Контроль, как функция управления. Классификация видов контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Контроль – это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим
Контроль является фундаментом процесса управления.
Выделяют два направления:
контроль для оценки полученного результата;
контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана либо корректировке самого плана.

Содержание работы

1.Контроль, как функция управления…………………………………..3
2.Классификация видов контроля……………………………………….8
Список использованной литературы……………………………………12

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 33.99 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

                                                            Кафедра финансов, бухгалтерского учета и управления экономическими системами

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине     Контроль и ревизия

 

на тему: Контроль, как функция управления. Классификация видов контроля.

 

Выполнил: студент (ка) гр Сальникова Е.В. Эко-312

(Ф.И.О.)

Руководитель:

Бреславец И.Н. канд. экон. наук, доцент

 (должность, Ф.И.О.)

Работа сдана на кафедру «__»______

Работа проверена          «__»________

 

 

 

 

 

Мурманск

2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.Контроль, как функция управления…………………………………..3

2.Классификация видов контроля……………………………………….8

Список использованной литературы……………………………………12 

  1. КОНТРОЛЬ, КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

“Менеджмент” - слово английского  происхождения и означает “управлять”. 1В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для  выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее  определить, что нужно в итоге  получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления.

Функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. Функция как категория менеджмента  характеризует существенный вид  управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между  людьми как области проявления сущности менеджмента.

Каждая функция менеджмента  представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных  единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация  и контроль.

Контроль – это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в  первую очередь, состоит в том, что  контроль должен быть всеобъемлющим

Контроль является фундаментом процесса управления.

Выделяют два направления:

  • контроль для оценки полученного результата;
  • контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана либо корректировке самого плана.

Выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение, это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. В организациях предварительный контроль используется в трёх ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. То есть можно выделить две его разновидности: диагностический и терапевтический.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объект - сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.

Заключительный контроль. Цель такого контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определённого уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

В процессе контроля можно  выделить три этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с  ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т. е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными  свойствами:

  1. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, т. е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.
  2. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией.
  3. Контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
  4. Как правило, эффективный контроль – это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведёт к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией.2

Планы и организационные  структуры - это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее  руководству. Множество разнообразных  обстоятельств может воспрепятствовать  тому, чтобы задуманное реализовалось. Изменение законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции  и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто  совершенно недостижимое.

Ошибки и проблемы, возникающие  при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий  окружающей среды и поведения  людей. Таким образом, одна из важнейших  причин необходимости осуществления  контроля состоит в том, что любая  организация, безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать  свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей  организации.

Равно важной является и  положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке  всего того, что является успешным в деятельности организации. Сопоставляя  реально достигнутые результаты с запланированными, руководство  организации получает возможность  определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы  определить, какие именно направления  деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению её общих целей. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, появляется возможность достаточно быстро адаптировать организацию к  динамическим требованиям внешней  среды и обеспечить тем самым  наибольшие темпы продвижения к  основополагающим целям организации.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения  и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Контроль, как функция  управления ориентирована, в основном на анализ прошлой деятельности, однако целью его использования является обеспечение успешной деятельности предприятия в будущем.

Для эффективности реализации контроля, как функции управления необходимо обеспечить, в первую очередь  не поиск ошибок и виновных, а  своевременное выявление отношений  от плановых заданий и нормативов, что позволит принять адекватные меры по их ликвидации, направленные на достижение целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОНТРОЛЯ

 

В зависимости от вида информационного  обеспечения контроля различают:

  1. документальный контроль – это проверка документов;
  2. фактический контроль предполагает проверку контролируемых объектов в натуре путем инвентаризации, осмотра материальных объектов, контрольного завеса и т. д.

Наиболее эффективно сочетание  двух видов контроля, но в некоторых  случаях невозможен либо фактический  контроль (имущество территориально удалено или утрачено), либо документальный (например, документы уничтожены при  пожаре).

Разграничение контроля на камеральный и выездной наиболее характерно для государственных органов финансового контроля:

  1. камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа, и как правило, является документальной;
  2. выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и может быть как документальной, так и фактической.

В зависимости от момента  совершения контролируемых операций законодательными (представительными) органами различают следующие виды контроля:

  1. предварительный – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете;
  2. текущий (оперативный) – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;
  3. последующий – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.3

В зависимости от охвата операций управляемого субъекта в ходе осуществления контроля различают следующие виды контроля:

  • комплексный (полный) – ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий, научно-исследовательских и научно-испытательных учреждений, других учреждений и организаций, осуществляющих операционно-производственную деятельность и состоящих на сметно-бюджетном финансировании;
  • тематические контрольные проверки – это форма текущего финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохранности государственной собственности.

В зависимости от уровня организации финансового контроля различают финансовый контроль на уровне:

  • государства;
  • субъекта РФ;
  • муниципалитета; отрасли;
  • отдельного предприятия;
  • структурного подразделения (цеха, участка и т. д.) организации.

В зависимости от нормативной  базы осуществления контроля различают финансовый контроль, осуществляемый на основании:

  • Конституции РФ, конституционных федеральных законов;
  • федеральных законов;
  • законов субъектов РФ;
  • нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • локальных нормативных актов.;

В зависимости от сферы  осуществления финансового контроля различают следующие его виды:

  • валютный;
  • налоговый;
  • таможенный;
  • наличного денежного оборота и др.

В зависимости от источника  финансирования различают следующие виды финансового контроля: за счет проверяемого субъекта; за счет управляющего субъекта; за счет третьих лиц.

По способам осуществления:

  • ревизия − всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени;
  • экономический анализ − заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями);
  • хозяйственный спор − это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции;
  • следствие (расследование) − представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц;
  • обследование − применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Информация о работе Контроль, как функция управления. Классификация видов контроля