Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение контроля как функции управления. Для решения поставленной цели были выделены следующие основные задачи: Во-первых, раскрыть сущность контроля и этапы его процесса, во-вторых, выявить различные виды контроля, и, наконец, рассмотреть организационные основы создания контроллинга на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1 КОНТРОЛЬ, КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ________________________5
1.1 Сущность контроля и этапы его процесса___________________________5
1.2 Виды контроля________________________________________________12
1.3 Формы и функции управленческого контроля ______________________14
2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ______________________________17
2.1 Сущность контроллинга________________________________________17
2.2 Структура службы контроллинга и информационные потоки на предприятии_____________________________________________________21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________
Основанием пирамиды является информационная база процессов принятия управленческих решений, представленная как количественными показателями производственного финансового учета, так и качественными характеристиками внешней и внутренней среды организации. Высота пирамиды зависит от количества уровней иерархической структуры системы планов и отчетов организации, посредством которых осуществляется информационное обеспечение ориентированных на результат процессов управления компанией. Система планов и отчетов, по сути, и составляет предмет контроллинга - внутреннюю область пирамиды.13
2.2 Структура службы контроллинга и информационные потоки на предприятии
Законодательство России обязывает каждое предприятие вести бухгалтерский учет. Но для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации в рамках системы контролинга специального управленческого учета, который может быть либо совмещен с финансовым, либо выделен отдельным блоком.
На большинстве российских предприятий система управленческого учета встроена в систему обычного финансового учета.
В современных условиях управленческий учёт в России сильно интегрирован с бухгалтерским, так как в стандартном плане счетов предусмотрены счета для учёта производственных затрат и результатов деятельности.
Система контролинга на предприятии включает в себя не только аналитические показатели и выводы. В системе контролинга присутствует сильная организационная составляющая – люди, которые занимаются контролингом, потоки информации между подразделениями предприятия и от подчинённых – к руководителям.
Служба контролинга входить наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово экономическим отделом в состав финанасово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контролинга на предприятии - анализ и управление затратами и прибылью, служба контролинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять её в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятий.
При создании службы контролинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:14
На первом этапе существования служба контролинга представляет собой группу из 3-4 человек, которая выполняет роль аналитической службы. На первоначальном этапе работы службы контролинга нет необходимости привлекать дополнительных сотрудников для сбора информации на уровне цехов предприятия. Таким образом, служба контролинга на предприятии в этот период деятельности представляет собой небольшую группу квалифицированных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом ко всему объёму экономической информации. Впоследствии служба контролинга может расширить своё влияние и штат.
Место службы контроллинга в организационной структуре предприятия
Поскольку информация, которую готовить служба контролинга, предназначена для заместителя директора по экономике и генерального директора, целесообразно подчинить службу контроллинга напрямую заместителю генерального директора по экономике, которому непосредственно подчинены также главный бухгалтер, начальники финансового и планово экономического отделов, начальник службы сбыта.
Более того, служба контроллинга ставится в привилегированное положение, поскольку приказом заместителя директора по экономике остальные службы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию. Поэтому не рекомендуется подчинять службу контроллинга начальнику планово-экономического отдела или главному бухгалтеру.
Однако, на практике, если какая-то аналитическая работа на предприятии проводится, то этим занимается планово-экономический отдел. Таким образом, планово-экономический отдел будет считать деятельность службы контроллинга «вторжением» на его законную территорию. Но это ошибочное мнение, основные обязанности планово-экономического отдела - это расчёт затрат и финансового результата по цехам, предприятию в целом, видам продукции, именно на это уходит большая часть работы, плановый отдел загружен работой и его усилия направлены не на анализ хозяй ственной деятельности предприятия.
В то же время на предприятии должна проводится работа по улучшению экономической деятельности, т.е. должен идти процесс непрерывных улучшений. Однако отслеживать весь этот процесс на практике руководители обычно не могут из-за отсутствия времени, загруженности текущей работой. Для преодоления такой ситуации создаётся служба контроллинга. Принципиальное отличие службы контролинга от других финансово-экономических служб состоит в том, что она решает задачи улучшения экономической работы (стратегические задачи).
Аналитическая работа – это системная работа, и она требует системного подхода, работы на постоянной основе, ответственности за сроки и результаты. Тоже самое относится и к процессу непрерывных улучшений. Поэтому оптимальным вариантом является организация службы контроллинга как отдельного подразделения, равноправного с бухгалтерией, плановым и финансовым отделами.
Структура службы контролинга.
В службе контроллинга, состоящей из 3-4 сотрудников, у каждого есть свои должностные обязанности, и то же время должен сохранятся командный принцип работы.
Рациональным является следующий состав службы контроллинга:
Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который изнутри знает, как организованы бухгалтерия и плановый отдел на предприятии. Он несёт ответственность за выходящие документы, аналитические расчёты и прогнозы перед заместителем директора по экономике, а так же перед генеральным директором.
Контролер-куратор цехов - квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов на предприятии, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха.
Контролёр-специалист по управленческому учёту – специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментами контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции. Основным требованием, предъявляемым к такому специалисту, является теоретическое и практическое знание бухгалтерского учёта на предприятии, знание особенностей и недостатков учёта на данном конкретном предприятии.
Контролёр-специалист по информационным системам - квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контролинговой работы. Контролёр-специалист по информационным системам должен решать свою задачу автоматизации в масштабе предприятия и координировать решение своей задачи с задачами автоматизации других служб.
Информационные потоки на предприятии в системе контролинга.
Информация, которая собирается в системе контроллинга для обработки и анализа, должна отвечать следующим требованиям:
Система сбора контролинговой информации опирается на существующую систему информационных потоков. Система информационных потоков контроллинга должна быть органично встроена в общую систему информационных потоков предприятия.
Перед службой контроллинга стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации по затратам предприятия в целях управления. Руководители предприятия должны получать информацию, чтобы в случае наметивших в работе предприятия отклонений успеть предпринять соответствующие меры и скорректировать работу предприятия.
Самая важная задача службы контроллинга – обеспечение оперативного получения информации о выручке и затратах предприятия. Служба контроллинга может приказать от имени руководства предоставлять данные по затратам с большей частотой. Служба контроллинга должна договорится с бухгалтерией о вводе данных цехов по затратам, что бы далее служба контроллинга выбирала информацию и обрабатывала её по своим «контроллинговым правилам». Служба контроллинга анализирует данные и группирует их по определённым признакам. Поэтому служба контроллинга не мешает бухгалтерии и работает с ней в единой команде.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, говоря о сущности контроля, необходимо помнить, что контроль – есть фундаментальный элемент процесса управления, в котором существуют три четко различаемых этапах: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. Весь управленческий контроль подразделяется на три вида – предварительный, текущий и итоговый (заключительный).
Говоря о контроле, как о важном элементе в управлении на предприятии, я рассматривала такой термин, как контроллинг. Контроллинг - это, прежде всего управленческая концепция, которая охватывает все сферы деятельности предприятия: финансы и учёт, менеджмент и маркетинг, интегрируя и координируя деятельность различных служб для достижения оперативных и стратегических целей. Он является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную взаимосвязь в контуре управления. Контроллинг не подменяет управление, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроль и контроллинг – это два взаимозаменяемых термина.
Таким образом, можно сделать вывод, что контроль на предприятии это есть одна из главных частей управления. Ведь он не только позволяет выявить проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить, когда нужно вносить радикальные изменения в деятельности организации.
Список используемой литературы
1 Коротков М.И., менеджмент организации / учебник. М: Инфра-М, 2005 – 214с
2 Драчева Е.Л., Менеджмент: Учеб. пособие – 2-е изд., М: Издательский центр «Акаденмия» :Мастерство, 2002 – 220с.
3 Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации. Учеб. Пособие. – М.: Инфа – М, 2003. – 329 с.
4 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник. – М.: Дашков и К., 2007. – 225 с.
5 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник. – М.: Дашков и К., 2007. – 227с.
6 Суетенков Е.И. Основы менеджмента / учеб. пособие, М: Дело, 2005 – 263с.
7 Максимцев М.М., Игнатьева Л.В., Комаров М.А. Курс менеджмента. Учебник. – М.: Инфа – М, 2001. – 285 с.
8 Драчева Е.Л., Менеджмент: Учеб. пособие – 2-е изд., М: Издательский центр «Акаденмия» :Мастерство, 2002 – 160с.
9 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – М.: Гардарика, 2004. – 317 с.
10 Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации. Учеб. Пособие. – М.: Инфа – М, 2003. – 249 с.
11 Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учеб. Пособие. – 3-е изд. – М.: Дело.2000. – 184 с.
12 http://formug.narod.ru/
13 http://formug.narod.ru/
14 Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. - 59 с.
15 Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. - 80 с.
16 Мескон М.Х., Альберт М.Ю., Хедоури Ф.Н. основы менеджмента/ пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 576 с.