Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа
Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом. Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Введение…………………………………………………………………………3
Сущность конфликта…………………………………………………………………5
Методы исследования конфликта……………………………………….9
Особенности организационно-управленческого конфликта………….13
Типология организационно-управленческого конфликта…………….18
Причины организационно-управленческого конфликта………………20
Специфика проявления организационно-управленческого конфликта………………………………………………………………….23
Управление конфликтной ситуацией……………………………………………………………….…27
7.1.Структурные методы……………………………………………………………………...…27
7.2.Межличностные стили разрешения конфликтов………………29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………..34
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Сызранский филиал
г. Сызрань, ул. Людиновская, 23. Тел. 37-12-88; 99-35-66
______________________________
Курс ___________________________
Специальность ______________________________
Контрольная (курсовая) работа № _______Вариант ____________________
По дисциплине: ______________________________
На тему ______________________________
______________________________
Дата получения работы деканатом ______________________
Дата получения работы на
Дата рецензирования работы ____________________________
Дата возвращения работы кафедрой в деканат _____________
Дата отправки работы студенту __________________________
Введение…………………………………………………………
7.1.Структурные
методы………………………………………………………………
7.2.Межличностные
стили разрешения конфликтов………………29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты проявляются в деятельности
всех социальных институтов, социальных
групп, во взаимоотношениях между людьми
и играют ключевую роль в жизни отдельного
человека, семьи, коллектива, государства,
общества и человека в целом. Большинство
конфликтов возникает помимо желания
их участников. Это происходит из-за того,
что большинство людей не имеет элементарного
представления о конфликтах, либо не придает
им значения.
Работающие в организации люди различны
между собой. Собственно, они по-разному
воспринимают ситуацию, в которой они
оказываются в силу своих индивидуальных
особенностей. Различие в восприятии часто
приводит к тому, что люди не соглашаются
друг с другом при решении какого-то вопроса.
Это несогласие возникает тогда, когда
ситуация действительно носит конфликтный
характер. Конфликт определяется тем,
что сознательное поведение одной из сторон
вступает в противоречие с интересами
другой стороны.
Руководитель организации согласно своей
роли находится обычно в центре любого
конфликта и призван разрешать всеми доступными
ему средствами. Управление конфликтом
является одной из важнейших функций руководителя.
Каждому управленцу необходимо знать
о конфликтах, способах поведения при
их возникновении, средствах и методах
предотвращения и разрешения. Для большинства
людей характерно неумение находить достойный
выход из конфликтных ситуаций.
В организациях конфликты могут иметь
конструктивные и деструктивные начала.
Многое зависит от того, как конфликт управляется.
Разрушительные последствия возникают,
когда конфликт либо очень мал, либо очень
силен. Когда конфликт мал, то чаще всего
он остается незамеченным и не находит
тем самым своего адекватного разрешения.
Различия кажутся очень незначительными,
чтобы побудить участников провести необходимые
изменения. Однако они остаются и не могут
не влиять на эффективность общей работы.
Конфликт, достигший сильного состояния,
сопровождается, как правило, развитием
у его участников, стресса. Это ведет к
снижению морали и сплоченности. Разрушаются
коммуникационные сети. Решения принимаются
в условиях сокрытия или искажения информации
и не обладают достаточной мотивирующей
силой.
В зависимости от того, насколько эффективным
будет управление конфликтом, его последствия
станут конструктивными или деструктивными,
что повлияет на возможность будущих конфликтов,
устранит причины конфликтов или создаст
их вновь.
Конфликты неизбежны, они существовали
всегда, и будут существовать столько,
сколько существует взаимодействие людей
между собой.
Конфликты определяются природой человека,
спецификой деятельности организации.
Разнообразные конфликтные ситуации приносят
существенный ущерб экономической деятельности,
приводят к большим потерям ресурсов организаций.
Поэтому необходимо снижать уровень конфликтного
противостояния, используя классические
и современные достижения в области управления
и профилактики конфликтов.
1.Сущность конфликта
Конфликт – это элемент человеческой
деятельности и существования.
Наиболее широкое определение конфликта
– это нарушение общения между людьми.
Каждая из участвующих в конфликте сторон
делает все, чтобы была принята ее точка
зрения или цель, и мешает другой стороне
делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется
с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью,
напряжением и другими эмоционально-негативными
явлениями. Бытует мнение, что конфликт
всегда нежелателен, что его надо немедленно
разрешать, поскольку он разрушает человеческие
взаимоотношения, а, следовательно, отрицательно
сказывается на результатах совместной
работы. Однако многие социологи считают,
что с точки зрения эффективного управления
организациями некоторые конфликты могут
быть не только полезны, но и желательны.
Конфликт помогает выявить разнообразие
точек зрения, дает дополнительную информацию,
позволяет проанализировать большое количество
альтернатив. Это делает процесс выработки
решения группой или отдельным руководителем
более эффективным, дает возможность людям
выразить свои мысли и чувства, удовлетворить
свои потребности в уважении и власти.
Это также помогает более эффективно выполнять
планы, проекты и в результате создает
условия для интенсивного развития организаций..
Современная наука об управлении признает,
что конфликт является неотъемлемой частью
жизнедеятельности организации. Но закономерно
встает вопрос, как следует относиться
к конфликтам? Многие руководители либо
стремятся подавлять конфликты, либо не
хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны,
ибо они приводят к значительным издержкам
в деятельности организации. Первая позиция
может препятствовать развитию нужных,
полезных для организации конфликтов.
Вторая — дает возможность свободно развиваться
тем конфликтам, которые наносят вред
организации в целом и работающим в ней
людям, в частности.
В то же время все конфликты делят на две
группы: внутриличностные и межличностные.
(3)
Внутриличностный конфликт - это противоборство
разных тенденций. Например, конфликт
между «хочу» и «надо», или конфликт между
двумя «хочу», или конфликт самоорганизации,
самосовершенствования, конфликт самооценки
и оценки окружающих и т.д. Внутриличностный
(психологический) конфликт затрагивает
только структуру сознания личности (члена
организации) и психику человека. Поэтому
данный тип конфликта нельзя считать социальным
конфликтом в чистом виде. Личностные
конфликты не могут напрямую воздействовать
на процессы, протекающие в организации,
однако если они получают распространение
и охватывают различные уровни управления
в организации, возможны серьезные негативные
последствия вплоть до невыполнения организацией
своих задач и даже ее распада. Кроме того,
личностные конфликты служат основой
для межличностных и социальных конфликтов.
Среди внутриличностных, или психологических
конфликтов наиболее распространены ролевые
и мотивационные конфликты.
1. Ролевые конфликты. Их основу составляют
трудности выполнения членом организации
своей роли, несоответствие ожиданиям,
предъявляемым к члену организации, занимающему
определенный статус в организации. Инициатором
конфликта может быть как рядовой исполнитель,
у которого работа вызывает раздражение
и протест, так и руководитель, который
не может, или не хочет, соответствовать
ролевым требованиям или не выполняет
нормативные указания или запреты.
2. Мотивационные конфликты. В основе таких
личностных конфликтов лежит недостаточная
или неправильная мотивация индивида
в организации, а также неудовлетворенность
работой, условиями труда, неуверенность
в собственных силах и т.д. Этот конфликт
может быть внутриличностным в том случае,
если индивид не идентифицирует причину
неудовлетворенности с действиями конкретных
социальных объектов своего окружения.
Межличностный (социально-психологический)
конфликт – наиболее распространенная
форма конфликта в организациях. Как правило,
это борьба за ограниченные ресурсы: материальные
средства, место службы, рабочую силу,
одобрение проекта и т.п. Межличностный
конфликт также может проявляться в столкновении
различных типов характера и темперамента.
Межличностный конфликт имеет две разновидности:
1) конфликт охватывает двух или более
членов организации, каждый из которых
не представляет группу, т.е. группы не
задействованы в конфликте. Это наиболее
часто встречающийся тип конфликта (называемый
«лицом к лицу»), который может возникать
по причинам, как связанным с организационной
деятельностью, так и не связанным с процессом
производства продукции.
2) конфликт затрагивает отдельного работника
и социальную группу. Такой конфликт начинается
с негативных отношений между отдельными
личностями, а группа представляет одну
из сторон в конфликтном взаимодействии.
Конфликт будет действительно межличностным
в том случае, если работник (как конфликтующая
сторона) считает, что вступил в конфликтное
взаимодействие не с группой, а с отдельными
с членами. Так, подразделения организации
и социальные группы устанавливают для
себя нормы поведения и объемы работ, и
каждый работник должен их соблюдать для
того, чтобы органично войти в неформальные
группы, удовлетворяя тем самым свои потребности.Возможен
конфликт между отдельным членом организации
и социальной группой, если он занимает
позицию, отличающуюся по ряду параметров
от позиции группы.
Межличностный конфликт может возникнуть
на почве должностных обязанностей руководителя,
когда необходимо обеспечивать соответствующую
производительность и соблюдать правила
и процедуры, присущие данной организации.
Если при этом руководитель принимает
жесткие решения, не популярные среди
подчиненных, группа может выступить против
решений руководителя.
Конфликт в организации – это открытая
форма существования противоречий интересов,
возникающих в процессе взаимодействия
людей при решении вопросов производственного
и личного порядка; это столкновение противоположно
направленных действий участников конфликта,
вызванное расхождением интересов, норм
поведения и ценностных ориентации. Они
возникают вследствие несовпадения формальных
организационных начал и реального поведения
членов коллектива. Такое рассогласование
происходит:
1) когда работник не выполняет, игнорирует
требования, предъявляемые ему со стороны
организации. Например, прогулы, нарушения
трудовой и исполнительской дисциплины,
некачественное выполнение своих обязанностей
и т.п.;
2) когда требования, предъявляемые к работнику,
противоречивы и неконкретны;
3)когда имеются должностные, функциональные
обязанности, но само их выполнение вовлекает
участников трудового процесса в конфликтную
ситуацию. Например, исполнение функций
ревизора нормирования оценки, контроля.
(1)
2.Методы исследования конфликта
Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.
Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются: (4)
1) структурно – функциональный;
2) процессуально – динамический;
3) метод типологизации;
4) прогностический;
5) разрешительный.
Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.
Каждый из указанных методов имеет свои особенности.
1 Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.
Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений. (3)
2 Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен процессуально - динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.
Важнейший инструмент процессуального анализа — определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.
3 Типологизация — еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.
4 Однако при всем значении указанных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но кроме объяснительной важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.
5 Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.
В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая в демократических странах стратегия компромисса, взаимных уступок. Анализу разрешительного метода, включающего как приемы предупреждения, так и разрешения конфликта, в связи с его особой практической значимостью посвящен раздел III учебника.
Вся совокупность указанных основных методов конфликтологии составляет ее методологическую стратегию. Ее реализация предполагает использование целого арсенала конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследования. В связи с социально-психологической природой конфликта этот инструментарий конфликтологии во многом совпадает с исследовательскими процедурами, применяемыми социологией и психологией. К числу социально-психологических методик, активно используемых конфликтологией, относятся такие, как наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование и др. (7)
В заключение, все же следует отметить, что при всем позитивном значении научной методологии нельзя переоценивать ее роль, впадая в своего рода “методологическую эйфорию”. Недопустимость абсолютизации каких-либо методов познания, в том числе и применяемых конфликтологией, связана с двумя причинами:
1) ограниченностью возможностей человеческого познания вообще, что было убедительно показано еще И. Кантом.
2) спецификой самого конфликтного взаимодействия, которое развертывается зачастую не столько по рациональным, логическим законам, а под влиянием иррациональных страстей.
Этот накал страстей, нередко сопровождающий конфликт, приводит к тому, что его течение приобретает неуправляемый характер, исключающий возможность применения для его регулирования какой-либо рациональной методологии. Поэтому участнику конфликта следует иметь в виду, что применение научных методов разрешения конфликта может быть сопряжено с немалыми трудностями.
Эти трудности могут быть особенно велики в условиях современной России, когда под влиянием переживаемого нашей страной глубокого социально-политического кризиса в обществе значительно увеличилось число людей с отклоняющимся поведением: алкоголиков, наркоманов, людей с различными психическими патологиями и т.п. Именно эти категории людей наиболее склонны в конфликтных ситуациях выбирать иррациональные формы поведения. (5)
Но в связи с этим было бы неправильно впадать и в другую крайность, в так называемый “методологический нигилизм”, который в последнее время пропагандируется некоторыми специалистами в области методологии науки. Так, американский методолог науки П. Фейррабенд утверждает, что, поскольку все методологические предписания имеют свои пределы, “...единственным "правилом", которое сохраняется, должно стать правило: все позволено”.
Тем не менее, на наш взгляд,
несмотря на имеющиеся трудности
рационального регулирования
3.Особенности
организационно-
Организационно-управленческий конфликт
- это конфликт между членами управляющей
организации, руководителями и исполнителями,
образующимися в их составе первичными
группами, между различными подразделениями
в данной системе управления по поводу
целей, методов и средств управленческой
и организационной деятельности, а также
ее результатов и социальных последствий.
Как и другие типы конфликта, организационно-управленческий
конфликт означает столкновение субъектов,
связанное так или иначе с противоречивыми
позициями, целями, ценностями и представлениями
об общественном процессе жизни людей,
наций, государства и т.д. Вместе с тем
специфика определения данного типа конфликта,
особенность всех его признаков вытекают
из того, что здесь речь идет о взаимодействиях
внутри определенной целевой группы (части
управляющей системы) или ее с другими
частями.
Всю совокупную деятельность управленческой
организации любого уровня - будь то, скажем,
аппарат местного самоуправления, департамент
областной администрации или управленческий
орган федерального уровня - можно разделить
на две сферы. Первая - обеспечение организационных
условий внутри себя для выполнения предписанных
функции (реализация "организационного
императива"). Это - процесс самовоспроизводства
организации; он продолжается до тех пор,
пока существует и реально действует организация.
Поскольку меняются условия деятельности,
набор задач, - модифицируются и функции,
обновляется состав персоналий руководящего
ядра и исполнителей. Вторая сфера - целеполагающая
деятельность, составляющая содержание
управленческого процесса. Это - сфера
взаимодействия с объектом управления:
конкретной общностью людей, видом их
деятельности. Суть управления, как известно,
состоит в разработке, принятии и реализации
управленческого решения. Характер конфликтов
в одной сфере деятельности и в другой
различен.
3.1.Виды конфликта в сфере "организационного
императива".
1. Конфликт, связанный с распределением
статусов и власти. Первое вытекает из
несоответствия количества статусов высокого
ранга наличным или потенциальным притязаниям
членов организации. Второе объясняется
двумя обстоятельствами. В организации
создается иерархия должностей и соответственно
имеет место делегирование власти от вышестоящих
звеньев руководства к нижестоящим. А
всякая власть, в том числе делегированная,
имеет тенденцию к саморасширению границ
применения; отсюда столкновение ее субъекта
с вышестоящим. Вместе с тем иерархичность
построения организации и управления
внутренне порождает одностороннюю ответственность
низших звеньев перед высшими (большинства
перед меньшинством), что приводит к административному
произволу, казенному равнодушию к правам
и нуждам рядовых членов организации,
пренебрежению к мнению и опыту коллектива.
Естественное соперничество из-за статусов
превращается при неумелом руководстве
в междоусобную неприязнь, в подсиживание
одними сотрудников других и приводит
в конечном итоге к развалу организации
как единого целого. Относительная автономность
подразделений организации, обусловленная
спецификой функциональных обязанностей
и связанной с этим ответственностью -
нормальное состояние организации, предполагающее
лишь латентный конфликт. Открытым же
он становится, если "начальство"
подразделения превышает свои полномочия,
притязает на часть власти руководства
организации как целого. И наоборот, если
это руководство стремится лишить положенных
властных полномочий подразделение и
в любом вопросе навязывать свою волю.
2. Конфликт, порождаемый проявлением разнообразных
дисфункций в организации, обусловленных
как объективными, так и субъективными
обстоятельствами. В числе объективных
- ситуация социального изменения. Организация
функционирует в определенных условиях
- внутренних и внешних (социальная и политическая
среда). Они не остаются постоянно неизменными.
Возникающие изменения нарушают устоявшийся
способ функционирования, происходит
определенная дезорганизация системы.
Социальная дезорганизация - неотъемлемая
часть процесса социального изменения.
Дисфункциональное состояние характерно
для кризисных ситуаций.
Возможны случаи спровоцированной дисфункциональности,
в частности, преднамеренным созданием
ситуации, при которой организация вынуждена
(или ее вынуждают) заниматься не свойственными
ей делами. В системе государственного
управления это происходит чаще всего,
когда вместо административного управления
той или иной структуре приходится заниматься
политическими вопросами.
3. Конфликт, обусловленный неадекватным
разделением труда между членами организации
и соответственно неадекватной ролевой
структурой коллектива. Он вытекает из
ошибочной стратегии и тактики подбора
и расстановки кадров. Непрофессионализм
- непосредственное проявление и причина
такого конфликта.
4. Конфликт, возникающий на базе нарушения
формальных и неформальных норм, "правил
игры". Любая норма предполагает возможность
отклонения от нее в реальном поведении.
Противоречие между нормой как идеальной
моделью, образцом поведения и ее фактической
реализацией становится конфликтом в
случае отклоняющегося поведения. Причины
конфликта многообразны. В их числе личностные
- одни из главных. "Атмосфера безличности"
устанавливает границы допустимого отклонения
от образцов поведения, а личностные мотивы
нарушают эти границы.
5. Нарушение норм и связанный с этим конфликт
заложен во многом в недрах системы санкций
и стимулов труда, принятой и используемой
в организации. Любые классификации сотрудников
как база оплаты труда не могут быть идеальными
и удовлетворить притязания каждого. Конфликт
в этой области отношений предполагается
объективно. Субъективное начало делает
его реальным. Субъективизм в понимании
меры стимулирования труда, как со стороны
руководителей, так и исполнителей вызывает
ту или иную остроту конфликта. Негативные
стимулы и санкции сами по себе свидетельствуют
о проявлении конфликта между членами
организации - подчиненными и руководителями.
6. Объективным законом функционирования
организации является внутренняя ее интеграция,
сплочение членов в единое целое. Конфликт
между системой стимулов, направленных
на повышение интеграции, и антистимулами
указанного процесса - один из существенных
видов в типологии конфликтов, свойственных
реализации "организационного императива".
(4)
3.2.Конфликт в сфере целеполагания.
Организационная работа внутри управленческого
коллектива не отделена красной чертой
от деятельности по выработке, принятию
и реализации решений. Напротив, одно переходит
в другое, первое является предпосылкой
второго. Поэтому конфликты в организационных
отношениях проявляются в процессах, связанных
непосредственно с управленческими решениями.
Тем не менее, деятельность по выработке
и реализации решений специфична, и возникающие
здесь конфликты требуют особого рассмотрения.
Острые конфликтные ситуации, возникающие
в процессе принятия, а также в ходе реализации
решений, обусловлены диалектикой целей
и средств, целей и результатов. Цель оправдывает
средства - вариант волюнтаристского действия,
как правило, связанного с большими, а
может быть даже опасными, потерями для
организации и общества. Средства должны
соответствовать конструктивному рациональному
содержанию цели и обеспечить оптимальный
результат при минимальных потерях и затратах
ресурсов. Это - другой вариант, противоположный
первому, конфликтный по отношению к нему
"Определенная цель - определенные средства"
- вариант последовательно продуманного
решения. "Определенная цель - неопределенные
средства" - вид решения при отсутствии
достаточной информации о ситуации и т.д.
Результат реализованного решения в основном
соответствует его цели - ситуация бесконфликтная.
И напротив, конфликт очевиден в случае
их несоответствия.
Конфликтность или бесконфликтность,
характер и острота конфликтности, согласованность
или ее отсутствие в случае возникновения
конфликтных ситуаций при принятии и реализации
решении в огромной степени зависит от
качеств лидера, ответственного за этот
важнейший процесс. Ведь речь идет о выборе
и реализации такого проекта действий,
который бы обеспечил единство коллектива,
положительную кооперацию в процессе
достижения ожидаемого общего результата.
Искусство руководства включает способность
принимать решения быстро и профессионально,
пользоваться властью убедительно и в
приемлемых для всех формах. (3)