Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:01, реферат
Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие конфликта и его социальная роль…………………………………4
2. Классификация конфликтов…………………………………………………6
3. Методы управления конфликтами…………………………………………..8
4. Стратегии поведения в конфликте…………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………19
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.
1.Принуждение (борьба, соперничество).
Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, ставит свои интересы намного выше интересов оппонента, более того, можно сказать, что они его никоим образом не интересуют. Выбор стратегии принуждения в результате сводится к выбору - борьба или взаимоотношения.
Если личность выбирает борьбу, то стиль ее поведения характерен для деструктивной модели. В данном случае активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она показывает свою эффективность и значимость только в двух случаях. Первый: при защите интересов от нападения на них со стороны конфликтной личности. Например, сложно управляемая конфликтная личность часто отказывается выполнять непривлекательные для нее задания и предпочитает свалить свою работу на других. Второй: при угрозе уничтожения организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация - кто кого пересилит. Особенно часто с ней можно столкнуться при реформировании предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер, и в таких случаях человек, стоящий за интересы этих подразделений, должен занимать жесткую позицию.
Суммируя, следует сказать, что данный стиль может использоваться, когда:
· вы чувствуете, что у вас нет альтернативы и поэтому нечего терять;
· вы находитесь в точке бифуркации, которая требует мгновенного реагирования;
· вы не можете показать группе людей, что находитесь в затруднении, потому что они надеются на вас;
· вы авторитетны в плане принятия решения, и вам кажется, что предлагаемое решение – наилучшее;
· вы должны принять необычное решение, но сейчас вам необходимо действовать и вы обладаете полномочиями для этого шага.
· исход безумно важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
· решение необходимо принять быстро и вы обладаете достаточной властью для этого;
2.Уход.
Данная стратегия отличается желанием не ввязываться в конфликт. Она характеризуется низким уровнем направленности, как на личные интересы, так и на интересы соперника и является взаимной, т.е. это взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
· предмет конфликта
не особо важен ни для одного из
субъектов и адекватно отражен
в образах конфликтной
· предмет спора наоборот имеет важное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
В первом случае конфликт может исчерпаться, а во втором случае он может иметь рецидив.
Таким образом, данная стратегия может использоваться, если:
· исход не столь важен для вас поэтому на него не стоит тратить силы;
· у вас тяжелый день, а решение этой проблемы возможно вызовет дополнительные неприятности;
· ситуация накалилась до предела и вам хочется охладить ее скорее;
· вы хотите выиграть время, чтобы найти информацию или заручиться поддержкой;
· у вас мало времени для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
· вы знаете, что не можете, или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
· вы чувствуете, что другие сильнее вас.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.
3.Уступка.
Личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта. Оценка личных интересов низкая, а чужих – достаточно высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки приносит свои интересы в жертву интересов оппонента.
Стратегия уступки в некотором смысле сходна со стратегией принуждения, которая заключается в выборе между значимостью предмета конфликта и важностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки мы видим направленность на межличностные отношения.
Анализируя данную стратегию, важно отметить, что:
· в такой стратегии видна тактика решительной борьбы за победу. Уступка – это своеобразный шаг к достижению целей;
· данная стратегия может
быть основной для человека в силу
его индивидуально-
· уступка может явиться причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не поможет в разрешении конфликта;
Иными словами, данный стиль можно применять, когда:
· вы хотите сохранить мир и добрые взаимоотношения;
· вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;
· у вас недостаточно власти или мало шансов на победу;
· вас не особенно волнует случившееся;
· вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям;
· важнее сохранить отношения, чем отстаивать собственные интересы.
Важно знать, что стратегия уступки оправданна только в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В таком случае она ведет к временному затишью и является значительным шагом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
4.Компромисс.
Компромиссную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки.
Стратегия компромисса способствует положительному развитию межличностных отношений. При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:
· компромисс не может рассматриваться как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка - это этап на пути поиска приемлемого решения проблемы;
· компромисс может и
исчерпать конфликтную
· Существует активная форма и пассивная форма компромисса. Активная форма компромисса проявляется в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс - отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе, перемирие может быть обеспеченно бездействием субъектов конфликтного взаимодействия. Именно отсутствие своеобразных «сражений» в нашем примере дало возможность сотрудникам не разрушить их взаимоотношения;
· Мнимыми условия компромисса могут быть, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Можно сказать, что данная стратегия используется, когда:
· сила власти у сторон одинаковая, а интересы взаимоисключающие;
· вам хочется быстро решить все, так как у вас нет времени;
· вы не требуете сверхточного решения;
· кратковременная выгода – это то, что нужно;
· остальные подходы оказались недейственными;
· компромисс позволит сохранить отношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.
Мне кажется, что у понятия компромисс есть близкое по значению слово - консенсус. Их роднит то, что они оба отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия, поэтому при анализе и обсуждении стратегии компромисса важно знать такие опоры, как социальные правила и механизмы достижения консенсуса.
5.Сотрудничество.
Личность, пользующаяся данной стратегией, на одинаково высоком уровне оценивает интересы соперника и свои собственные. Основа данной стратегии – баланс интересов и признание ценности межличностных отношений.
Особое место в выборе
данной стратегии занимает предмет
конфликта. Если предмет конфликта
имеет очень важное значение для
одного или обоих субъектов
То есть данный стиль можно использовать, когда:
· для сторон очень важен исход спора, и поэтому никто не собирается уступать;
· ваши взаимоотношения длительные и прочные;
· вы имеете в запасе время на решение проблемы;
· вам известны пожелания оппонента относительно этой проблемы;
· стороны способны не только слышать, но и слушать друг друга;
· стороны предпочитают на равных условиях решать решение проблемы.
Стратегия сотрудничества заключает в себе все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), которые играют лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта.
Стратегия сотрудничества, будучи одной из самых сложных стратегий, показывает желание оппонентов вместе решить существующую проблему.
Заключение
Настоящий конфликт часто
проявляется при попытке
По моему мнению конфликт, как и болезнь, легче предупредить чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновение конфликтной ситуации уважительна манера разговора. "Добавление" учтивости не снижает определенности просьбы, но во многом препятствует появлению у собеседников внутреннего сопротивления, способствует снятию отрицательных эмоций. Хорошим средством предупреждения конфликта служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику предоставлена возможность высказаться, во многом зависят его расположение и доверительность. Ни в коем случае не допускать при деловом общении возникновения споров, так как во время спора человеку редко удается сохранить самообладание и достоинство. Споря, мы начинаем горячиться и, сами того не замечая, делаем обидные замечания и допускаем досадную грубость.
Список литературы
1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 2009-211с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 295с.
3. Гусев, А.Н., Общая Психология - ИЦ Академия,2009.-152c.
4. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликта. - М., 1993. - 254с.
5. Самыгин, С.И., Зайналабидов, М.С., Макиев, З.Г., Обухов, Д.В. Основы управления - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 220с.
6. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М., 2007-120с.
Информация о работе Конфликт. Понятие конфликта и его социальная роль