Концепции лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 05:53, реферат

Описание работы

Понятия «лидерство» и «менеджмент» далеко не всегда тождественны, но суть их различий большинство людей представляют себе неправильно.

Лидерство – это совокупность необходимых разнообразных свойств позволяющих увлекать людей и вести их за собой в конкретной ситуации в конкретной организации.

Управление – это сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Файлы: 1 файл

концепции лидерства.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет  «МИФИ»

Озерский  технологический  институт – филиал НИЯУ МИФИ

(ОТИ  НИЯУ МИФИ) 
 
 
 

Кафедра экономики и управления

ДОМАШНЯЯ  РАБОТА

 
 

«Лидерство  и управление. Лидер  и менеджер» 

по  курсу

«Концепции  лидерства» 
 
 
 
 

 
Преподаватель
     
 
   

С.А. Посохина

 
Выполнил 

студент группы

 
 
1М-57Д
   
 
 
   
 
Е.А. Шарова
  (индекс  группы)   (дата, подпись)   (Ф.И.О.)
 
 
 
 
 
 
 

2011

Лидерство и управление. Лидер и менеджер 

    Понятия «лидерство» и «менеджмент» далеко не всегда тождественны, но суть их различий большинство людей представляют себе неправильно.

    Лидерство – это совокупность необходимых разнообразных свойств позволяющих увлекать людей и вести их за собой в конкретной ситуации в конкретной организации.

      Управление  – это сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей  и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

    Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы  люди делали вещи правильно, а лидерство  – на том, чтобы люди делали правильные вещи.

    В лидерстве нет ничего мистического и загадочного. Это не привилегия узкого круга избранных. Лидерство  не обязательно важнее менеджмента, и одно не заменяет другое. На самом деле лидерство и менеджмент в компании – две отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.

    Лидерство служит дополнением к менеджменту, а не заменяет его. Однако, развивая в своих сотрудниках способность к лидерству, главы компаний не должны забывать, что сильный лидер, но слабый менеджер — ничуть не лучше (а то и хуже), чем наоборот. Действительно, это задача не из легких — сочетать умелое лидерство с грамотным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие силы.

    Разумеется, не каждый способен одновременно быть классным лидером и грамотным  менеджером. У некоторых людей  — настоящий талант к управленческой работе, но не хватает лидерских  качеств. Другие обладают явными задатками лидера, но по разным причинам не способны стать эффективными менеджерами. Если руководитель достаточно умен, то в его компании будут ценить и тех и других и постараются, чтобы эти талантливые люди стали частью коллектива.

    Если  организация хочет выжить и тем  более добиться успеха в современных  условиях, ей необходимы и менеджеры, и лидеры. Однако крупные корпорации сегодня, похоже, околдованы исключительно  «секретами эффективного менеджмента». Это увлечение приводит к все большему распространению личностей менеджерского типа – тех, кто ценит и стремится сохранить формальные, устойчивые схемы производственных процессов. Правила поведения в среде менеджеров предписывают отдавать предпочтение коллективному руководству, а риска рекомендуется избегать.

    Этот  же однобокий перекос в сторону  менеджмента препятствует появлению  в организациях настоящих лидеров: как может развиться предпринимательский  дух в подобной консервативной, обезличенной среде? Чтобы создать максимально  благоприятные условия для «лидерского» типа личности, необходимо, прежде всего, обеспечить потенциальным лидерам возможность тесного общения с наставниками. Однако в крупных организациях со сложной иерархической структурой такие отношения не приветствуются.

    Компаниям необходимо найти способ обучать грамотных менеджеров и одновременно воспитывать талантливых лидеров. Без крепкой организационной структуры даже лидеры с самыми блестящими идеями окажутся не у дел. Они будут работать вхолостую, только обманывая ожидания сослуживцев и не добиваясь никаких заметных результатов. Но важна и другая предпосылка: предпринимательская культура, которая формируется, когда у руля организации стоит истинный лидер. Если ее нет, то даже компаниям с самой безукоризненной структурой управления грозит застой и потеря конкурентоспособности.

    В чем же разница между лидерством и менеджментом? Лидер – воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

      Для того чтобы наиболее полно понять разницу можно привести простую аналогию с военной организацией: чтобы армия была в нормальном состоянии в мирное время, как правило, достаточно грамотного выполнения административных и менеджерских функций на всех ступенях армейской иерархии. Лидерами должны быть лишь ее высшие руководители. Однако во время войны армии нужны истинные лидеры на всех уровнях командования. Никто еще не придумал, как заставить людей ринуться в бой с помощью административных методов; для этого необходим тот, кто воодушевит и поведет солдат за собой. Эти специфические функции менеджмента и лидерства –  управление сложными структурами и, соответственно, выживание в условиях быстро меняющейся обстановки – определяют и характерные для них виды деятельности.

    Менеджмент  в компаниях имеет дело с управлением  сложными структурами. Он состоит из формальных управленческих методов  и процедур. В отсутствие грамотного менеджмента хаос охватит эти сложные предприятия настолько, что поставит под угрозу само их существование. Умелый менеджмент вносит в основные показатели деятельности компании, такие как качество и прибыльность продукции, известную долю упорядоченности и последовательности.

    Что же касается лидерства, то оно связано, прежде всего, с умением достойно справляться с переменами. В последние  годы лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется  тем, что современный деловой  мир отличается крайне жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью.

    В итоге, если сегодня действовать  вчерашними методами или даже чуть лучше – это не приведет к успеху. Все чаще перед компаниями встает задача выдержать натиск великих перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в этих новых условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном лидерстве.

    Эффективный менеджер необязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

    Различие  между лидером и менеджером проводится по многим позициям (таблица 1).

    Таблица 1 Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
1. Администратор Инноватор
2. Поручает Вдохновляет
3. Работает по целям других Работает по своих целям
4. План – основа действий Видение – основа действий
5. Полагается  на систему Полагается  на людей
6. Использует  доводы Использует  эмоции
7. Контролирует Доверяет
8. Поддерживает  движение Дает импульс  движению
9. Профессионален Энтузиаст
10. Принимает решения Превращает  решения в реальность
11. Делает дело правильно Делает правильное дело
12. Уважаем Обожаем
 

    Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов, для того, чтобы поддерживать организационную эффективность.

    Лидеры  добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путем его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину. Лидеры призваны совершать конструктивные организационные изменения, их работа начинается с выбора курса развития – создания желаемого образа компании в будущем (часто весьма отдаленном), а также разработки стратегий для осуществления необходимых мер, чтобы воплотить этот образ в жизнь.

    Менеджер  – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок  и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

    Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную  позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные  цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

    Лидер и менеджер имеет разные задачи. Различия между задачами лидера и менеджера представлены в таблице 2.

    Таблица 2 Различия между задачами лидера и менеджера

Менеджер Лидер
1. Работает в статичной среде Внедряет изменения 
2. Работает в системе Работает над системой
3. Реагирует на изменения Создает возможности
4. Минимизирует риски Идут на риски
5. Соблюдает устои Изменяет корпоративные правила
6. Следует указанной дорогой Создает вдохновляющее видение и создает стратегические направления
7. Контролирует людей Мотивирует  людей, удовлетворяя их потребности
8. Координирует действия Заряжает людей  энергией
9. Инструктирует Передает полномочия подчиненным

Информация о работе Концепции лидерства