Концепция лидерства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.

Содержание работы

Введение
1. Концепция лидерства в организации
2. Лидерство как процесс
3. Модели лидерства
4. Гендерные аспекты лидерства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

менеджм скобл.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра национальной экономики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Менеджмент» вариант 3

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Исполнитель:

                                                                                                студент гр. НЭБ-11

                                                                                       Скоблина К.В.

                                                                                        Руководитель:

                                                                                         Пасмурцева Н.Н.                                      

                                                                                                                                                     

Каменск-Уральский

2013

 

Содержание

Введение

1. Концепция  лидерства в организации

2. Лидерство  как процесс

3. Модели лидерства

4. Гендерные  аспекты лидерства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Лидером  является человек, играющий ключевую  роль в управлении и целеполагании  трудового коллектива, контроле  и изменении деятельности других  членов группы. Лидер вносит огромный вклад в развитие компании, а так же способен помочь другим членам группы поверить в успех и добиться поставленных целей организации

 Быть менеджером  и быть лидером в организации  – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.

 Лидерство  – это тип управленческого  взаимодействия (в одном случае  между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен.[7]

 Лидерство,  как и власть, - это потенциал,  имеющийся у человека.

 В ходе  изучения проблемы лидерства  учеными было предложено много  различных определений данного  понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство  – это воздействие на группы  людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявление в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели: «Если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство. Это достигается с помощью различных средств, причем в основе их всех лежат потребности подчиненных». [9] П.Друкер: “Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки”.[17]

1. Концепция  лидерства в организации

 Анализируя  работы американского философа  и социолог М. Мэмфорда, [1] можно  увидеть, что он формулирует альтернативное понимание организационного лидерства. По его утверждению, каждая социальная система, в том числе и организация, состоит из множества социальных подсистем, вплоть до отдельных индивидов, включенных в организацию. Сложность построения организационной системы затрудняет объединенное функционирование подсистем, снижает эффективность достижения целей организации. Решение этой проблемы предполагает определение в ролевых требованиях границ ожидаемых действий членов организации. Лидеры ― это те индивиды, «роли которых требуют, чтобы они контролировали и координировали действия двух или более подсистем». Они выполняют как бы пограничную роль между системами или подсистемами. Лидерство включает взаимодействие с подсистемами различных уровней, а также с другими системами и более широким социальным окружением. Лидерство проявляется «в тех действиях, которые выполняются индивидом как носителем определенной (пограничной.― А.С.) роли в организации, связанной с процессом достижения целей организации». Эффективность лидера связывается не с традиционной оптимальной формой его поведения, а с последствиями его действий в ходе реализации пограничной роли. Его основной задачей является выбор такого вида действий, которые бы увеличивали адаптацию всей системы в целом.

2. Лидерство  как процесс

 В работах  Е. Холландера, выполненных в 1969—1971 гг., лидерство представляется подобно  процессу обмена, где лидеры и  его последователи находятся  во взаимозависимых отношениях  и влияют друг на друга.[10;14]

 Существенным вкладом в развитие лидерства, является модель «вертикальной связи в диадах», предложенная Г. Грэеном. [12]. Он ставит под вопрос общепринятое положение о том, что лидеры относятся одинаково к различным последователям, которое имплицитно содержится в теориях «наилучшего стиля лидерства». Лидер не обращается с группой как с чем-то целостным, монолитным. Взаимодействие лидеров и последователей происходит в диадах, один на один, и складывающиеся между лидером и различными последователями отношения относительно независимы от отношений вне рассматриваемой диады. Лидер не возвышается над группой последователей, а является одним из участников взаимодействия, входящих в диаду.

 В данной  модели два типа отношений  лидера и последователя: отношение  к неформальному помощнику и отношение к обычному члену группы. Их дифференцирует индикатор — «широта обсуждения», который показывает, насколько лидер готов обсуждать проблемы последователя и открыт для оказания ему индивидуализированной помощи. Более предпочитаемые члены группы получают лидерский стиль управления, в то время как другие воспринимаются менее способными, и лидер во взаимодействии с ними использует начальственный стиль. Когда в группе развиваются взаимоотношения первого типа, лидер во все большей степени становится зависим от результатов переговоров с последователями, от процесса взаимодействия с каждым из них, и, следовательно, с этого момента его лидирование определяется уже не столько формальной властью, связанной с руководящей позицией, сколько межличностным обменом с последователями в рамках диадного взаимодействия. Взаимный обмен стабилизируется во времени, становится социальной структурой, регулирующей как поведение лидера, так и поведение последователя. Пока природа взаимосвязи не изменяется, поведение лидера и последователя остается более понимаемым и предсказуемым для них обоих.

 Данная модель  была экспериментально проверена,  и полученные данные не смогли  валидизировать основной конструкт  модели — «широту переговоров»  лидера с последователем. Поэтому наряду с воздействиями лидера на отдельных последователей в диадах было предложено выделять воздействия лидера, нацеленные на группу в целом. Все чаще практические исследователи стали обращать внимание на то, что необходим пересмотр основных операциональных и концептуальный конструкторов этой модели с их дальнейшей экспериментальной проверкой.

 К лидерству  как в высшей степени динамическому  процессу подходят в своих  работах Г. Зан и Г. Вулф. [1] Они считают, что лидерство  является результатом взаимодействия между лидером и последователями. Это взаимодействие формирует их взаимоотношения. В исследовании взаимоотношений авторы выделяют два измерения поведения: задачу и отношения. Сфера задачи включает поведение, осуществляемое индивидом инициативно или в ответ на действия партнера по взаимодействию и нацеленное на задачу. Сфера отношений составлена из поведенческого ответа или инициативного поведения, относящегося к экспрессивному (аффективному) измерению взаимодействия «лидер — последователь». Как лидер, так и последователь могут игнорировать другого участника взаимодействия — осуществлять индифферентный ответ. Взаимодействие может «запускаться» и лидером, и последователем. Причем не так важно, кто является инициатором взаимодействия, важно именно то, какие между лидером и последователями складываются взаимоотношения.

 А. Ашур [7;6] рассматривает два направления  влияния лидера: на последователей  и на ситуацию, в которой происходит  взаимодействие. Ситуация в значительной  степени влияет на отношения  между лидером и последователем, и лидер может, манипулируя компонентами ситуации, оказывать воздействие на взаимоотношения с последователями.

 Роль ситуации  во взаимодействии лидера с  последователем подчеркивается  в модели «лидер — среда  — последователь» Дж. Воффорда и Т. Шринивазана [1;11], которые утверждают, что лидер влияет на мотивацию последователей и на их способность к выполнению задания через элементы ситуации. Поэтому необходим психологический анализ того, как взаимодействуют индивиды и элементы ситуации. Исследования К. Грина и К. Шризхейма [5] показывают, что действия последователей оказывают существенное влияние на лидера.

 Можно заметить, что все эти мини-теории, объединенные  в рамках интеракционистского  направления, имеют многочисленные  точки соприкосновения. Во-первых, каждый представляет ситуацию, в которой происходит лидирование, как динамический, эволюционный процесс. Лидер и последователь взаимодействуют в определенном контексте, который должен быть понят и интерпретирован. Во-вторых, каждая перспектива прямо или косвенно признает интеракцию между лидером и последователем, а также то, что это взаимодействие влияет на последующие действия каждого из его участников. В-третьих, лидеры и последователи являются взаимозависимыми как по содержанию, так и по процессу реализации их действий. Действие лидера или последователя осуществляется в ответ на предшествующие ожидания и возможные реакции другого, которые, в свою очередь, определяются предшествующим взаимодействием между ними.

3. Модели лидерства

 К настоящему времени проведено более 10 тыс. различного рода исследований лидерства. Можно выделить два измерения, относительно которых группируются предложенные модели лидерства - особенности человека и характер ситуации. В первом измерении два полюса. На одном - рассмотрение особых присущих лидерам черт. На втором - образцы лидерского поведения. Во втором измерении тоже два полюса. На одном - идеи универсальности ситуаций, на втором - ситуативность, изменчивость признается критически важной. Комбинация двух измерений дает четыре качественно различных варианта моделей.[11]

 Хочу выделить  несколько качеств эффективного  лидера:

Настойчиво  стремится к управлению людьми.

Признает, что  не все знает сам.

Ставит в  известность подчиненных.

Скучный труд превращает в творческий.

Уверен в  себе.

Умеет ценить время  подчиненных.

Требователен  и строг.

Умеет поощрять и наказывать.

Вежлив и приветлив.

Имеет чувство юмора.

Умеет говорить и молчать.

Проявляет интерес к подчиненным.

Умеет рефлексивно оценивать  ситуацию

 Неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто обратил внимание на этот фактор и занимался вопросами создания неформальных организаций, был Дж. Хоманс. В модели Хоманса под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. Выполняя эти задачи, люди взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие приводит к возникновению определенных чувств - позитивного или негативного отношения друг к другу и к менеджерам. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.[18]

 Модель Хоманса не  только наглядно показывает, как  действия менеджмента приводят  к возникновению неформальных  групп — как делегирование  задач ведет к взаимодействию, — но и иллюстрирует потребность  в управлении неформальной организацией. Поскольку эмоции группы влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут повлиять и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций — позитивные они или негативные — они способствуют либо повышению, либо снижению эффективности, а также прогулам, текучести кадров, жалобам и другим факторам, определяющим успех. Поэтому, хотя формальные группы создаются не менеджерами и не контролируются ими в полной мере, чтобы организация достигла своих целей, ими надо эффективно управлять. [9;8]

 Модель включает три  основных элемента: задания, взаимодействия  и установки. От руководителя  сотрудники получают задания,  выполняя их, налаживают взаимодействие, результат которого - симпатии, антипатии,  чувства, установки. Чем чаще взаимодействия, тем сильнее установки. И наоборот. Чем длительнее взаимодействия, тем тождественнее установки, тем сотрудники более похожи. У них возникают общие нормы, то, чем они вместе дорожат. Нормы выполняются тем лучше, чем более сплочена общность. Нормы могут выполняться лучше, чем формальные правила. По отношению к нарушителям могут применяться неформальные санкции. [13]

Информация о работе Концепция лидерства в организации