Концепции лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы постараемся рассмотреть основные концепции лидерства, особенности черт характера и поведения человека-лидера. При этом наша работа условно будет разделена на две части, в первом блоке мы рассмотрим основные теории возникновения лидеров, их основные черты и особенности, а второй блок мы посвятим концепциям стилей лидерства.

Содержание работы

1. Введение
БЛОК №1.
2. Теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения
3. Теория черт личности
4. Ситуативная теория
5.Теория определяющей роли последователей
6. Реляционная теория
БЛОК №2
7. Концепция стилей лидерства
8. Диктаторский стиль
9. Авторитетный стиль
10. Партнерский стиль
11. Демократичный стиль
12. Образцовый стиль
13. Наставнический стиль
14. Заключение
15. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента СКД.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Гуманитарный институт

Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы менеджмента СКД»

«Концепции лидерства»

 

 

 

Выполнил студент__________________ Подосёнов Д.И.

 

 Проверил преподаватель__________________ Кеуш А.В.

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

План работы:

1. Введение

БЛОК №1.

2. Теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения

3. Теория черт личности

4. Ситуативная теория

5.Теория определяющей роли последователей

6. Реляционная теория

БЛОК №2

7.  Концепция стилей лидерства

8. Диктаторский стиль

9. Авторитетный стиль

10. Партнерский стиль

11. Демократичный стиль

12. Образцовый стиль

13. Наставнический стиль

14. Заключение

15. Список использованной  литературы

 

 

 

Введение

      С незапамятных времен люди пытались понять концепцию лидерства, какими качествами должен обладать истинный лидер, чтобы влиять на окружающих его людей и коллективы. Одним из первых, кто поднял вопрос о природе лидерства, был Сократ. К сожалению, Сократ не оставил письменных трудов, но два человека из его круга - Ксенофонт и Платон – независимо друг от друга свидетельствуют, что по его учению лидерство приходит к тому, кто знает, что делать в данной ситуации. На сегодня существует большое число концепций и теорий, но основной вопрос остается: качества лидера являются врожденными или существует возможность обучения лидерству? Единственное, что совершенно ясно — лидер должен быть личностью.

      В данной  работе мы постараемся рассмотреть  основные концепции лидерства,  особенности черт характера и  поведения человека-лидера. При этом наша работа условно будет разделена на две части, в первом блоке мы рассмотрим основные теории возникновения лидеров, их основные черты и особенности, а второй блок мы посвятим концепциям стилей лидерства.

      Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства. Традиционный подход к лидерству  наиболее ранний и опирается на две теории: теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения. Итак, рассмотрим их подробнее…

 

 

 

БЛОК №1

Теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения

      В рамках данной теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили - лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и неменяющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Наиболее известными, в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уорена Бенниса и Эдвина Гизелли.

      В 1948 году Ральф Стогдилл попытался обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако он заметил, что в разных ситуациях руководители обнаруживают у себя разные черты. Затем он сделал вывод: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

     Особое внимание этой сфере уделил Эдвин Гизелли. Более 20 лет научной деятельности он посвятил изучению данного вопроса. Он сравнивал 30 различных черт характера и умственных способностей для создания образа идеального руководителя. Он сделал следующий вывод: Лидер с ярко выраженными авторитарными наклонностями, имеет меньше шансов на успех, чем человек более спокойный в этом отношении.

     Американский консультант Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:

1. Управление вниманием, т.е. способность так предвидеть  сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно  для последователей.

2. Управление знанием, т.е. способность так передать свои, знания, чтобы они были поняты  и приняты последователями.

3. Управление доверием, т.е. способность построить свою деятельность  таким образом, чтобы получить  полное доверие подчиненных.

4. Управление собой, т.е. способность  хорошо знать и вовремя признавать  свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых  сторон умело привлекать другие  ресурсы, включая ресурсы других  людей.

     Беннис подчеркнул, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы.

     Последующее изучение привело к выведению 4 групп лидерских, качеств:

— Физиологические: рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (Например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).

— Психологические качества проявляются через характер человека. Однако необходимо отметить, что большинство из качеств так и не получило подтверждение практикой своей связи с лидерством.

— Интеллектуальные качества - уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров.

Однако корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Эти качества носят в большей степени характер приобретенных. Однако еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидера.

Подход, изучающий лидерские качества, интересный, но перечень качеств оказался бесконечным, невозможно создать «единственно верный» образ лидера. Не удалось рассмотреть тесную связь между данными качествами и лидерством. Однако данная теория послужила толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.

 

Теория черт личности

        Суть теории черт личности сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера и говорит о лидерстве как о врожденном качестве. Следуя своим врожденным качествам, в силу особенностей своего характера лидер естественным образом проявит себя в любой ситуации.

      Приверженцы данной концепции выделили перечень качеств, которые, по их убеждению, присущи исключительно прирожденным лидерам. Этот перечень слишком велик, но можно выделить основные характеристики лидера: рассудительность, инициатива, предвидение, энергия, целостность характера, напористость, умение общаться с людьми и влиять на них, решительность, надежность, эмоциональная устойчивость, честность, честолюбие, увлеченность, объективность и сотрудничество.

     Основной проблемой данной теории является смещение фокуса с обучения лидерству на естественный отбор, т. е. отрицается как таковая возможность обучения лидерству. Но полностью отрицать влияние на проявление лидерства черт характера тоже нельзя. Обобщая вышесказанное, можно сделать важный вывод, что, обладая данными чертами характера, человек может и не стать лидером, но без их наличия лидером он не станет никогда.

Ситуативная теория

     Здесь лидерские качества рассматриваются не как врожденные, а являются продуктом проявления конкретной ситуации, а именно стоящей перед группой задачей.

Лидеры, функционирующие в разных группах, могут использовать три аспекта власти:

1. власть положения, определяемую должностью, званием и занимаемым постом. Простым примером может служить топ-менеджмент любой компании, высшие армейские чины и пр.;

2. власть личности, которая заключается в проявлении личной харизмы. Ярким примером харизматических личностей являются Наполеон, Гитлер, Сталин;

3. власть знания — профессионального или специального. Лучшим лидером, показавшим власть знания как одну из составляющих лидерства, был Иисус Христос.

Абсолютно понятно, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Поэтому по мере изменения ситуации и расширения задач, связанных с развитием общества, экономики и технологий, необходимо соединение этих трех аспектов и добавление общих навыков, таких как лидерство, коммуникации и умение принимать взвешенные решения. При этом необходимо помнить, что качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой могут оказаться неактуальными, а в третьей и вовсе препятствующими достижению целей.

 

Теория определяющей роли последователей

     Каждый лидер функционирует среди определенных коллективов, где и проявляются его качества как лидера. Группа сама выбирает лидера, который удовлетворяет ее интересы. «Тайна лидера» состоит не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Прежде всего, для становления лидера имеют значение ожидания группы.

     Поэтому третья концепция лидерства определяется как «теория группового подхода» и опирается на рассмотрение лидерства с точки зрения функций, которые удовлетворяют потребностям группы.

     Обобщая данную теорию, можно выделить три составляющих ее элемента.

1. Лидер, с присущими ему и проявляющимися качествами личности и характера.

2. Ситуация — частично постоянная либо частично изменяющаяся.

3. Группа, именуемая коллективом последователей, со своими потребностями и ценностями.

      В полной мере правильность данной теории проявляется у коллектива, прошедшего стадию формирования команды и корпоративного духа. Именно на стадии формирования коллектива лидеры получают особенно благоприятные возможности влиять и возглавить не только отдельные направления, но и весь коллектив в целом.

Итак, для истинного лидера необходимо:

1. осознавать процессы, происходящие в коллективе;

2. понимать, какая функция требуется в данный момент;

3. обладать навыками эффективного выполнения данной функции.

 

Реляционная теория

     В последнее время появилась и получила распространение так называемая реляционная теория, сторонники которой пытаются синтезировать указанные выше подходы и преодолеть их ограниченность. Недостатком всех предшествовавших теорий объявляется то, что их сторонники просмотрели эффект взаимодействия индивидуальных и ситуационных факторов. Не отрицая важность ситуационного подхода и принимая во внимание, что обладание определенными чертами усиливает для определенной личности возможность стать лидером, сторонники реляционного подхода прибавляют к этим факторам черты и нужды последователей и требуют учитывать взаимодействие всех факторов.

 

БЛОК №2

Концепция стилей лидерства

      Каждый человек имеет природные склонности или годами выработанные предпочтения в обращении с людьми и поэтому создает вокруг себя определенный «климат». «Климат» в компании определяет ее гибкость, определяет, насколько свободно чувствуют себя сотрудники, чтобы проявлять инициативу и внедрять инновации, их ответственность по отношению к организации, их ощущения, что работа справедливо оценивается и вознаграждается, ясность понимания стоящих перед компанией задач и ее ценностей, определяет преданность общей цели организации и уровень устанавливаемых стандартов.

     Консалтинговая компания Hay/McBer провела исследование, какой климат создает непосредственно вокруг себя каждый руководитель, имея в виду под термином «климат» шесть основных факторов, воздействующих на окружающую среду в любой организации (впервые термин определили психологи Джордж Литвин и Ричард Стрингер, а затем уточнил Макклиланд). Так, опросив почти четыре тысячи топ-менеджеров (их выбрали из базы данных, в которой учтено более двадцати тысяч человек по всему миру), компания Hay/McBer выявила шесть стилей управления, каждый из которых зависит от особенностей так называемого эмоционального интеллекта конкретного руководителя и оказывает воздействие на рабочий климат в компании или подразделении. Все шесть стилей лидерства оказывают измеряемое воздействие на каждую составляющую климата, но лишь четыре из шести стилей лидерства положительно воздействуют на климат и результаты деятельности компаний. Для понимания общей идеи концепции стилей рассмотрим более подробно все шесть стилей управления.

 

Диктаторский стиль

     Лидеры–диктаторы требуют немедленного исполнения их указаний. Диктаторский стиль чаще всего оказывается самым неэффективным. Достаточно того, что он разрушает моральный климат организации. Если руководитель принимает максималистские решения, не учитывая мнения подчиненных, все новое погибает в зародыше. Видя неуважение к себе, люди перестают предлагать руководству новые идеи, зная, что ничего хорошего из этого все равно не получится. И точно так же у сотрудников пропадает чувство ответственности за качество своего труда: как только их лишают возможности проявлять инициативу, у них исчезает ощущение сопричастности, и поэтому работа больше не воспринимается как свое личное дело.

     Диктаторский стиль, конечно, можно применять, но очень осторожно и лишь в чрезвычайных ситуациях. Он совершенно необходим, например, при реструктуризации предприятия или при угрозе враждебного поглощения. Если же руководитель компании полагается исключительно на диктаторский стиль, его пренебрежение моральным духом и чувствами сотрудников окажется губительным в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Концепции лидерства