Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:18, лекция
Как и у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Обобщенно можно сказать, что конфликт это отсутствие согласия между двумя сторонами или более, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Например, при выборе программного обеспечения для установки в организации на совещании директора и инженеров-программистов фирмы, каждый из инженеров предлагает определенные программные продукты, которые по его мнению и расчетам лучше подойдут фирме.
Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает их конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты-эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Аналогичным образом, отдел снабжения может захотеть закупить большие объемы сырья и материалов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции. С другой стороны, финансовый отдел может захотеть воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный капитал.
Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководителей отдела сбыта, кадровой службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.
Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тоща, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт. Конфликты часто возникают в университетах между факультетами, ориентированными на образование (бизнес и техника).
Конфликты также часто
зарождаются в организациях здравоохранения
между административным персоналом,
который стремится к
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Вам, конечно, встречались люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. И вот такие ершистые личности создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.
Исследования показывают,
что люди с чертами характера,
которые делают их в высшей степени
авторитарными, догматичными, безразличными
к такому понятию как самоуважение,
скорее вступают в конфликт. Другие
исследования показали, что различия
в жизненном опыте, ценностях, образовании,
стаже, возрасте и социальных характеристиках
уменьшают степень
Неудовлетворенные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и се положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
1.3 Управление конфликтной
конфликт управление стресс производительность
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией.
Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Руководитель должен начинать управление конфликтом с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.
Структурные методы:
1. Разъяснение требований к работе.
2. Координационные и
3. Установление
4. Использование системы вознаграждений.
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.
Эустресс Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Эмоциональный стресс Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.[15]
Психологический стресс Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.
Симптомы стресса
Стрессы бывают острые и хронические.
Острый стресс не заметить невозможно. Он является серьезнейшим нервным потрясением и может выражаться в столь ярких проявлениях, как истерические обмороки, надрывные рыдания, носовые кровотечения, сильнейшие головные боли.
Тем не менее в современном мире все более актуальны стрессы хронические, с виду не интенсивные, но изматывающие организм длительным физическим, а психику эмоциональным напряжением. Симптомы хронических стрессов менее выражены и почти не заметны. Нужно научиться распознавать симптомы стресса.
Основные группы симптомов стресса:
1. Физиологические симптомы:
повышенное или пониженное артериальное давление;
приступы жара или озноба;
повышенная потливость;
тремор, мышечные подергивания;
появление мышечного гипертонуса, миалгии;
боли неопределенного характера; чаще всего головные боли, боли в спине и желудке;
головокружение;
нарушение пищеварения;
изменение веса;
появление высыпаний аллергического характера;
нарушение или потеря сна;
нарушение или потеря аппетита;
нарушение сексуальной активности.
2. Эмоциональные симптомы:
раздражительность
участившиеся приступы гнева;
беспокойство, повышенная тревожность даже в отсутствие повода;
повышенное нервное напряжение;
недовольство собой, своими достижениями, претензии к себе;
чувство одиночества;
чувство вины;
перекладывание
3. Поведенческие симптомы:
увеличение конфликтов c людьми;
увеличение числа ошибок при выполнении работы, которая раньше давалась хорошо;
суетливость и ощущение хронической нехватки времени;
усугубление вредных привычек;
трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и личной жизни;
4. Интеллектуальные симптомы:
проблемы с концентрацией внимания;
ухудшение памяти;
постоянное и навязчивое возвращение к одной и той же мысли;
трудности в принятии решений;
Методы снятия напряжения Состояние физического и эмоционального напряжения и есть стресс. Постарайтесь как можно скорее избавиться от напряжения, предприняв одну или несколько расслабляющих мер:
не драматизируйте. Прежде чем чрезмерно сильно реагировать на неприятные ситуации, найдите корень беспокойства, проанализируйте его и сделайте вывод о том, настолько ли все плохо, как вам кажется. В большинстве случаев вы сами заметите, что волнуетесь из-за мелочей, не несущих последствий, которые скоро будут забыты;
вернитесь в хорошее. Когда вы напряжены, вы с трудом можете поверить в то, что хорошее бывает. Погружаясь в воспоминания о приятном, почувствуйте радость и удовлетворение, наполнявшие вас в тот момент. Повторите себе, что это были ваши чувства и ваши хорошие результаты;
быстрые физические упражнения. Физические упражнения помогут отвлечься, активизируют выработку эндорфинов и быстро выведут из расстройства. К этому способу можно прибегнуть даже в течение рабочего дня: просто сделайте несколько потягиваний, пройдитесь по офису;
наведите порядок. Уборка – это полезный способ медитации. Когда вы напряжены и обеспокоены на работе, начните убирать рaбочий стол, избавьтесь от ненужной кипы бумаг, ручек и документов. Оставьте только необходимое. Порядок вокруг чудесным образом наводит порядок внутри;
ароматерапия – пассивный и в то же время очень эффективный способ борьбы со стрессом. Запахи способны воздействовать на организм, помогая обрести внутреннее равновесие, улучшить настроение и зарядить оптимизмом. Для борьбы со стрессом помогут эфирные масла апельсина, розмарина, эвкалипта, лаванды, кардамона, мускатного шалфея и нероли. Выберите наиболее приятный для вас запах и наслаждайтесь;
водные процедуры. Теплая ванна с отварами трав, солями, аромамаслами или специальной пеной отлично успокоит и расслабит после тяжелого трудового дня. Контрастный душ за счет чередования холодных и горячих струй воды улучшает общее состояние организма, кровообращение и нормализует обменные процессы, способствуя тому, что нервная система приходит в норму, а вы становитесь спокойнее.
Положительная роль стресса
Да, стресс может приносить пользу. Эту формулировку стресса и его роли в жизни человека многие отрицают, считая, что со стрессом любого рода нужно только бороться. Это не так! Конечно же, стресс – это тоже своего рода потрясение для организма. Но это и мобилизация всех жизненных показателей, открытие тайных резервов, о которых раньше человек даже не предполагал. Например, стресс связан с определенным риском, что-то на подобие «экзамена». Тогда вам будет легче реализовать свои положительные и отрицательные аспекты.
Отрицательная роль стресса
Если у вас слишком часто появляется напряжение и длится слишком долго – это может привести к серьезным нарушениям в функционировании различных органов, а иногда и всего организма.
Стресс может повлиять на ситуацию в семье, профессиональную деятельность и состояние здоровья. Стресс может повлиять на наши отношения с любимыми, но также иногда это связано только с тем, что происходит внутри нас и с нами. От продолжительности стресса зависит тип иммунных расстройств, которыми мы обычно страдаем при затяжных стрессах. Некоторые люди становятся раздражительными, другие апатичными. Кто-то ищет выход, обращаясь к друзьям и родственникам, а кто-то замыкается в себе и молча страдает, доводя себя до невроза.
Как организм реагирует на стресс
Вы можете иметь проблемы с засыпанием. Проснувшись в середине ночи, вы испытываете нервные кашель. Вы раздражительны, нетерпеливы, чрезмерно бурно реагируете на окружающую среду, не можете легко преодолеть порывы внезапного гнева или депрессии. Вы перебираете пальцы, курите сигарету за сигаретой.
Информация о работе Конфликты: причины, типы, структурные методы