Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:12, реферат
Все компании ищут способ увеличения стоимости человеческого капитала своей компании. А компетентностный подход - одна из таких возможностей. Тема компетентностного подхода в управлении персоналом организации одна из самых горячих тем, обсуждаемых не только в России, но и в Европе. Это технологический инструмент ответа на вопрос, как в постоянно изменяющейся ситуации при дефиците трудовых ресурсов, все большей и большей зависимости организации от квалификации людей, которые там работают, как в этих условиях не просто поддерживать имеющийся уровень, но и двигаться вперед, развиваться, добиваться успехов в конкуренции, быть лучшими. Компетентностный подход становится основой, которая позволяет разработать систему, соединяющую требования бизнеса, управления персоналом и задачи современного образования.
2. Согласованность при оценке работника: все эксперты одинаково понимают, что такое "ценные качества" работника, и знают, что необходимо оценить, а что можно проигнорировать.
3. Возможность определить
сильные и слабые стороны
4. Появляются основания
для формирования кадрового
5. Разрабатываются стандарты качества выполняемых работ.
Для сотрудников эти преимущества другие:
1. Лучшее понимание того, что делает сотрудник и какие качества ему необходимы, а также какие требования к нему предъявляют.
2. Возможность получения
обратной связи о своих
Существуют и недостатки метода оценки персонала на основе модели компетенций, которые сводятся к следующему:
1. Достаточно длительный
и трудоемкий подготовительный
процесс, включающий подготовку
списка компетенций, формирование
группы экспертов и их
2. Детальная оценка каждого критерия, уровня его выраженности - процесс достаточно трудоемкий и поэтому дорогой.
3. В формировании компетенций возможны и ошибки, связанные с разработкой:
- пересекающихся компетенций.
Похожие индикаторы
- сложных компетенций.
Слишком громоздкие и сложно
сформулированные компетенции
- противоречивых компетенций. Компетенции могут содержать утверждения, означающие противоположные вещи - например, несколько противоречивых, т.е. исключающих друг друга индикаторов поведения. Чтобы проверить, противоречива ли компетенция, необходимо подобрать сотрудника, который владел бы одной составляющей компетенции и не обладал бы второй. Если существует хотя бы один такой человек, то компетенция противоречива и она внесет путаницу в оценку персонала;
- компетенций, содержащих
в описании не индикаторы
- плохо проработанных
компетенций. Компетенции описаны
не детально, поэтому и типы
поведения будут
- компетенций, неправильно
определяющих стандарты. Например,
компетенция "принятие решений"
(руководитель может уметь
- модели компетенций, заимствованной у другой компании. В этом случае она не будет актуальна для сотрудников - они не увидят ценности компетенций в своей повседневной работе;
- неверно определенных
компетенций. Сотрудники могут обнаружить
противоречие между
- неудачно внедренных компетенций. Сотрудники не понимают, зачем нужны компетенции, руководство не считает их важными, а их применение в ходе оценочных мероприятий остается пустой формальностью. Скорее всего, причина неудачи в том, что сотрудников мало привлекали к обсуждению еще на этапе разработки модели компетенций;
- несвоевременно внедренных
компетенций. Когда в компании
происходит много значительных
изменений (внедряются новые продукты,
методы работы), которые затрагивают
интересы большинства
- неверно использованных компетенций. Индикаторы поведения не должны использоваться в качестве жесткого критерия оценки сотрудника. Важно помнить, что компетенции - это только инструмент для оценки персонала, и его использование не исключает применения других оценок в ходе аттестационных мероприятий. Следует избегать подмены поведенческих индикаторов, определенных компанией, личной интерпретацией их руководителем или менеджером по персоналу, входящими в оценочную комиссию.
В России термин "компетенция" появился в последние 6 - 7 лет. Работа по компетенциям ведется в совместных западно-российских и в большинстве крупных российских компаний Москвы и Санкт-Петербурга. Но интерес к этому инструменту управления персоналом растет повсеместно. Начало применения компетенций и связанных с ними технологий оценки в России датируется всего двадцатилетним сроком и совпадает с многострадальным становлением рыночной экономики в 1990-е годы. Помимо влияния моды на все западное, это было обусловлено и объективными обстоятельствами. В это время появилась острая необходимость в специалистах, функциональные обязанности которых не вписывались в традиционную научную трактовку профессии. Например, появилась такая должность, как начальник отдела приватизации. Ни должностных инструкций, ни нормативных документов, описывающих эту позицию, не было, а оценка людей с целью отбора их на данную должность стала насущной необходимостью. Компетенции в этой типичной для сегодняшнего дня ситуации оказались более чувствительны к контексту и доступны в использовании, чем традиционные ПВК или ЗУН.
Сейчас успех компетенций, особенно коммерческий, налицо. Большинство крупных российских компаний внедрило или внедряет модель компетенций. Практически все консалтинговые фирмы оказывают услуги подобного рода, выстраивая с помощью модели компетенций не только систему оценки, но и всю модель управления персоналом организации. По данным Юлии Синициной, 87% российских компаний имеют собственную модель компетенций (данные опроса 70 компаний в 2009 году) [2].
Необходимость компетентностного подхода, внедряемого в российское образование и на предприятиях, обусловлена общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики. По словам аналитика А.Н. Афанасьева, начавшийся с Лиссабонской конвенции 1997 года «… Болонский процесс является сегодня точкой отсчета интеграции России в Европу». Необходимость вхождения в него России отмечается в целом ряде документов Минобразования и науки РФ.
Однако при всем внешнем успехе компетентностного подхода и связанных с ним технологий оценки трудно не согласиться с тем фактом, что реальное их применение в России по качеству явно отстает от красивых построений Дэвида Макклелланда и его последователей. Не в последнюю очередь здесь сыграла роль сама экономическая ситуация 1990-х годов. Люди вынуждены были находить быстрые и эффективные решения, для того чтобы элементарно прокормить семью или же заработать большие деньги в общей неразберихе. О собственной научной школе и идеях в ситуации сильнейшего отставания и повального увлечения всем западным вообще говорить не приходилось. В итоге это отразилось и на обучении, и на оценке, да и на всех других областях современного HR-менеджмента.
Проект строительства в алтайском крае завода по изготовлению клеенно - прессованного бруса, и изделий из него.
В Алтайском крае строится завод по изготовлению клеенно - прессованного бруса и изделий из него (в том числе жилые дома). Объектом для коммерциализации в данном проекте является клееный прессованный брус – строительный материал из натурального дерева, широко применяемый в современном строительстве благодаря своим высоким техническим характеристикам и эксплуатационным показателям, экологичности. Дополнительным продуктом являются брикеты, изготавливаемые из отходов от производства клееного бруса. Сырьё – ангарская сосна.
Целью реализации проекта является вывод на российский рынок нового решения в области современных строительных материалов — клеенно - прессованного бруса из ангарской сосны с повышенным сроком эксплуатации, улучшенными физико-механическими и антибактериальными свойствами.
Проект находится на стадии завершения.
Место реализации проекта - Алтайский край, Мамонтовский район. Компания планирует создать сеть сбыта в России (Сибирском регионе) и за ее пределами (Казахстан, Германия, Англия, Афганистан).
Момент окупаемости инвестиций (124 млн. руб.) вложенных в проект 1 квартал 2011 года, при экономических показателях: рентабельность продаж – 36%, планируемая совокупная выручка за год - 296 млн. руб., внутренняя норма рентабельности – 136,25%, планируемая рентабельность продаж по итогам 2010г. – 37,6%, планируемая среднемесячная чистая прибыль по итогам 2010г. - 9 млн. руб., плановый запуск завода - четвертый квартал 2009 года.
Проведение SWOT-анализа
Возможности: 1. Выход на международный рынок 2. Имеются налаженные
контакты с производителями, занимающимися
строительством деревянных также другими заказчиками. |
Угрозы: 1.Политическая нестабильность в виду мирового финансового кризиса; 2.Нестабильное финансовое 3.Прекращение поставок сырья (ангарской сосны) | |
Сильные стороны:
|
1. Планирует создать сеть сбыта в России и за ее пределами (Казахстан, Германия, Англия, Афганистан). 2. Хорошие отношения с фирмами конкурентами. 3. Квалифицированный персонал |
1.Создание хорошего имиджа; 2.Имеющиеся договора поставки продукции предусматривают 100% предоплату 3. Заключение договоров на будущие поставки сырья. 4. Высокая квалификация; 5. Обучение персонала; 6. Снижение себестоимости. |
Слабые стороны:
|
1. Развитие технологий; 2. Введение новых видов услуг. |
Запланированному процессу реализации проекта могут грозить следующие виды рисков:
• Чистые (статические) риски и природно-естественные: возможность землетрясения, бурь, лесных пожаров максимально снижена, т.к. в целом регион реализации проекта стабилен в природно-естественном плане.
• Политические риски: одни из вероятных рисков, с учетом влияния конкурентов через административный ресурс. На сегодняшний день предприятие пользуется поддержкой администрации г. Барнаула и Мамонтовского района. Решением Мамонтовского районного совета народных депутатов от 29.04.2009 г., №48, проект, включен в Комплексную программу социально-экономического развития муниципального образования Мамонтовский район на 2008-2017 годы.
• Транспортные риски: перевозка сырья будет осуществляться железнодорожным транспортом. Вероятность наступления сбоев в транспорте невелика.
• Торговые риски: задержки платежей либо отказы от платежей — одни из наиболее значимые риски из рассматриваемого направления. Платежеспособность покупателей и внешних поставщиков, - проверена, заключены договоры о покупке, где предусмотрены различного рода санкции. Кроме того, имеющиеся договора поставки продукции предусматривают 100% предоплату.
• Информационные риски: не существенны для проекта. В проекте не задействуются высокие информационные технологии.
• Организационные риски: управленческий аппарат общества имеет положительный опыт работы со строительством, производством и переработкой сельхозпродукции. Риск недоработки проекта по причине возникновения организационных рисков сведен к минимуму.
• Имущественные риски: вероятность потерь имущества снижена до минимума. Все складские помещения охраняются. Производственные аварии не актуальны для проекта.
• Производственные риски: основной риск остановки производства – прекращение поставок сырья (ангарской сосны). В настоящее время заключены договора со следующими поставщиками сырья — ангарской сосны. Кроме того, руководством, общества прорабатывается вопрос по поставке местного сырья в случае сбоев в поставке ангарской сосны. В целом производственный риск оценивается как средний.
Анализ работ, посвященных исследованию
проблемы компетентностного подхода в оценке
готовности субъекта к решению профессиональных
задач, свидетельствует о том, что наиболее
интенсивно изучаются разнообразные аспекты
данной проблемы в контексте становления
современной концепции общего и профессионального
образования. Исследования эффективности труда опытного
профессионала, его готовности к изменяющимся
трудовым постам и условиям профессиональной
деятельности с позиций компетентностного подхода
малочисленны, при том,что актуальность
изучения этого важного организационно-
Информация о работе Компетентностный подход в управлении персоналом