Концепция инновационного развития России до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:53, реферат

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2010-2020 годах..

Содержание работы

ВВЕДЕНЕ 3
1.СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. 5
1.1.Путь реализации стратегии. 5
1.2.Этапы реализации стратегии. 10
2. ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛЬ СТРАТЕГИИ
ИННОВАЦТОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. 13
2.1 Ключевые задачи и принципы стратегии. 13
2.2 Цель и показатели стратегии инновационного развития России. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

управление персоналом.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по учебной дисциплине «Управление персоналом»

 

на тему: «Концепция инновационного развития России до 2020 года    »

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНЕ                                                                                                                    3

1.СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО  РАЗВИТИЯ РОССИИ.                            5

1.1.Путь реализации стратегии.                                                                                 5  

1.2.Этапы реализации стратегии.                                                                            10

2. ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛЬ  СТРАТЕГИИ                                              

 ИННОВАЦТОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.                                                    13

2.1 Ключевые задачи и принципы стратегии.                                                       13

2.2  Цель и показатели  стратегии инновационного развития  России.                15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                        17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНЕ

Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие  перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития  за счет выстраивания четкой системы  целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

Россия ставит перед  собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Тем не менее, сложная  экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2010-2020 годах..

Решение задач посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем.

Ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными  конкурентами России становятся не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, страны СНГ. При этом переход экономик стран-лидеров на следующий (шестой) технологический уклад, технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике, резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески и т.д.) может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижение значимости России в глобальной политике.

Суть проблемы концепции инновационного развития России до 2020 года заключается в решении поставленных задач и поиске оптимальных путей развития.

Целью исследования является анализ современных процессов концепции инновационного развития России до 2020 года и выработка предложений по дальнейшей модернизации.

Задачи исследования:

1. исследовать теоритическую основу концепции инновационного развития России до 2020 года.

2. выявить проблемы, препятствующие инновационному развитию России до 2020 года.

3. рассмотреть предполагаемые показатели концепции.

Объектом исследования является концепция развития России.

Предметом исследования является инновационное развитие России.

Актуальность исследования - концепция инновационного развития России заключается в долгосрочной реализации программы, переводом к 2020 году экономики России на инновационный путь развития.

 

 

 

 

1.СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.

1.1.Путь реализации  стратегии

Сложившиеся тенденции  технологического развития в российской экономике, имеющиеся риски и  возможности роста позволяют  выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны.

1. Вариант инерционного  импортоориентированного технологического развития. Этот предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Национальная инновационная система распадается на ряд отдельных, преимущественно оборонных научно-технических анклавов, при этом в силу низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня государственной поддержки происходит резкое сжатие сектора фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта политики не соответствует целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай.

2. Вариант догоняющего  развития и локальной технологической  конкурентоспособности. Этот вариант  ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только  потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязкой нефти, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.

Догоняющий путь развития хорошо известен на примере целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более  недавний период – стран Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной истории - Китай.

В его основе лежит  максимальное использование доступных  на мировом рынке технологий, которые  закупаются, либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми передовыми из тех, что используются в мире. Самые передовые технологии, как правило, используются странами – производителями этих технологий, поскольку позволяют получать инновационную ренту. Производства, основанные на новых технологиях, или производства новых продуктов выводятся в третьи страны (или продаются технологии, лицензии, ноу-хау) только после того, как продукция становится распространенной, конкуренция возрастает, и оптимизация бизнеса требует переноса производства в страны с меньшим уровнем издержек. Из этого правила могут быть исключения (например, уникальные технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно применять сразу в других странах). Кроме того, самые новые технологии чаще всего требуют высококвалифицированной рабочей силы или сервиса, наличия научной и технологической базы, с чем в развивающихся странах, вставших на путь догоняющего развития, обычно есть проблемы.

Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.

Догоняющая стратегия  имеет ряд преимуществ:

1) поскольку используются уже готовые и, более того, хорошо отработанные технологии, то инновационные риски минимальны – можно достаточно уверенно прогнозировать технико-экономические характеристики нового продукта или технологии; приобретая готовые технологии, фирмы, как правило, могут получить и весь комплекс сопутствующих услуг – обслуживание, ремонт, обучение персонала;

2)  сроки реализации  инновационных проектов гораздо  короче, при этом в случае хорошей  восприимчивости бизнеса к инновациям  экономика получает существенные преимущества от быстрого массового распространения более прогрессивных технологий;

3) изменение технологической  специализации может идти нелинейно,  не по технологической цепочке  в отдельном секторе, то есть  развитие технологий в базовых  секторах может привести к появлению новых высокотехнологичных секторов;

4) децентрализация принятия  решений о выборе технологии: вообще говоря, не требуется государственной  политики по определению научно-технологических  приоритетов – решения принимает  конкретный бизнес, что снижает (в среднем) риски ошибочных решений.

Однако есть принципиальные риски при реализации догоняющей стратегии в российских условиях:

1) необходимость жестко  конкурировать с другими производителями  аналогичной продукции (использующих  ту же, либо более совершенную технологию). При этом отсутствие инновационной ренты усиливает конкуренцию по цене, а, следовательно, прежде всего, по издержкам производства; в этой связи конкурентоспособность на мировых рынках может быть обеспечена только при кардинальном росте производительности труда в российской экономике;

2) современные технологии  настолько сложны, что зачастую  недостаточно приобрести лицензию  и/или оборудование – требуется  весь комплекс знаний и опыта,  а, следовательно, эффективное  развитие производства преимущественно должно идти в рамках процесса привлечения прямых иностранных инвестиций; в свою очередь это требует очень серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата. Высокая значимость в экономическом развитии иностранного капитала и иностранных технологий, повышая вовлеченность страны в глобальные процессы, повышает и зависимость страны, усиливает внешние риски;

3) сильная зависимость от импорта  техники и технологий при прочих  равных тормозит развитие собственных  разработок, что в российских условиях будет означать дальнейшее углубление разрыва между отечественной наукой и промышленностью.

3. Вариант достижения лидерства  в ведущих научно-технических  секторах и фундаментальных исследованиях  соответствует долгосрочным целям  и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции  в производстве авиакосмической  техники, нанотехнологиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других.

Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры и предполагает формирование целостной национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.

Этот путь, более привлекательный  как с экономических, так и с политических позиций, одновременно является существенно более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего, фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков, новых ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний. Кроме того, путь технологического лидерства является гораздо более рискованным:

1) неопределенность и риски инноваций,  основанных на принципиально  новых решениях неизмеримо выше, чем при использовании уже  известных технологий, пусть не  самых передовых, но более прогрессивных,  чем применяемые в настоящее  время и дающих существенный прирост производительности и эффективности;

2) в современном мире обмен  знаниями протекает столь быстро, что даже при наличии системы  защиты прав на интеллектуальную  собственность весьма велика  вероятность того, что результаты  «прорывных» инноваций будут раньше и (или) в большей степени использованы в других странах.

Информация о работе Концепция инновационного развития России до 2020 года