Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- дать характеристику объекту исследования:
- выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Файлы: 1 файл

конт.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Тяжелые последствия  конфликта:

  • партнер выдвигает собственный промах в качестве ошибки другого;
  • партнер не выражает полностью свои потребности;
  • партнер принимает «боевую стойку»;
  • партнер уходит в оборону;
  • поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;
  • партнер укрывается за «производственной необходимостью»;
  • партнер настаивает на признании своей власти;
  • в ход идет знание самых уязвимых мест партнера;
  • припоминаются старые обиды;
  • в конце концов, выявляются победитель и побежденный .

 

 

4. Стратегия  руководителя при разрешении  конфликтов

 

Далеко не все  конфликты можно предотвратить. Потому очень важно уметь выходить из конфликта. Следующая стадия конфликта как процесса - это управление им. Существует несколько эффективных способов управления конфликтами. Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:

  • Предотвращение;
  • Подавление;
  • Отсрочка;
  • Разрешение.

Стратегия предотвращения конфликта заключается в устранении реального предмета конфликта, привлечении в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению. В итоге один из конфликтующих должен отказаться от предмета конфликта в пользу другого.

 

Второй вариант - подавление конфликта применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать систему правил, норм, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтующими; создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.

 

Стратегия варианта управления конфликтной ситуацией  – отсрочка – это временные  меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют  условия, добиться его разрешения:

 

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому.

2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним).

3. Изменить значимость  объекта конфликта в воображении  конфликтующего и тем самым  сделать его менее конфликтным.

 

На мой взгляд, вышеизложенные варианты не лучший выход. Конфликт необходимо пережить, найти причину и правильное гуманное решение. Необходимо дойти до истины.

 

Поэтому среди  управляющих воздействий по отношению  к конфликту центральное место  занимает его разрешение. Это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

 

Разрешение  конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:

  • - объект конфликта (материальный, социальный; делим или не делим; может быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
  • - оппонент (общие данные; его психологические особенности; отношения с руководством; цели, интересы оппонента; предыдущие действия в конфликте; допущенные ошибки);
  • - собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенная ошибка и возможность ее признания перед оппонентом);
  • - причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;
  • - социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция руководства, общественности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);
  • - вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает меня, мое представление о конфликте).

 

В качестве источников информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями оппонента, свидетелями  конфликта.

 

Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, оппоненты прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения.

 

Действия по реализации комплексного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).

 

По завершении конфликта целесообразно:

 

  • - проанализировать ошибки собственного поведения; 

 

  • - обобщить полученные знания и опыт решения проблемы;

 

  • - попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом;

 

  • - снять дискомфорт в отношениях с окружающими; 

 

  • - уменьшить отрицательные последствия конфликта.

 

Прекращение конфликтного взаимодействия - первое и очередное  условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут предприниматься  какие-то меры с одной или с  двух сторон по усилению своей позиции  или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. Необходимо смягчить это негативное отношение. Главное - снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту. Одновременно, целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует критический анализ собственной позиции и действий. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта. Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны.

 

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное, способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы решения проблемы.

 

Когда стороны  объединяют усилия по разрешению конфликта, необходим учет статусов друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение  или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые  может себе позволить ее оппонент. Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

 

Существуют  четыре структурных метода разрешения конфликта :

 

1. Разъяснение  требований к работе. Одним из лучших методов управления - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а так же четко определены политика процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

 

2. Координационные  и интеграционные механизмы. Еще  один метод управления конфликтной  ситуацией - это применение координационного  механизма. Один из самых распространенных  механизмов – цепь команд. Если  два или более подчиненных  имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

 

3. Общеорганизационные  комплексные цели. Установление  общеорганизационных комплексных  целей, еще один структурный  метод управления конфликтной  ситуацией. Эффективное осуществление  этих целей требует особых  усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направить усилия всех участников на достижение общей цели.

 

Например, если подразделения отдела внутренних дел  конфликтуют между собой, следует  сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой подразделения в отдельности.

 

4. Структура  системы вознаграждения. Вознаграждение  можно использовать как метод  управления конфликтной ситуацией,  оказывая влияние на поведение  людей, чтобы избежать дисфункциональных  последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы

комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

 

Подводя итог, необходимо заметить, что систематическое скоординированное  использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном  мире, особенно в государствах, возникших  на развалинах Советского Союза, все больший интерес не только исследователей, но и широкой общественности вызывает проблематика социальных конфликтов. Нарастание этого интереса обусловлено широким распространением конфликтов во всех сферах общественной жизни. В связи с этим все чаще появляются публикации, в которых с позиций политологии, социологии, психологии, юриспруденции, политической экономии анализируются различные аспекты разнообразных конфликтных ситуаций.

В огромном многообразии источников и причин социальных конфликтов наиболее важную роль играют три группы факторов. Первая из них включает в себя различные способы и формы идентификации личности, осознания ею своей принадлежности к той или иной этнической, субкультурной, религиозной, политической или иной социальной общности, что определяет ее социальный статус и ролевые функции, выполняемые в общественной и личной жизни. Порождаемые этими факторами конфликты особенно характерны для нестабильных обществ, находящихся в кризисных, переходных состояниях (как это происходит, в частности, в современной Беларуси, России, других странах СНГ).

Одним из постоянно  действующих источников конфликтогенности  общественной жизни является ущемление  или неадекватное удовлетворение важных потребностей, составляющих основу существования  и развития личности. Удовлетворение базисных потребностей личности в идентичности, творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями, в этническом самоопределении не может быть предметом купли-продажи или торга с властными структурами. Поэтому любая форма неудовлетворенности личности в этом жизненно важном для ее социального развития ресурсе способна привести к возникновению внутриличностных, межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных конфликтов, в том числе и конфликтов отдельных индивидов, их групп и общностей с властными структурами.

Весьма существенным источником социальных конфликтов, особенно в кризисные периоды развития общества, являются расхождения отдельных  индивидов, их групп и объединений  в политических, экономических, культурных, религиозных, нравственных ценностях, целях, идеалах, в оценках исторических и современных событий, тенденций общественно-экономических и политических изменений. Такие конфликты чаще всего возникают в тех обществах, где сталкиваются в противоборствах качественно различные представления о путях реформирования экономики, политики, культуры, предлагаются различные пути выхода из кризиса, что характерно, например, для современной Беларуси, России, Украины .

Информация о работе Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения