Контроллинг. Сущность, функции и задачи контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 10:53, реферат

Описание работы

На сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. Control – руководство, регулирование, управление контроль) далеко не исчерпывается контролем.
В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:
адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;

Файлы: 1 файл

Теплякова сущность и задачи.docx

— 21.38 Кб (Скачать файл)

Контроллинг. Сущность, функции и задачи контроллинга

 




На сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. Control – руководство, регулирование, управление контроль) далеко не исчерпывается контролем. 
В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:

На сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. Control – руководство, регулирование, управление контроль) далеко не исчерпывается контролем. 
В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:

  • адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;

  • согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;

  • координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;

  • создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;

  • адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

Контроллинг обеспечивает методическую инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:  
1) ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе – философия доходности, которая означает:

  • преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;

  • отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;

  • гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;

  • связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера);

  • рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели;

  • непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте;

2) формирование организационной  структуры, ориентированной на достижение  стратегических и тактических  целей;  
3) создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;  
4) разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает интерактивность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.  
Цикл контроллинга включает в себя этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных потоков»: сначала планирование производится «сверху вниз» (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням).  
Затем идет встречный поток «снизу вверх». Как следствие, одна из задач контроллинга – разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию. Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. Иногда «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие.  
Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг – это управление будущими для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.  
Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.  
Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:  
1) сервисная (предоставление необходимой информации для управления);  
2) функция принятия решений (управляющая функция);  
3) внутренний контроль на предприятии.  
Сервисная функция – это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля. 
Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные показатели (плановые, нормативные) и фактические, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета.  
Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений. Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений.  
В отличие от ревизии контроллинг ориентирован на текущие и будущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.  
Выделяют три основные задачи контроллинга: планирование, контроль, регулирование посредством планирования (определения курса на следующий финансовый год). Оперативность позволяет осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения.

 

 

 
В обобщенном варианте основные функции и задачи контроллинга можно представить следующим образом. Учет:

  • сбор и обработка информации;

  • разработка и ведение системы внутреннего учета;

  • унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

Планирование:

  • информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

  • формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;

  • установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;

  • координация процесса обмена информацией;

  • координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;

  • проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

  • составление сводного плана предприятия.

Контроль и регулирование:

  • определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;

  • сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;

  • определение допустимых границ отклонений величин;

  • анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.

Информационно-аналитическое обеспечение:

  • разработка архитектуры информационной системы;

  • стандартизация информационных носителей и каналов;

  • предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;

  • сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;

  • разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;

  • обеспечение экономичности функционирования информационной системы.

Специальные функции:

  • сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;

  • сравнение с конкурентами;

  • обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;

  • проведение калькуляции для особых заказов;

  • расчеты эффективности инвестиционных проектов.

Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит основном от следующих факторов:

  • экономического состояния организации;

  • понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;

  • размера организации (численность, объем производства);

  • уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции.

Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями - индикаторами в их динамике и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия. 
Контроллинг, как отдельная, наука имеет свои исследовательские приемы:  
• общеметодологические – относятся методы характерные любой науке: наблюдение, сравнение, история развития, анализ, синтез, систематизация, выявление закономерностей, прогнозирование и др;  
• общенаучные – относятся исследовательские приемы отдельных систем: планирования, учета, анализа, управления, статистики, кибернетики, информатики;  
• специфические – контроллинг предусматривает использование моделирование процессов и явлений и на этой основе определяет конкретные задачи системы. 
Объектами контроллинга являются факторы производства, показатели эффективности их использования и организации, потенциал предприятия (численность, основные средства, объемы производства и сбыта и др.), а также показатели финансового состояния в сравнении с прогнозируемыми. 
Для контроллинга используется разнообразная информация финансового и управленческого учета, на основании которой определяется эффективность использования ресурсов, ход протекания хозяйственных процессов, формирование прибыли, показатели финансового состояния. Отбор показателей определяется менеджерами на основе специальных исследований.

Источник - Контроллинг : учебное пособие / Т. Ю. Теплякова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 143 с.

 


Информация о работе Контроллинг. Сущность, функции и задачи контроллинга