МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Тверской
филиал
Курсовая
работа
Студента
4 курса М-433 учебной
группы факультета экономики
и управления
Травникова
Вероника Львовна
Учебная
дисциплина: Основы
менеджмента
Тема:
Конфликтность в менеджменте
Преподаватель Хазов
Ю.Н.
Оценка
____________
Тверь 2011
Содержание
- Сущность
и природа конфликта…………………………………...4
- Классификация
конфликтов………………………………………..9
- Причины возникновения
и структура конфликта…….………....14
- Формы работы
с конфликтами и методы их разрешения
……....17
Список
использованной источников
…………….……………………...35
Приложения……………………………………………………………….36
Введение. Важнейшей
составляющей управленческой системы
и самого процесса управления является
поведение человека, человеческие ресурсы
коммуникации, в том числе такие формы,
как споры, напряжения и конфликты. Одни
авторы считают, что конфликты представляют
собой непродуктивное проявление межличностных
отношений, а потому нежелательны. Другие
склоняются к противоположному мнению.
Но и первые, и вторые обращают внимание
на необходимость работы с конфликтом.
Менеджер - организатор совместной деятельности
людей. Кроме того, он работает во вполне
конкретной организации, имеющей свою
специфику, свой характер деятельности,
свои связи с внешним окружением, и его
управленческие функции направлены на
достижение целей данной организации.
При этом характер межличностного взаимодействия
в интересах выполнения общих и частных
задач оказывает существенное влияние
на специфику возникновения, развития
и разрешения конфликтов. Менеджер с неизбежностью
вовлекается в конфликты, вынужден управлять
ими, испытывать их последствия. Значительное
влияние на его работу с конфликтами оказывают
особенности самой организации и характер
выполняемых ею работ. Так, существуют
очевидные различия в отношениях между
людьми в зависимости от типа организации
(коммерческие, образовательные, государственные
или общественные объединения). Зачастую
они определяют и тип возникающих там
конфликтов. Общим при рассмотрении деятельности
менеджера в связи с конфликтами является
то, что всякая организация проходит в
своем развитии ряд внутренних напряжений
и разногласий. Столкновения различных
позиций, точек зрения отдельных людей,
групп и уровней отношений неизбежны в
процессе самой деятельности. Актуальность
этой темы неоспорима, и, выбирая эту тему,
я хотела познакомиться с ней глубже и
исследовать. В настоящее время исследование
конфликтов относится к наиболее динамично
развивающейся области психологии. Конфликт
представляет собой явление, которое играет
особую роль в психической жизни людей,
их развитии, самореализации, отношениях
с другими людьми, наконец, в жизни общества
в целом. И сегодня невозможно обойтись
без наработанных методов управления
конфликтами.
В
данной работе я попытаюсь раскрыть
природу конфликтов, классифицировать
их, а также описать эффективные
методы решения конфликтов.
Глава
1. Сущность конфликтов
и их классификация
1.1
Сущность и природа
конфликта
Конфликт
- это важнейшая сторона взаимодействия
людей в обществе, своего рода клеточка
социального бытия. Это форма
отношений между потенциальными
или актуальными субъектами социального
действия, мотивация которых обусловлена
противостоящими ценностями и нормами,
интересами и потребностями. Существенная
сторона социального конфликта состоит
в том, что эти субъекты действуют в рамках
некоторой более широкой системе связей,
которая модифицируется (укрепляется
или разрушается) под воздействием конфликта. Самое
общее определение конфликта (от лат. conflictus
— столкновение) — столкновение противоречивых
или несовместимых сил. Более полное определение
— противоречие, возникающее между людьми
или коллективами в процессе их совместной
трудовой деятельности из-за непонимания
или противоположности интересов, отсутствия
согласия между двумя или более сторонами.
[7, 25] Конфликт — это факт человеческого
существования. Многие люди воспринимают
историю человечества как бесконечную
повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты
не проявляются так очевидно, как в мире
бизнеса. Существуют конфликты между фирмами,
компаниями, ассоциациями, в пределах
одной организации и т.п. Конфликт, возникающий
в организации, называют организационным.
Это, в частности, конфронтации, противоречия
и т.п. Организационный конфликт может
принимать множество форм. Какой бы ни
была природа организационного конфликта,
менеджеры должны уметь анализировать
его, понимать и управлять им. Некоторые
фирмы вводят в штатное расписание должность
менеджера по отношениям с сотрудниками
(конфликтолог). Когда конфликт в организации
неуправляем, это может привести к конфронтации
(структурные подразделения организации
или члены микро- или макроколлектива
перестают сотрудничать и общаться друг
с другом). В конечном итоге подобная ситуация
разобщения приведет к деградации коллектива
и организации в целом. Большинство ассоциируют
конфликт с агрессией, спорами, враждебностью,
войной и т.п. Бытует мнение, что конфликта
по возможности необходимо избегать или
немедленно разрешать его, как только
он возникнет. Однако следует иметь в виду,
что конфликт наряду с проблемами может
приносить организации и пользу. В связи
с этим менеджеры часто сознательно стимулируют
конфликт, чтобы оживить организацию,
которая «загнивает». Считается, что если
в организации, трудовом коллективе нет
конфликтов, то там что-то не в порядке.
В жизни не бывает бесконфликтных организаций:
важно, чтобы конфликт не был разрушительным.
Задача менеджера — спроектировать конструктивный,
разрешаемый конфликт. Чтобы извлечь выгоду
из него, нужна открытая, невраждебная,
полная поддержки окружающая среда. Если
такая среда есть, то организация от наличия
конфликтов становится только лучше, поскольку
разнообразие точек зрения дает дополнительную
информацию, помогает выявить больше альтернатив
или проблем. Однако не следует сбрасывать
со счетов и тот факт, что отдельные, чаще
всего межличностные конфликты носят
разрушительный характер. Об этом также
должен знать менеджер, так как в совместной
деятельности участвуют люди, различные
по своей профессиональной подготовленности,
жизненному опыту, индивидуальным чертам
характера и темперамента и т.п. Эти различия
неизбежно накладывают свой отпечаток
на оценки и мнения по значимым для личности
и организации вопросам, порой порождают
противоборство, которое, как правило,
сопровождается эмоциональным возбуждением
и часто перерастает в конфликт. В некоторых
случаях столкновения оценок и мнений
заходят так далеко, что интересы дела
отходят на задний план: все мысли конфликтующих
направлены на борьбу, которая становится
самоцелью, что отрицательно сказывается
на развитии организации. Модель конфликта: (прил.1) Какова
же природа конфликта? В основе любого
конфликта лежит ситуация, включающая
либо противоположные позиции сторон
по какому-то вопросу, либо противоположные
цели или средства их достижения в данных
обстоятельствах, либо несовпадение интересов,
желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная
ситуация, таким образом, обязательно
включает в себя объекты и субъекты конфликта.
Это и есть база конфликта. Чтобы конфликт
начал развиваться, необходим инцидент,
когда одна из сторон начинает действовать
так, что ущемляет интересы другой. Инцидент
может возникнуть как по инициативе субъектов
конфликта (оппонентов), так и независимо
от их воли и желания — вследствие объективных
обстоятельств или случайности. Конфликтные
ситуации также могут возникнуть по инициативе
оппонентов либо объективно. Кроме того,
конфликтная ситуация может передаваться
«по наследству», переходить к новым оппонентам.
Она может создаваться оппонентами намеренно
— ради достижения определенных целей
в будущем, но может быть порождена хотя
и намеренно, но без определенной цели,
а иногда и во вред себе. То же самое относится
и к инциденту. [5, 156] В развитии каждого
конфликта можно фиксировать возникновение
новой конфликтной ситуации, ее исчезновение
и прекращение инцидента. Любое изменение
конфликтной ситуации приводит к прекращению
данного конфликта, а, возможно, и к началу
нового. Из графика (прил. 2) видно, что бесконфликтность
(безразличие всех ко всему) и очень высокая
конфликтность обусловливают снижение
эффективности деятельности организации.
Таким образом, существует оптимальный
уровень конфликтности (зона от точки
А до точки В), обеспечивающий нормальное
функционирование организации. Если конфликтная
ситуация находится под контролем руководства,
то такие конфликты называют функциональными.
Они оказывают положительное воздействие
на эффективность организации и полезны
для нее (диапазон АВ). Функциональные
конфликты могут возникать на совещаниях,
советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие
в них стороны обычно контролируют себя
и ситуацию. Если ситуация выходит из-под
контроля руководства, конфликт принимает
дисфункциональный характер. Дисфункциональный
конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности
сотрудников, эффективности группового
сотрудничества, ведет к враждебности
в отношениях, к несправедливости в распределении
ресурсов, вынуждает поступать против
своей воли в пользу одной из сторон. Последствия
конфликта зависят в основном от того,
насколько эффективно управляет им менеджер.
В связи с этим нужно знать не только природу,
но типы конфликтов. [10, 117]
1.2 Классификация
конфликтов
Наличие
огромного количества общих и
частных классификаций конфликта,
данных психологами, говорит о том,
что их возможно столько, сколько
различных сторон выявляет в нем
психология. К основным признакам, на
основе которых предлагаются различные
типологии конфликтов, относятся: объект
конфликта; особенности сторон; длительность;
функции; формы проявления; тип структуры
отношений; последствия и т.п. Существует
многовариантная типология конфликта
в зависимости от тех критериев, которые
берутся за основу. Большинство конфликтов
назревает постепенно, конфликтующие
стороны лишь в узком кругу выражают свои
претензии. Предпринимаются попытки решить
вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы
или отмены приказа. Если такой способ
не вызывает позитивной реакции или наталкивается
на отказ, конфликт выходит из инкубационного,
скрытого периода в открытую форму, при
этом каждая из сторон стремится не только
оправдать свои действия, но и привлечь
к себе сторонников. Тогда конфликт приобретает
затяжной характер. Таким образом, по масштабам
и продолжительности конфликты разделяются
на: общие и локальные; глобальные (охватывают
весь коллектив или большую его часть)
и парциальные (происходят между работниками
или между работником и руководителем);
кратковременные и затяжные; скоротечные
и долгосрочные. По целям, которые отстаивают
стороны, конфликты делятся на: преследующие
личные цели; преследующие групповые цели;
преследующие общественные цели. Цели
также делятся по их нравственному содержанию
(ради чего затевается конфликт), по времени
(близкие или отдаленные), по публичности
(открытые или скрытые). По источникам и
причинам возникновения выделяют: объективные
и субъективные; организационные, эмоциональные
и социально-трудовые; деловые и личностные. По
коммуникативной направленности различают:
вертикальные; горизонтальные; смешанные.
Горизонтальные - взаимоотношения равных
по своему должностному статусу оппонентов,
а вертикальные - столкновение разных
по должности людей или групп. По функциональной
значимости конфликты делятся на: позитивные
(конструктивные) и негативные (деструктивные);
созидательные и разрушительные. Позитивная
роль конфликтов состоит в том, что они
необходимы и даже неизбежны для развития
трудового коллектива. Конструктивная
сторона ярче проявляется, когда конфликт
по уровню достаточен для мотивации людей. По
формам и степени столкновения различают
конфликты: открытые и скрытые; спонтанные,
инициированные и спровоцированные; неизбежные,
вынужденные, лишенные целесообразности. По
способам урегулирования: антагонистические
и компромиссные; полностью или частично
разрешаемые, приводящие к согласию и
сотрудничеству.[15, 98] В зависимости от
субъектов конфликта и от природы его
возникновения различают пять основных
уровней конфликтов, которые тесно связаны
между собой: межличностный конфликт,
конфликт между личностью и группой, межгрупповой
конфликт, внутригрупповой и внутриличностный
конфликт. · Межличностный конфликт. Этот
тип конфликта, возможно, самый распространенный.
В организациях он проявляется по-разному.
Чаще всего это борьба руководителей за
ограниченные ресурсы, капитал или рабочую
силу, время использования оборудования
или одобрение проекта. Каждый из них считает,
что поскольку ресурсы ограничены, он
должен убедить вышестоящее начальство
выделить эти ресурсы именно ему, а не
другому руководителю. Аналогичным, только
более тонким и длительным, может быть
конфликт между двумя кандидатами на повышение
при наличии одной вакансии. Межличностный
конфликт может также проявляться и как
столкновение личностей. Люди с различными
чертами характера, взглядами и ценностями
иногда просто не в состоянии ладить друг
с другом. Как правило, взгляды, и цели
таких людей различаются в корне. · Конфликт
между личностью и группой. Как показал
Хоторнский эксперимент, производственные
группы устанавливают нормы поведения
и выработки. Каждый должен их соблюдать,
чтобы быть принятым неформальной группой
и, тем самым, удовлетворить свои социальные
потребности. Однако если ожидания группы
находятся в противоречии с ожиданиями
отдельной личности, может возникнуть
конфликт. Например, кто-то захочет заработать
больше, то ли делая сверхурочную работу,
то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает
такое «чрезмерное» усердие как негативное
поведение. Между отдельной личностью
и группой может возникнуть конфликт,
если эта личность займет позицию, отличающуюся
от позиции группы. Например, обсуждая
на собрании возможности увеличения объема
продаж, большинство будет считать, что
этого можно добиться путем снижения цены.
А кто-то один, однако, будет твердо убежден,
что такая тактика приведет к уменьшению
прибыли и создаст мнение, что их продукция
по качеству ниже, чем продукция конкурентов.
Хотя этот человек, мнение которого отличается
от мнения группы, может принимать к сердцу
интересы компании, его или ее все равно
можно рассматривать, как источник конфликта,
потому что он или она идет против мнения
группы. Аналогичный конфликт может возникнуть
на почве должностных обязанностей руководителя:
между необходимостью обеспечивать соответствующую
производительность и соблюдать правила
и процедуры организации. Руководитель
может быть вынужден предпринимать дисциплинарные
меры, которые могут оказаться непопулярными
в глазах подчиненных. Тогда группа может
нанести ответный удар — изменить отношение
к руководителю и, возможно, снизить производительность
труда. · Межгрупповой конфликт. К сожалению,
частым примером межгруппового конфликта
служат разногласия между линейным и штабным
персоналом. Штабной персонал обычно более
молодой и образованный, чем линейный,
и при общении любит пользоваться техническим
жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению
между людьми и затруднениям в общении.
Линейные руководители могут отвергать
рекомендации штабных специалистов и
выражать недовольство по поводу своей
зависимости от них во всем, что связано
с информацией. В экстремальных ситуациях
линейные руководители могут намеренно
выбрать такой способ выполнения предложения
специалистов, что вся затея окончится
провалом. И все это для того, чтобы поставить
специалистов «на свое место». Штабной
персонал, в свою очередь, может возмущаться,
что его представителям не дают возможности
самим провести в жизнь свои решения, и
старается сохранить информационную зависимость
от него линейного персонала. Это - яркие
примеры дисфункционального конфликта. ·
Внутригрупповой конфликт является не
просто суммой межличностных конфликтов,
а столкновением между частями или всеми
членами группы, влияющим на групповую
динамику и результаты работы группы в
целом. Производственные, социальные и
эмоциональные процессы внутри группы
влияют на появление причин и путей разрешения
внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой
конфликт возникает в результате изменения
баланса сил в группе: смена руководства,
появление неформального лидера, развитие
групповщины. · Внутриличностный конфликт
случается внутри индивида и часто является
конфликтом целей или конфликтом взглядов.
Конфликтом целей он становится тогда,
когда индивид выбирает и пытается достигнуть
взаимоисключающих целей. Внутриличностный
конфликт становится конфликтом взглядов,
когда индивид признает несостоятельность
своих мыслей, расположений, ценностей
или своего поведения в целом. Вот несколько
примеров возникновения внутриличностных
конфликтов: А). Ролевой конфликт, когда
к одному человеку предъявляются противоречивые
требования по поводу того, каким должен
быть результат его работы (например, если
бы руководителю производственного подразделения
его непосредственный начальник дал указание
наращивать выпуск продукции, а руководитель
по качеству настаивал бы на повышении
качества продукции путем замедления
производственного процесса). Б). Внутриличностный
конфликт может также возникнуть в результате
того, что производственные требования
не согласуются с личными потребностями
или ценностями (например, женщина-руководитель
давно планировала в субботу и воскресенье
поехать отдохнуть с мужем, так как ее
чрезмерное внимание работе стало плохо
сказываться на семейных отношениях, но
в пятницу к ней в кабинет врывается ее
начальник с какой-то проблемой и настаивает,
чтобы она занялась ее решением в выходные
дни).[8, 103] Вся совокупность конфликтов,
пронизывающих те или иные организации,
так или иначе, связана с методами управления
ею. Ибо управление - не что иное, как деятельность
по разрешению конфликтов ради тех целей
и задач, которые определяет суть организации.
Руководитель призван разрешать частные
конфликты, возникающие между подразделениями
организации, между управляющими и работниками,
между производителями и потребителями
продукции, производителями и поставщиками
исходных материалов во имя более общих
интересов организации, которые он рассматривает
в качестве целей своей управленческой
деятельности.
Глава
2. Причины возникновения
конфликтов и методы
их разрешения
2.1.
Причины возникновения
и структура конфликта
Существуют
две противоположных точки зрения
о причинах конфликта в организации
(прил. 3) конфликт является свойством человеческого
характера, стремлением к первенству,
доминированию, конфликтному поведению
- субъективные причины; конфликт вызывается
объективными причинами, не зависящими
от личности. Мне ближе идея о том, что конфликт
возникает из сложного взаимодействия
многих сил, находящихся как вовне, так
и внутри человека, то есть конфликт вызывается
действием объективных и субъективных
причин. У.Ф. Линкольн классифицирует причины
конфликтов по пяти основаниям: информация,
структура, ценности, отношения и поведение,
и выделяет пять основных факторов (причин)
конфликтов: · Информационный фактор -
это та информация, которая приемлема
для одной стороны и неприемлема для другой.
Это может быть: неполная, неточная информация
одной из сторон; нежелательное обнародование;
недооценка фактов при решении спорных
проблем; дезинформация, слухи и т.д. · Структурный
фактор - формальные и неформальные характеристики
группы (специфика законной власти и законодательства,
статуса, прав мужчины и женщины, их возраста,
роли традиций, различных социальных норм
и т.д.). Б. Майерс дополняет: «доступные
ресурсы, процедуры принятия решения». ·
Ценностный фактор - те принципы, которые
провозглашаются или отвергаются; которым
будут следовать все члены группы. Они
вносят в группу чувство порядка и цель
существования. Это такие ценности как:
личные системы верований и поведения
(предрассудки, предпочтения и т.д.); групповые
системы верований и поведения; системы
верований и поведения общества; ценности
всего человечества; профессиональные
ценности; религиозные, культурные, региональные,
местные и политические ценности. · Фактор
отношения - удовлетворение от взаимодействия
двух или более сторон или его отсутствие.
Внимание на аспектах: основа отношений
(добровольные или принудительные); сущность
отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
ожидания от взаимоотношений; важность
взаимоотношений; ценность взаимоотношений;
длительность взаимоотношений; совместимость
людей в процессе взаимоотношений; вклад
сторон во взаимоотношения и т.д. · Поведенческий
фактор - это стратегия поведения в конфликтной
ситуации: избегание, приспособление,
конкуренция, компромисс, сотрудничество
(по К. Томасу). В самом общем виде можно
определить три класса причин возникновения
конфликтов: - социально-экономические
- конфликты в современном обществе представляют
собой порождение и проявление объективно
существующих социально-экономических
противоречий; - социально-психологические
- конфликты из-за разных потребностей,
мотивов, целей деятельности и поведения
людей; - социально-демографические - конфликты
из-за различия в установках, мотивах поведения,
целях и стремлениях людей, обусловленных
их полом, возрастом, принадлежностью
к разным национальным образованиям.[12,
183] С точки зрения причин выделяется три
типа конфликтов: 1. Конфликт целей. Ситуация
характеризуется тем, что участвующие
в ней стороны по-разному видят желаемое
состояние объекта в будущем. 2. Конфликт
взглядов, когда участвующие стороны расходятся
во взглядах, идеях и мыслях по решаемой
проблеме. 3. Конфликт чувств, когда у участников
различны чувства и эмоции, лежащие в основе
их отношений друг с другом как личностей.
Люди просто вызывают друг у друга раздражение
стилем своего поведения, ведения дел,
взаимодействия. Причины возникновения
конфликтных ситуаций в организации могут
быть весьма разнообразны. К ним относятся: · Недостатки
в организации производственных процессов,
неблагоприятные условия труда, несовершенство
форм его стимуляции. · Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия у него
опыта (неумение распределить задание,
неправильное использование системы стимулирования
труда, неумение понять психологию подчиненного). · Недостатки
стиля работы и неправильное поведение
руководителя, столкновение со стереотипами,
утвердившимися в сознании подчиненных
под влиянием стиля работы прежних руководителей. · Расхождение
мнений работников в оценке явлений производственной
жизни. · Нарушение внутригрупповых норм
поведения, распад коллектива на различные
группировки, возникновение разногласий
между разными категориями работников
(например, «старожилами» и «новичками»,
выделение «незаменимых»). · Противоречия
интересов людей, их функций в трудовой
деятельности. · Несовместимость в силу
личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное происхождение)
различий. Личностные конфликты учащаются
в однородных по полу коллективах, они
в итоге затрагивают деловую сферу отношений
сотрудников и перерастают в деловые конфликты,
не способствуя развитию трудового коллектива. ·Личностные
характеристики отдельных людей - специфические
особенности поведения, отношения к труду
и коллективу, черты характера. Также, говоря
об организационном конфликте, стоит упомянуть
о двух уровнях причин конфликтов: организационном
(проблемы менеджмента) и психологическом
(проблемы отношений между людьми).[6, 219] Конфликты,
несмотря на свою специфику и разнообразие,
развиваются по определенной схеме (прил.
4)и имеют в целом общие стадии развития: · потенциального
формирования противоречивых интересов,
ценностей и норм; · перехода потенциального
конфликта в реальный (или стадию осознания
участниками конфликта своих верно или
ложно понятых интересов); · конфликтных
действий; · снятия или разрешения конфликта. Кроме
того, каждый конфликт имеет также более
или менее четко выраженную структуру.
В любом конфликте присутствует объект
конфликтной ситуации, связанный либо
с технологическими и организационными
трудностями, особенностями оплаты труда,
либо со спецификой деловых и личных отношений
конфликтующих сторон. Вторым элементом
конфликта выступают цели, субъективные
мотивы его участников, обусловленные
их взглядами и убеждениями, материальными
и духовными интересами. Далее, конфликт
предполагает наличие оппонентов, конкретных
лиц, являющихся его участниками. И наконец,
в любом конфликте важно отличить непосредственный
повод столкновения от подлинных его причин,
зачастую скрываемых. Руководителю-практику
важно помнить, что пока присутствуют
все перечисленные элементы структуры
конфликта (кроме повода), то он неустраним.
Попытка прекратить конфликтную ситуацию
силовым давлением либо уговорами приводит
к нарастанию, расширению его за счет привлечения
новых лиц, групп или организаций. Следовательно,
необходимо устранить хотя бы один из
существующих элементов структуры конфликта.[2,
113]