Контроль в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:32, реферат

Описание работы

В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде
всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых
журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным
образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.

Содержание работы

Введение
I. Необходимость контроля
II. Виды контроля
III. Процесс контроля
IV. Поведенческие аспекты контроля
V. Характеристики эффективного контроля
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контроль в системе управления.docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

Содержание:

       Введение

         I. Необходимость контроля

        II. Виды контроля

       III. Процесс контроля

        IV. Поведенческие аспекты контроля

         V. Характеристики эффективного контроля

       Заключение

       Список использованной литературы 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

 

       Термин “контроль” не является  однозначным. В переводе с  французского

слово  “контроль”  означает  проверочный  документ,   оформленный   в   двух

экземплярах или в двух записях.

       В течение длительного времени  понятие  контроля  связывалось,  прежде

всего, с проверкой правильности составления документов, записей  в  массовых

журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью  главным

образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.

       В словарях и энциклопедиях  контроль определяется как  проверка  чего-

либо; проверка правильности тех или иных действий в области  производства  и

управления; наблюдение с целью проверки; учреждение или тот, кто  занимается

проверкой  отчетности,  деятельности  какого-либо  другого  учреждения   или

ответственного лица.

       Как видно  из  вышесказанного,  исторически  первоначальным  является

объяснение контроля как проверки  правдивости  и  достоверности  документов.

Следующим этапом стало представление о контроле  как  проверке  соответствия

действий поставленным  целям,  задачам,  действующим  законам.  Третий  этап

включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин.

 

       I. Необходимость контроля в управлении.

 

       Контроль - это процесс, обеспечивающий  достижение целей  организации.

Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих  проблем  раньше,  чем

они  станут  слишком  серьезными,   и   может   также   использоваться   для

стимулирования успешной деятельности.

 

       Руководители начинают осуществлять  функцию  контроля  с  того  самого

момента, когда они сформулировали цели  и  задачи  и   создали  организацию.

Контроль очень важен, для того чтобы организация функционировала успешно.

 

       Функция контроля  -  это  такая  характеристика  управления,  которая

позволяет выявить проблемы  и  скорректировать  соответственно  деятельность

организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

 

       Одна из важнейших причин необходимости  осуществления контроля состоит

в том, что любая организация,  безусловно,  обязана  обладать  способностью,

вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того,  как  они  повредят

достижению целей организации.

 

       Равно важной является и положительная  сторона контроля, состоящая  во

всемерной  поддержке  всего  того,  что  является  успешным  в  деятельности

организации. Другими словами, один из важных  аспектов  контроля  состоит  в

том, чтобы определить, какие  именно  направления  деятельности  организации

наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи организации  и  их  причины,

мы  получаем  возможность,  достаточно  быстро  адаптировать  организацию  к

динамичным требованиям внешней среды.

 

       Контроль не только позволяет  выявлять проблемы и реагировать  на  них

так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и  помогает  руководству  решить,

когда нужно вносить радикальные изменения в деятельности организации.

 

       Контроль - это критически важная  и сложная функция  управления.  Одна

из важнейших особенностей  контроля,  которую  следует  учитывать  в  первую

очередь, состоит в том,  что  контроль  должен  быть  всеобъемлющим.  Каждый

руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять  контроль  как

неотъемлемую часть своих  должностных  обязанностей,  даже  если  никто  ему

специально этого не поручал.

 

       Контроль  есть  фундаментальный  элемент  процесса   управления.   Ни

планирование, ни создание  организационных  структур,  ни  мотивацию  нельзя

рассматривать полностью в отрыве от контроля.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  II. Виды  контроля.

 

       Выделяют   три   вида   контроля:    предварительный,    текущий    и

заключительный.

       По форме осуществления все  эти виды контроля  схожи,  так  как  имеют

одну  и  ту  же  цель:  способствовать  тому,  чтобы  фактически  получаемые

результаты  были  как  можно  ближе  к  требуемым.  Различаются  они  только

временем осуществления.

 

       Предварительный контроль.

 

       Основными приемами этого контроля  являются реализация, а не  создание

определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила  и  линии

поведения вырабатываются для обеспечения выполнения  плана,  то  их  строгое

соблюдение  -  это  способ  убедится,  что  работа  развивается  в  заданном

направлении, и задачи его проверить готовность организации к началу  работы.

 Этот контроль  используется в  трех  областях:  человеческих,  материальных,

финансовых. В области человеческих ресурсов  контроль  достигается  за  счет

анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые  необходимы

для  выполнения  конкретных  задач  организации.  В   области   материальных

ресурсов  контроль  осуществляется  за  качеством  сырья,  чтобы  произвести

отличный товар. В области финансовых  ресурсов  механизмом  предварительного

контроля является бюджет. Он отвечает  на  вопрос  когда,  сколько  и  каких

средств безналичных или  наличных  потребуется  организации.  Он  имеет  две

разновидности диагностический и  терапевтический.  Диагностический  включает

такие  категории,  как   измерители,   эталоны,   предупреждающие   сигналы,

указывающие на то, что в организации что-то не  в  порядке.  Терапевтический

позволяет  не  только  выявить  отклонения  от  стандарта,  но   и   принять

исправительные меры.

 

 

          Текущий контроль

 

       Как  это  собственно  следует  из  его  названия,  текущий   контроль

осуществляется непосредственно в ходе  проведения  работ.  Текущий  контроль

обычно   производится   в   виде   контроля    работы    подчиненного    его

непосредственным начальником.

 

       Текущий контроль не проводится  буквально одновременно  с  выполнением

самой работы. Скорее он базируется  на  измерении  фактических  результатов,

после проведения работы. Текущий контроль основывается на  обратных  связях.

Управляющие системы в организациях имеют  разомкнутую  обратную  связь,  так

как  руководящий  работник,  являющийся  по  отношению  к  системе   внешним

элементом, может  вмешиваться  в  ее  работу,  изменяя  и  цели  системы,  и

характер ее работы.

 

 

       Заключительный контроль

 

       Заключительный  контроль  осуществляется  после  того,   как   работа

закончена  или  истекло  отведенное  для  нее  время.  Хотя   заключительный

контроль и осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы  в

момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна  из

них состоит в том, что заключительный контроль даёт информацию,  необходимую

для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается  проводить

в будущем. Вторая функция заключительного  контроля  состоит  в  том,  чтобы

способствовать мотивации.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

  III. Процесс контроля.

 

 

       В процессе  контроля  есть  три  четко  различимых  этапа:  выработка

стандартов  и  критериев,  сопоставление  с  ними  реальных  результатов   и

принятие необходимых корректирующих действий. На  каждом  этапе  реализуется

комплекс различных мер.

 

       Первый этап процесса контроля   демонстрирует,  насколько  близко,  в

сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это  конкретные

цели, прогресс в отношении  которых  поддаётся  изменению.  Эти  цели  явным

образом выступают из процесса планирования. Все стандарты, используемые  для

контроля,  должны  быть  выбраны  из  многочисленных   целей   и   стратегий

организации.

 

       Цели, которые могут быть использованы  в качестве стандартов для

контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуется

наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и

конкретного критерия, по  отношению, к которому можно оценить степень

выполнения работы.

 

 

     Конкретный критерий и определённый период времени называются

показателями результативности. Показатель результативности точно определяет

то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей.

Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную

работу с запланированной и ответить на следующие вопросы: ”Что мы должны

сделать, чтобы достичь запланированных целей? “ и “Что осталось не

сделанным?”

 

       Относительно легко установить  показатели результативности  для  таких

величин как прибыль, объем продаж,  стоимость  материалов  потому,  что  они

поддаются количественному измерению.  Но  некоторые  важные  цели  и  задачи

организаций выразить в числах невозможно.

       Второй этап  процесса   контроля   состоит  в  сопоставлении  реально

достигнутых  результатов  с  установленными  стандартами.  На   этом   этапе

менеджер должен определить, насколько достигнутые  результаты  соответствуют

его ожиданиям.  При  этом  менеджер  принимает  еще  очень  важное  решение:

насколько допустимы или относительно безопасны  обнаруженные  отклонения  от

стандартов. На  этой  стадии  процедурам  контроля  дается  оценка,  которая

служит основой для решения о начале действий.  Деятельность,  осуществляемая

на этой стадии контроля, является  наиболее  заметной  частью  всей  системы

контроля. Эта деятельность заключается в  определении  масштаба  отклонений,

измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

      Масштаб  допустимых  отклонений  и  принцип  исключения.   Показатель

результативности дает четкую и ясную  цель  для  направления  усилий  членов

организации. За исключением ряда  специальных  случаев,  организациям  редко

бывает необходимо ни на йоту не отклоняться от поставленной цели.  На  самом

деле, одна из характерных черт хорошего стандарта системы  контроля  состоит

в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.

       Определение  масштаба  допустимых  отклонений  -  вопрос  кардинально

важный. Если взять слишком большой масштаб, то  возникающие  проблемы  могут

приобрести  грозные  очертания.  Но,  если  масштаб  слишком  маленький,  то

организация будет  реагировать  на  очень  большие  отклонения,  что  весьма

разорительно  и  требует  много  времени.  Такая  система   контроля   может

парализовать и дезорганизовать  работу  организации.  В  подобных  ситуациях

достигается высокая степень контроля,  но  процесс  контроля  становится  не

эффективным.  Для  того  чтобы  контроль  был  эффективным  он  должен  быть

экономным.  Преимущества  системы  должны   перевешивать   затраты   на   ее

функционирование. Один  из  способов   возможного  увеличения  экономической

эффективности  контроля  состоит  в  использовании  метода   управления   по

принципу  исключения.  Состоит  он  в  том,  что  система  контроля   должна

срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов.

          Измерение   результатов.   Измерение   результатов,    позволяющих

установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, - это  самый

трудный и дорогостоящий элемент контроля. Для того чтобы  быть  эффективной,

система измерения должна соответствовать  тому  виду  деятельности,  который

подвергается контролю.

        Передача и распространение  информации.  Распространение  информации

играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля.  Для  того  чтобы

контроль  был  эффективным,  необходимо  обязательно  довести  до   сведения

соответствующих работников организации как установленные  стандарты,  так  и

достигнутые результаты. Подобная информация должна  быть  точной,  поступать

вовремя и доводится до сведения  ответственных  за  соответствующий  участок

работников  в  виде,  легко  позволяющем  принять  необходимое   решение   и

действия. Желательно  также  быть  полностью  уверенным,  что  установленные

стандарты  хорошо  поняты  сотрудниками.  Это  означает,  что  должна   быть

обеспечена эффективная связь  между  теми,  кто  устанавливает  стандарты  и

теми, кто должен их выполнять.

        Оценка информации о результатах. Заключительная стадия этапа

Информация о работе Контроль в системе управления