Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:44, реферат
Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Конфликты. Виды. Структура. Стадии протекания.
Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется,
как столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций
в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных взаимодействиях или
межличностных отношениях индивидов или
групп людей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями. Как следует
из этого определения, основу конфликтных
ситуаций в группе между отдельными людьми
составляет столкновение между противоположными
интересами, мнениями, целями, различными
представлениями о способе их достижения.
В социальной психологии существует многовариантная
типология конфликта в зависимости от
тех критериев, которые берутся за основу.
Так, например, конфликт может быть внутри-личностным (между родственными симпатиями
и чувством служебного долга руководителя); межличностным (между руководителем и его
заместителем по поводу должности, премии
между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями
или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися
в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися
в подчинении друг к другу) и смешанные,
в которых представлены и те, и другие.
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов, являются
нежелательными для руководителя, так
как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое
действие руководителя рассматривается
всеми сотрудниками через призму этого
конфликта.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты:
· для конструктивных конфликтов характерны
разногласия, которые затрагивают принципиальные
стороны, проблемы жизнедеятельности
организации и ее членов и разрешение
которых выводит организацию на новый
более высокий и эффективный уровень развития.
· деструктивные конфликты приводят к
негативным, часто разрушительным действиям,
которые иногда перерастают в склоку и
другие негативные явления, что резко
снижает эффективность работы группы
или организации.
Функции конфликтов
Позитивные |
Негативные |
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
получение новой информации об оппоненте |
увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
представление о побежденных группах, как о врагах |
стимулирование к изменениям и развитию |
чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
снятие синдрома покорности у подчиненных |
после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
диагностика возможностей оппонентов |
сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”). |
В структуре конфликта выделяют:
объект (предмет спора);
субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
условия протекания конфликта;
масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
стратегии и тактики поведения сторон;
исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по четырем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт, стадия разрешения конфликта и после конфликтная стадия.
1. Предконфликтная стадия.
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на конфликтные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В это же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Предконфликтная стадия характерна так же в формировании каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. Под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, - “плацдарм”), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. При правильном выборе стратегии, способов действия можно предотвращать возникающие конфликты.
2. Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии и инцидента.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.
Действия, составляющие инцидент, делят на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.
3.Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причины. В этом случае конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.
В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации[3]:
Приспособление -- одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
Избегание -- уход от конфликтной ситуации.
Компромисс -- совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
Соперничество -- активное противостояние другой стороне.
Сотрудничество -- попытка прихода к совместному решению.
Виды конфликтов
Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт
Внутригрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт
Информация о работе Конфликты. Виды. Структура. Стадии протекания