многого другого одна и та же информация будет восприниматься и интерпретироваться с очень большими различиями или вообще — не пониматься и даже активно отторгаться.

Диспозиционные ошибки обусловлены  различиями в социальных, профессиональных и жизненных установках людей, вступающих в коммуникативный обмен. Если, допустим, у руководителя в прошлом опыте  сложилась стойкая отрицательная  установка к восприятию какого-либо члена организации, ее будет чрезвычайно  трудно преодолеть даже в том случае, если подчиненный сообщает действительно  важную и нужную информацию. Эта  информация будет либо отторгаться, либо пониматься ошибочно, либо, по крайней  мере, восприниматься с повышенным недоверием.

Информация о работе Коммуникационный процесс