Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 00:54, контрольная работа
Современный этап развития всех стран мира, включая Россию, характеризуется как переходный от индустриальной эпохи к постиндустриальной, когда взамен ограниченной концепции экономического роста предлагаются новые подходы в экономике – организационный, социальный, психологический и др., в которых человек рассматривается во всей совокупности его качественных характеристик.
Введение…………………………………………………………………………2
Исторический анализ развития служб управления персоналом……………3
Правовые аспекты управления персоналом………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…
В 30-50-х гг. XX века на Западе получила распространение “неоклассическая” школа, возникшая в противовес классической. Ее назвалишколой человеческих отношений, поскольку она стремилась дополнить деперсонализированные отношения, построенные на основе теории научного менеджмента, а также в соответствии с бюрократическими моделями классической школы, концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Школа человеческих отношений акцентировала внимание на сложности проблемы человеческого фактора, разрешение которой является главной задачей управления персоналом.
Возникновение школы человеческих отношений связано с именем немецкого психолога (1863–1916гг.). В своей работе “Психология и промышленная эффективность” он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует проводить отбор персонала на руководящие должности.
К концу 50-х годов школа человеческих отношений привела к возникновению бихевиористского направления, главным постулатом которого является не налаживание межличностных отношений и улучшение психологического климата в коллективе, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Яркими представителями данной теории считаются: Дуглас Макгрегор, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций в организациях и т.д. Таким образом, их исследования способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции и направления в науке, получившего название “управление персоналом”.
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906–1964гг.), разработавший теорию “X” и “Y”. В соответствии с его теорией существуют два типа управления, отражающих разное отношение к работникам.
Школа “поведенческих наук” и школа человеческих отношений показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному эффективному труду.
Во второй половине XX века в менеджменте а, следовательно, и в управлении персоналом сложились и получили большое распространение такие подходы, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е годы).
Процессный подход рассматривает управление не как серию разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию и персонал. Данный подход дал возможность осуществлять управление персоналом не изолировано от общего менеджмента, а в совокупности с другими элементами и процессами, такими, как: оценка внешней и внутренней среды организации, планирование, контроль и т.д.
Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими отдельным составляющим ее элементам. В настоящее время системный подход можно считать методологией менеджмента, которая формирует образ мышления, рассматривающий в единстве все явления внешней и внутренней среды.
Ситуационный, или кейсовый (от английского слова case - ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и, как разновидность научного метода, направлен на выработку у человека ситуативного мышления, то есть непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.
При рассмотрении последних трех направлений в развитии теории управления можно заметить, что они являются не теориями, а скорее комбинациями теории и практики менеджмента, то есть ситуационный, системный, процессный подходы - это методы применения теорий управления на практике.
В отечественной науке управления в 20-е годы популярной была так называемая “производительная трактовка” Е.Ф. Розмирович, которая высказала идею о том, что система управления людьми с течением времени заменяется системой управления вещами. С такой позицией трудно согласиться. Большое внимание исследованию проблемы управления уделял Ф.Р. Дунаевский. Он акцентировал внимание на проблемах подбора персонала, его подготовки и стимулировании. Научный сотрудник Института техники управления Э.К. Дрезен обращал особое внимание на роль руководителя, подбор резерва и обучение.
В 20-30-е годы в России наибольший вклад в изучение психологических и психофизических аспектов управления людьми внесли: Н.Д.Левитов, А.В.Петровский, Н.А.Рыбников, И.М.Бурдянский, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, Е.Н.Дементьев, В.М.Бехтерев, О.А.Ерманский.
Кроме того, математика и статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления персоналом. К концу 30-х годов в России исследования в области управления были практически свернуты.
Возрождение интереса к управлению персоналом в России произошло в 70-80 годы. Исследования в области управления человеческими ресурсами в отечественной практике проводились, прежде всего, специалистами в области психологии и социологии труда.
Следует отметить, что общих подходов в менеджменте, а особенно в управлении персоналом, не существует - есть только общие принципы управления, которые порождают различные системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности психологии, менталитета и т.д. Таким образом, российские менеджеры не могут использовать готовую модель управления, а должны найти свои способы и рычаги применения теоретических знаний и практического опыта разных стран для создания полноценной российской системы управления персоналом.
Насколько важно, каким персонал был в прошлом, настолько же важно как персонал будет прогрессировать в будущем. Это происходит потому, что сегодня в окружении управления персоналом, происходят изменения, которые требуют, чтобы персонал играл еще более критическую роль в организациях.
Управление людьми, как главная задача менеджмента в организациях, всегда основывается на совокупности основополагающих исходных теоретических и эмпирических предпосылок, формирующих парадигму, на базе которой строится система управления человеком в организации. Люди дела и даже исследователи (как герой Мольера, который не знал, что говорит прозой) часто не задумываются о том, что свои конкретные задачи они решают, опираясь на ту или иную парадигму. В теории и практике управления произошла радикальная смена парадигм и, как представляется, наметились признаки нового революционного поворота в этой области. Эти процессы в России, в западных и в восточных странах с развитой рыночной экономикой происходили параллельно в разных формах, но, в конечном итоге, имели много общего.
При этом можно выделить четыре концепции кадровой функции в организациях, которые развивались в рамках трех парадигм (и, соответственно, систем). Эти концепции таковы:
1) использование трудовых
2) управление персоналом;
3) управление человеческими
4) управление человеком.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Трудовой договор вступает в
силу со дня его подписания работником
и работодателем, если иное не установлено
федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами или трудовым договором,
либо со дня фактического допущения работника
к работе с ведома или по поручению работодателя
или его представителя.
Работник обязан приступить
к исполнению трудовых обязанностей со
дня, определенного трудовым договором.
Если в трудовом договоре не
оговорен день начала работы, то работник
должен приступить к работе на следующий
рабочий день после вступления договора
в силу.
Если работник не приступил
к работе в установленный срок без уважительных
причин в течение недели, то трудовой договор
аннулируется.
В трудовом договоре указываются:
1) Фамилия, Имя, Отчество работника
и наименование работодателя (Фамилия,
Имя, Отчество работодателя - физического
лица), заключивших трудовой договор.
Существенными условиями трудового
договора являются:
2)место работы (с указанием
структурного подразделения);
3)дата начала работы;
4)наименование должности, специальности,
профессии с указанием квалификации в
соответствии со штатным расписанием
организации или конкретная трудовая
функция.
Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
1)права и обязанности работника;
2)права и обязанности работодателя;
3)характеристики условий труда,
компенсации и льготы работникам за работу
в тяжелых, 4)вредных и (или) опасных условиях;
5)режим труда и отдыха (если
он в отношении данного работника отличается
от общих 6)правил, установленных в организации);
7)условия оплаты труда (в том
числе размер тарифной ставки или должностного
оклада работника, доплаты, надбавки и
поощрительные выплаты);
8)виды и условия социального
страхования, непосредственно связанные
с трудовой деятельностью.
В трудовом договоре могут предусматриваться
условия об испытании, о неразглашении
охраняемой законом тайны (государственной,
служебной, коммерческой и иной), об обязанности
работника отработать после обучения
не менее установленного договором срока,
если обучение производилось за счет средств
работодателя, а также иные условия, не
ухудшающие положение работника по сравнению
с настоящим Кодексом, законами и иными
нормативными правовыми актами, коллективным
договором, соглашениями.
153 Условия трудового договора
могут быть изменены только по соглашению
сторон и в письменной форме.
В случае заключения срочного
трудового договора в нем указываются
срок его действия и обстоятельство (причина),
послужившие основанием для заключения
срочного трудового договора в соответствии
с настоящим Кодексом и иными федеральными
законами.
Трудовые договоры могут заключаться:
1)на неопределенный срок;
2)на определенный срок не более
пяти лет (срочный трудовой договор), если
иной срок не установлен настоящим Кодексом
и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается
в случаях, когда трудовые отношения не
могут быть установлены на неопределенный
срок с учетом характера предстоящей работы
или условий ее выполнения, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом и иными
федеральными законами.
Если в трудовом договоре не
оговорен срок его действия, то договор
считается заключенным на неопределенный
срок.
В случае, если ни одна из сторон
не потребовала расторжения срочного
трудового договора в связи с истечением
его срока, а работник продолжает работу
после истечения срока трудового договора,
трудовой договор считается заключенным
на неопределенный срок.
Трудовой договор, заключенный
на определенный срок при отсутствии достаточных
к тому оснований, установленных органом,
осуществляющим государственный надзор
и контроль за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, или судом, считается
заключенным на неопределенный срок.
Запрещается заключение срочных
трудовых договоров в целях уклонения
от предоставления прав и гарантий, предусмотренных
работникам, с которыми заключается трудовой
договор на неопределенный срок.
Срочный трудовой договор может
заключаться по инициативе работодателя
либо работника:
1.для замены временно отсутствующего
работника, за которым в соответствии
с законом сохраняется место работы;
2.на время выполнения временных
(до двух месяцев) работ, а также сезонных
работ, когда в силу природных условий
работа может производиться только в течение
определенного периода времени (сезона);
3.с лицами, поступающими на работу
в организации, расположенные в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, если это связано с переездом
к месту работы;
4.для проведения срочных работ
по предотвращению несчастных случаев,
аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии,
а также для устранения последствий указанных
и других чрезвычайных обстоятельств;
5.с лицами, поступающими на работу
в организации - субъекты малого предпринимательства
с численностью до 40 работников (в организациях
розничной торговли и бытового обслуживания
- до 25 работников), а также к работодателям
- физическим лицам;
6.с лицами, направляемыми на
работу за границу;
для проведения работ, выходящих
за рамки обычной деятельности организации
(реконструкция, монтажные, пусконаладочные
и другие работы), а также для проведения
работ, связанных с заведомо временным
(до одного года) расширением производства
или объема оказываемых услуг;
6.с лицами, поступающими на работу
в организации, созданные на заведомо
определенный период времени или для выполнения
заведомо определенной работы;
7.с лицами, принимаемыми для
выполнения заведомо определенной работы
в случаях, когда ее выполнение (завершение)
не может быть определено конкретной датой;
для работ, непосредственно
связанных со стажировкой и профессиональным
обучением работника;
8.с лицами, обучающимися по дневным
формам обучения;
9.с лицами, работающими в данной
организации по совместительству;
10.с пенсионерами по возрасту,
а также с лицами, которым по состоянию
здоровья в соответствии с медицинским
заключением разрешена работа исключительно
временного характера;
11.с творческими работниками
средств массовой информации, организаций
кинематографии, театров, театральных
и концертных организаций, цирков и иными
лицами, участвующими в создании и (или)
исполнении произведений, профессиональными
спортсменами в соответствии с перечнями
профессий, утвержденными Правительством
Российской Федерации с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений;
12.с научными, педагогическими
и другими работниками, заключившими трудовые
договоры на определенный срок в результате
конкурса, проведенного в порядке, установленном
законом или иным нормативным правовым
актом органа государственной власти
или органа местного самоуправления;
Информация о работе Контрольная работа по " Управление человеческими ресурсами"