Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 02:19, контрольная работа
"Конфликт" - латинское слово, означающее столкновение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. При этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию, порождающую или не порождающую конфликт.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ее противодействие. В результате, возникают негативные последствия в совместной деятельности.
Введение
Виды конфликтов.
Сущность конфликта.
Разработка стратегии разрешения конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
"Конфликт" - латинское
слово, означающее
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ее противодействие. В результате, возникают негативные последствия в совместной деятельности.
Общественная жизнь нашей страны в последние годы характеризуется значительным усилением политической и социальной напряженности, обострением противоречий, взрывающихся острыми конфликтами на всех уровнях социальной структуры.
Необходимость фундаментального анализа системы экономических и социальных противоречий и социально-трудовых отношений субъектов производства на уровне предприятий, исследование закономерностей возникновения, протекания и разрешения трудовых конфликтов, и в частности, их крайних форм - забастовок, выявление резервов социального партнерства в ограничении и преодолении их негативных последствий определяют актуальность данной темы.
1. Виды конфликтов.
Конфликты подразделяются:
- По количеству и уровню участников –
на внутреличностные,
- По характеру влияний - на рациональные и иррациональные.
- По характеру причин - на объективные и субъективные.
- По содержанию - на общественные и частные.
- По природе - на формальные и неформальные.
- По ранговым различиям - на горизонтальные и вертикальные.
- По количеству причин - на однофакторные и многофакторные.
2. Сущность конфликта.
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.
Социология конфликта исходит
из того, что конфликт есть нормальное
явление общественной жизни; выявление
и развитие конфликта в целом
полезное и нужное дело. Не стоит вводить
людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей
гармонии интересов. Общество достигнет
более эффективных результатов в своих
действиях, если не будет закрывать глаза
на конфликты, а будет следовать определенным
правилам, направленным на регулирование
конфликтов. Смысл этих правил в современном
мире состоит в том, чтобы:
1 не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;
2 найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;
3 добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.
Поскольку всякая организация есть
своего рода объединение людей для
совместной деятельности, в развитии
их внутренних отношений наблюдаются
определенные общие черты или признаки,
понимание которых чрезвычайно важно.
Одна из таких общих черт состоит в том,
что всякая организация проходит в своем
развитии через серию внутренних конфликтов,
она не может существовать без внутренней
напряженности и без столкновений между
определенными позициями, представленными
в ней, между группировками людей, между
так называемыми кликами.
Существуют различные
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений н именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Существует четыре основных типа конфликтов:
внутриличностный, межличностный, между
личностью и группой, межгрупповой.
Внутриличностный конфликт. Этот тип
конфликта не полностью соответствует
данному нами определению. Здесь
участниками являются не люди, а
различные психологические
Внутриличностные конфликты, связанные
с работой в организации, могут принимать
различные формы. Одна из наиболее распространенных
это ролевой конфликт, когда различные
роли человека предъявляют к нему противоречивые
требования. Внутренние конфликты могут
возникать на производстве вследствие
перегруженности работой или, напротив,
отсутствия работы при необходимости
находиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт. Это один из
самых распространенных типов конфликта.
В организациях он проявляется по-разному.
Многие руководители считают, что единственной
его причиной является несходство характеров.
Действительно, встречаются люди, которым
из-за различий в характерах, взглядах,
манере поведения очень непросто ладить
друг с другом. Однако, более глубокий
анализ показывает, что в основе таких
конфликтов, как правило, лежат объективные
причины. Конфликты возникают между руководителем
и подчиненным, например когда подчиненный
убежден, что руководитель предъявляет
к нему непомерные требования, а руководитель
считает, что подчиненный не желает работать
в полную силу."
По субъектному признаку во внутренней
жизни каждой организации можно
выделить следующие типы межличностных
конфликтов:
а) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между руководителем первой руки и менеджерами нижестоящих уровней;
б) конфликты между рядовыми сотрудниками;
в) конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга.
Конфликт между личностью и группой. Известно, что неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе связана с методами управления ею. Ибо управление - ни что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяет суть организации. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями организации, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями продукции, производителями и поставщиками исходных материалов во имя более общих интересов организации, которые он рассматривает в качестве целей своей управленческой деятельности.
3. Разработка стратегии разрешения конфликтов
В процессе деятельности
предприятия применяются
Разрешение конфликта начинается с того, что конфликтующие стороны перестают, по возможности, видеть в оппоненте противника. Для этого проводится анализ собственных позиций и действий. Признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента, а также оппоненты стараются понять интересы другого - это расширяет представление об оппоненте, делает его более объективным.
Выделяются конструктивные начала в поведении и намерениях оппонента. В каждом человеке есть что-то положительное, на что можно опереться при разрешении конфликта. Сотрудникам рекомендуется уменьшать негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами: готовностью идти на сближение позиций; положительно оценивать некоторые действия другой стороны; критично относиться к самому себе и уравновесить поведение.
После этого выбирается оптимальная стратегия разрешения конфликтной ситуации.
При разрешении разногласий с подчиненными руководителю рекомендуется использовать следующие методы:
- во избежание неверного решения, руководителю в конфликте рекомендуется обязательно выслушать подчиненного;
- руководителю рекомендуется не доводить конфликт до его обострения, так как его в последствии становится сложнее разрешить. В результате обострения ухудшаются межличностные отношения, повышается уровень негативных эмоций, снижается степень правоты оппонентов из-за взаимной грубости;
- при разрешении конфликта руководителю необходимо соблюдать дистанцию по отношению к подчиненному, то есть обращается к нему на "Вы", обратное является фактическим унижением подчиненного (проявлением неуважения к нему) и он отвечает тем же;
- во время конфликта руководитель не должен повышать голос на подчиненного, так как грубость считается признаком не владения данной ситуацией и собой, а спокойствие руководителя усиливает в глазах подчиненного справедливость требований;
- руководитель по возможности не должен злоупотреблять должностным положением, так как это озлобляет подчиненного, делает его неуступчивым и затрудняет разрешение конфликта;
- если руководитель не прав в конфликте, то он должен уступить подчиненному, при этом указав, что подчиненный также допустил ошибки;
- руководитель не должен затягивать конфликты с подчиненными, так как происходит потеря рабочего времени и сил, а также все это чревато взаимными обидами и недомолвками.
Подчиненные при разрешении конфликтов с руководством должны стараться выполнить несколько рекомендаций:
- не спешить противодействовать руководителю в конфликтной ситуации;
- стараться не уступать в главном;
- предлагать несколько вариантов разрешения конфликтов, не настаивать на одном;
- не переходить на оскорбления или резкие выражения и грубость;
- вызывать руководителя на откровенный разговор;
- если не прав в конфликте, необходимо сразу уступить руководителю;
- необходимо в процессе работы изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности руководителя, это позволит быстрее и с меньшими затратами разрешить конфликт.
Соблюдение этих рекомендаций
поможет конфликтующим сторонам
предотвратить конфликтные
Заключение
Под конфликтом понимают
временное эмоциональное
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести: умение определить, что общение стало предконфликтным; стремление понять позицию оппонента; снижение агрессивности; умение оценивать свое психическое состояние; готовность к неконфликтному решению проблем; умение не ждать от окружающих слишком многого; искренняя заинтересованность в партнере по общению; конфликтоустойчивость и чувство юмора.
Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, что удалось сделать, а затем - то, что не удалось: оценивающий должен сам хорошо знать деятельность; оценку давать по существу дела, а не по форме; оценивающий должен отвечать за объективность оценки; выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков; четко формулировать новые цели; воодушевлять сотрудников на новую работу.
Следование рекомендациям по предотвращению конфликта поможет избежать возникновения конфликтной ситуации, а при ее появлении поможет конструктивно ее разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.
Список использованной литературы