Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 12:59, курсовая работа
Хаотичность и неразбериха условий, в которых существует отечественный бизнес, требует особых подходов к решению накопившихся вопросов. И здесь основная ставка делается на поиск инструмента, с помощью которого можно было бы эффективно внедрять на российском рынке общепризнанные технологии ведения бизнеса. В этом случае, консалтинг, как сумма знаний о практическом ведении бизнеса, подходит как нельзя лучше. Дело остается за малым — разъяснить и наглядно доказать предпринимателям и управляющим фирм — пользу от использования научно обоснованных методов, что совсем непросто, учитывая тот факт, что российские руководители, как показывает опыт, ожидают немедленной отдачи от производимых действий, несмотря на то, что положительный и стабильный результат от каких-либо изменений может быть достигнут только лишь в долгосрочной перспективе.
ВВЕДЕНИЕ 2
КОНСАЛТИНГ В РОССИИ 4
ГЕОГРАФИЯ КОНСАЛТИНГА В РОССИИ 4
ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОНСАЛТИНГОВЫХ ФИРМ В РОССИИ 5
ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСЛУГ СО СТОРОНЫ КОНСАЛТИНГОВЫХ ФИРМ 7
ПОРТРЕТ КЛИЕНТА 8
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ 9
ЭФФЕКТ «ОБМАНУТЫХ ОЖИДАНИЙ» 10
ВОПРОСЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ 12
КОНСАЛТИНГ «ПО-РУССКИ» – ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ПОИСК НОВЫХ РЕШЕНИЙ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Наверное, каждый из студентов экономического ВУЗа хотя бы раз, за время обучения, выступал в роли консультанта. Возможно, просителями были родители, друзья, а может быть, речь шла о собственном бизнесе. Так или иначе, в условиях переходной экономики (хотя, и слегка затянувшейся) спрос на специалистов различных областей бизнеса, сопряженных с реализацией экономических программ существует и, несмотря на кризисную ситуацию, продолжает расти.
Причин этому несколько. Вот лишь некоторые из них.
Во-первых, в силу исторических особенностей - в России до начала 90-ых годов практически отсутствовали специалисты в области маркетинга, менеджмента, финансов (имеется в виду корпоративный срез, а не государственный) и т.д.
Во-вторых, отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса - то, чем так гордятся развитые страны, является естественным тормозом, в особенности в долгосрочном периоде. Некоторая степень стихийности до сих пор присутствует в деятельности как развитых в экономическом плане организаций, так и начинающих фирм. Если на западе реализация любого проекта имеет в достаточной степени жесткий проверенный алгоритм, то в России, чаще всего, действуют “своим умом”, полагаясь на собственный опыт и интуицию, которые, к слову сказать, не всегда оказываются достаточными, чтобы заменить научно обоснованные и апробированные методы ведения дела.
В-третьих,
“легкие деньги”, полученные без
каких-либо особых затруднений в
первые годы переходного периода, “доказывают”,
что можно обойтись и без каких-либо специфических
знаний и навыков. Руководители
предприятий, капитал которых как раз
и состоялся благодаря этим «лд», не учитывают,
что время быстрых заработков постепенно
уходит, рынок насыщается, возникает конкуренция.
В данных организациях решение об изменении
привычных методов ведения бизнеса представляет
собой длительный процесс, а реорганизация
происходит очень трудно, натыкаясь на
сопротивление не только коллектива фирмы,
что вообще-то явление обычное, но и администрации.
Но не только эти причины, при всей их весомости, сдерживают развитие нормальных экономических (мировая практика) отношений как на внутрифирменном уровне, так и во внешних связях.
Спектр проблем, связанных с внедрение консалтинга на российский рынок, настолько велик, что только их перечисление может занять значительную часть работы, начиная от полного незнания и непонимания основных экономических и управленческих теорий, до сознательного сопротивления каким-либо реформам.
Такое
положение вещей в российском
бизнесе говорит об отсутствии элементарной
экономической культуры, принципами
которой руководствуются в
Другое дело, что эта ситуация как раз и является катализатором для развития консалтинга в России.
Хаотичность и неразбериха условий, в которых существует отечественный бизнес, требует особых подходов к решению накопившихся вопросов. И здесь основная ставка делается на поиск инструмента, с помощью которого можно было бы эффективно внедрять на российском рынке общепризнанные технологии ведения бизнеса. В этом случае, консалтинг, как сумма знаний о практическом ведении бизнеса, подходит как нельзя лучше. Дело остается за малым — разъяснить и наглядно доказать предпринимателям и управляющим фирм — пользу от использования научно обоснованных методов, что совсем непросто, учитывая тот факт, что российские руководители, как показывает опыт, ожидают немедленной отдачи от производимых действий, несмотря на то, что положительный и стабильный результат от каких-либо изменений может быть достигнут только лишь в долгосрочной перспективе.
И все же консалтинг в России
существует и, как это не
парадоксально звучит, консультационные
услуги пользуются
Среди тех, кто использует в своей деятельности консультации специалистов, первое место принадлежит представительствам иностранных компаний. Такая ситуация во многом объяснима желанием последних максимально эффективно адаптировать свои приемы и методы ведения дела к российским условиям. Учитывая тот факт, что для «иностранцев» подобная практика является нормой, можно предположить что конфликтов, равно как и сопротивления преобразованиям, здесь гораздо меньше, чем, например, на российских предприятиях.
Кстати среди клиентов отечественных и зарубежных консалтинговых агентств присутствуют и российские предприятия. В частности, это касается организаций, занятых области новых технологий (NT), а также фирм, уже добившихся определенных результатов, имеющих деньги и желающих двигаться вперед, ориентированных на долгосрочное существование.
Кроме того, определенное развитие в России получила и научная база. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в прессе и в глобальной сети InterNet, посвященные консалтингу, а также семинары, проводимые различными организациями, как научного, некоммерческого характера, так и коммерческими.
Сегодня, как впрочем, и всегда, научные изыскания российских исследователей не отстают от западных работ. Так, например, широкое обсуждение в настоящее время получила очень популярная на западе тема процесса реинжениринга.
Однако стоит заметить, что научные публикации не решают главного вопроса на сегодняшний день — как «привить» консалтинг большему количеству российских фирм? Как сделать его максимально доступным и желаемым каждой фирмы? Каким образом могут быть применены методы консалтинга в России? На какой стадии развития находится российский консалтинг? Какова его сегодняшняя ситуация? Наконец, каковы перспективы развития рынка консалтинговых услуг в России?
Все эти вопросы достаточно важны, чтобы просто оставить их без внимания. Мне кажется уместным, посвятить их анализу данную работу.
В самом начале мне бы хотелось прояснить некоторые моменты — консалтинг «по-русски» имеет свои особенности и, подчас, довольно существенные отличия от консалтинга западной модели Проблемы, с которыми сталкиваются консультанты в России (именно консультанты — проблемы предприятий почти идентичны проблемам западных фирм) также имеют некоторые отличия, что вполне объяснимо отличиями политической и экономической моделей от аналогичных моделей западного образца.
Рассматривая
особенности рынка консалтинг-
Центрами
российского консалтинга
Со стороны московских и питерских консалтинговых фирм существует постоянный интерес, направленный на поиск потенциальных клиентов в регионах.
В основном речь идет о крупных заказчиках, например, заводы-гиганты, предприятия ТЭК, государственные организации, имеющие свои представительства в городах.
Просматривая карту деловой активности в области консалтинга по стране в целом, можно сделать вывод что практически в любом регионе, имеющем промышленные предприятия, существуют свои (либо представительства московских) центры консультационных услуг. Кроме этого, существует еще одна тенденция, чем крупнее город, чем больше его деловой потенциал — тем более широко представлены в нем консалтинг-услуги. Объяснение этому одно — постоянный спрос со стороны региональных предприятий.
Географически наиболее активный спрос был зафиксирован в следующих регионах1:
Города, где наблюдается рост спроса:
Необходимо отметить, что большинство московских фирм не имеет своих представительств на периферии. Поиск потенциального клиента в этом случае строится немного по другому. Посредники между заказчиками и исполнителями находятся из людей, близких по своему роду занятий, к консалтингу – реже специалистов других бизнес-областей – маркетинг, финансы, управление и т.д.
Уровень разрешаемых задач в этом случае примерно равняется московскому. Хотя вносимые изменения требуют более длительных сроков на абсорбацию.
Что же касается среднего и малого бизнеса — здесь количество нерешенных вопросов постоянно растет. Средний, а в особенности малый бизнес, остаются пока в стороне от решения существующих проблем путем привлечения специалистов со стороны.
Неоднородность распространения консалтинговых услуг — во многом продукт переходной экономики, не имеющей, на сегодняшний день, обозримого окончания. Однако география консалтинга в России говорит о существовании спроса на данный вид услуг и позволяет строить оптимистические прогнозы.
Зарубежные консалтинговые фирмы представлены в России компаниями так называемой «большой шестерки». Необходимо осознавать, что данные компании пришли на российский рынок одними из первых, что во многом объясняет их передовые позиции в настоящий момент, а также весомый «кредит доверия» со стороны российских предприятий.
Конечно, не только своевременный приход является причиной постоянного повышенного спроса на услуги иностранцев. Западные консультанты - специалисты высочайшей квалификации, но они привыкли работать в определенной среде, решать характерные для нее проблемы. Исторически первым пришел на наш рынок «Эрнст и Янг», но он продолжает ориентироваться на финансовый консалтинг, «Прайс Ватерхауз» ведет себя более агрессивно, он открыл ряд филиалов, в том числе в Тольятти, постоянно увеличивает штат (в частности, привлекая западных высокоуровневых консультантов). Говорить о том, что кто-то из «большой шестерки» чувствует себя неуютно на каком-то рынке, несерьезно - у них слишком крепкий тыл. А само присутствие их всех здесь, на российском рынке - залог того, что он перспективен. Но в целом российская среда другая, далеко не дружественная западным консультантам. У которых, впрочем, всегда есть путь к отступлению. Практика показывает, что, если они здесь успешны, они закрепляются, открывают офис и развивают бизнес, не получилось - откатываются на Запад и будут работать там.
Крупные фирмы, занимаются, конечно, всем, но существует и целевая специализация. Имея мировой опыт, крупные фирмы работают и по государственным, бюджетным программам и с частными клиентами. Разница здесь принципиальна. Если деньги государственные — клиент отделен от источника денег. Во втором случае это одна и та же компания. Не свои деньги тратить проще и считают их как-то по-другому. С другой стороны, для того же американского государства, направляющего средства в такую странную страну, как Россия, какой-то гарантией, что они просто не будут растрачены, является имя, имидж крупных компаний. Программы технической помощи Запада обычно содержат ряд условий и требований по опыту сотрудников, размеру фирм, обороту и т.д., что становиться «головной болью» местных, отечественных компаний.
Интересно проанализировать взаимоотношения фирм «большой шестерки» с российскими фирмами. Зачастую им предлагается то же самое (что и со стороны российской консалтинговой фирмы), но за другие деньги.