Контрольная работа по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 01:17, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и сущность инновационной стратегии
2. Классификация инновационных стратегий

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 36.76 Кб (Скачать файл)

• по уровню решения - федеральные, региональные, отраслевые, отдельного предприятия;

• по характеру целей проекта - конечные по достигаемым результатам и промежуточные, связанные с достижением про­межуточных результатов при решении сложных проблем;

• по виду потребности - ориентированные на существую­щие потребности или на создание новых потребностей;

• по типу инновации - создание нового продукта, нового метода, нового рынка, новой структуры управления;

• по периоду реализации - долгосрочные (более 5 лет), сред­несрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (менее 3 лет).

    Миссия инновационного развития предприятия заключается в активизации и эффективном использовании его инновационного потенциала для достижения устойчивого роста качества жизни населения на основе модернизации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности производства.

     Среди основных задач инновационного развития предприятия следует выделить следующие:

  1. Внедрение современных технологий в предприятие, к которым относятся инновационные транспортные системы, технологии энергосбережения, землепользования и строительства жилья, технологии сбора, переработки и утилизации отходов, поддержания чистоты воздуха и др.

  2. Формирование и развитие новых наукоемких производств с опорой на

имеющийся инновационный потенциал предприятия. Эта задача особенно актуальна для предприятий, имеющих ограниченный объем природных, топливно-сырьевых и других ресурсов.

  3. Формирование инвестиционного климата на предприятии и создание благоприятных условий для предпринимательства в инновационной и промышленной сфере.

  4. Институциональное и правовое обеспечение инновационной деятельности. Наряду с эффективными мерами поддержки предпринимательских инициатив, которые разрабатываются и осуществляются при взаимодействии местных органов власти с объединениями промышленников и предпринимателей, немалую роль играет поддержка инноваций путем производственной пропаганды, информации о лучшем опыте, о хозяйственных достижениях через местную печать, радио и телевидение.

  5. Выявление «локальных точек» зарождения инновационных процессов

для всемерной их поддержки наличными ресурсами.

     В процессе анализа стартовых условий инновационного развития предприятия предполагает проведение исследования внешней среды и внутренних возможностей развития. Развитие предприятия под воздействием внешних факторов является экстенсивным и экзогенным и протекает преимущественно на основании решений органов власти. Инновационное развитие предприятия, характеризуемое как интенсивное и эндогенное, должно проходить через поиск внутренних ресурсов для развития. Именно поэтому при разработке инновационной стратегии предприятия особое внимание уделяется оценке его инновационного потенциала. От состояния инновационного потенциала зависят масштаб и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а, следовательно, и потенциальная возможность появления инноваций на территории предприятий.

    Дальнейший анализ стартовых условий инновационного развития предприятия может проводиться с использованием результатов оценки инновационного потенциала следующими методами: предварительное исследование рынка, РЕST-анализ, SWOТ'-анализ, отраслевой анализ и др.

В процессе анализа рынка инноваций при разработке стратегического плана целесообразно исследовать структуру самого рынка и факторов, его определяющих; тенденции и условия, обусловливающие внешнее и внутреннее развитие рынка инноваций; роль рынка в инновационных процессах и взаимосвязь особенностей этого рынка и реализуемой на предприятии стратегии.

     Применение методики РЕST-анализа для анализа условий инновационного развития предприятий состоит в том, что исследуется не только макросреда территории, но и само предприятие позиционируется в качестве внешней среды для деятельности бизнеса, общественных организаций и населения. Цель такого подхода - проанализировать влияние окружающей среды на развитие инфраструктуры предприятия и оценить возможность притока на территорию финансовых, материально-товарных, информационных, энергетических, интеллектуально-трудовых и других ресурсов, поскольку в условиях доминирования частного бизнеса, местная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия через создание привлекательного инвестиционного климата на своей территории. В этом случае анализ проводится по следующим направлениям:

  - политические факторы - анализ законодательства в инновационной сфере и сфере стратегического планирования и управления, анализ структуры управления инновационной деятельностью на предприятии, исследование общественно-политической ситуации;

  - экономические факторы - развитие малого и среднего инновационного бизнеса, наличие кластерной структуры экономики, состояние спроса на инновации (спрос в промышленной сфере, спрос населения, инвестиционный спрос, спрос государственных и местных органов власти), уровень занятости населения (в том числе в научно-исследовательской и научно-технической сферах), инвестиционный климат в отрасли, проблемы налогообложения;

  - социальные факторы - тенденции демографического развития, состояние и развитие социальной сферы, уровень и стиль жизни, модели поведения потенциальных потребителей и их предпочтения;

  - технологические факторы - оценка уровня развития инновационных технологий на предприятиях, в частности, уровень информатизации и интернетизации, финансирование исследований и разработок, изменение и адаптация новых технологий, проблемы интеллектуальной собственности.

Для анализа конкурентных преимуществ предприятий в инновационной сфере предлагается использовать SWOT-анализ, который в последнее время активно применяется в практике территориального стратегического планирования. SWOT-анализ проводится по двум направлениям:

  1) анализ внешней среды, направленный на выявление потенциальных

угроз и вновь открывающихся возможностей в инновационной сфере предприятия;

  2) анализ внутреннего потенциала инновационного роста и развития предприятия, заключающийся в выявлении его сильных и слабых сторон.

Анализ внешней среды инновационной сферы предприятия позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, проявляющихся в таких областях внешнего окружения, как экономика, политика, рынок, технологии, конкуренция, социальная сфера; разработать стратегию, позволяющую превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности; а также оценить внешние ресурсы, которые можно привлечь в инновационную сферу территории.

    Процесс анализа внешней среды в целях инновационного развития предприятия предполагает следующие этапы:

  1) анализ ключевых социально-экономические параметров внешней среды (предприятия, региона, государства); динамика ВВП, инвестиционный климат риски, инфляция, уровень занятости и др.;

  2) сравнительный анализ развития инновационной сферы аналогичных предприятий с точки зрения влияния на социально-экономическое развитие территории, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий для жизни и ведения бизнеса;

  3) бенчмаркетинг, заключающийся в анализе наилучшей тактики управления инновационным развитием территории с целью использования достигнутого положительного опыта применительно к исследуемому предприятию.

Анализ сильных и слабых сторон инновационной сферы предприятия целесообразно проводить по следующим параметрам:

  1) исходный инновационный потенциал предприятия, на основе которого можно создать необходимые связи в инновационном процессе и обеспечить выход новой конкурентоспособной продукции на инновационные рынки;

  2) наличие у предприятия реальных конкурентных преимуществ, в качестве которых могут выступать современные производственные мощности, интеллектуальный и производственный потенциал, транспортные коммуникации, образовательный уровень населения и др.;

  3)  наличие перспективной продукции и развитого инновационного рынка

- отсутствие емких рынков  сбыта продукции неизбежно приведет  к стагнации

развития производственной сферы предприятия, а отсутствие инновационной продукции и услуг со временем приведет к неспособности удовлетворить современный потребительский спрос, и, как следствие - к невозможности достижения миссии инновационного развития предприятия;

  4)  поддержка субъектов инновационной деятельности со стороны органов местного самоуправления, отраженная в нормативных правовых документах и направленная на создание условий, стимулирующих участие частного капитала в инновационном развитии предприятия;

  5) достаточность финансовых ресурсов из различных источников финансирования - инновационное развитие представляет собой капиталоемкий процесс, ведущий к перестройке не только научно-образовательного и производственного секторов предприятия, но и к развитию всех сфер жизнедеятельности предприятия, особенно его хозяйственного комплекса, что ведет к возрастанию потребности в финансовых средствах;

  6)  степень финансовой самостоятельности предприятия в решении проблем инновационного развития территории;

  7) уровень профессиональной подготовки, адаптивности, заинтересованности кадровых ресурсов инновационной сферы в исполнении своих обязанностей и др.

    Анализ внешних и внутренних факторов позволяет выявить имеющиеся предпосылки активизации инновационного процесса на предприятии, т.е. его способность к внедрению инноваций и осуществлению модернизации и структурных перемен в соответствии с миссией инновационного развития с существующими тенденциями, а также определить наиболее актуальные направления развития инновационной сферы предприятия, укрепляющие его конкурентные преимущества.

    При выборе приоритетных направлений развития предприятия следует учитывать, что эффективная реализация инновационной стратегии возможна только через осуществление последовательной цепочки шагов (этапов).

    1 этап - развитие ресурсосберегающих технологий, oт6oр и использование наиболее эффективных методов управления и т.д. что позволяет снизить уровень бюджетных зaтрaт и аккумулировать ресурсы для осуществления следующих этапов. В инновационной стратегии предприятия данному этапу будет соответствовать направление 1 «Инновационное развитие социальной и инженерной инфраструктуры». Цель направления - развитие социальной и инженерной инфраструктуры территории при активном использовании всех видов инноваций - технологических, управленческих, маркетинговых и др. инноваций. Данный блок должен быть разбит на подгруппы в соответствии с отраслевыми направлениями предприятия.

     2 этап - определение системы приоритетов развития с учетом отраслевой

структуры экономики, позволяющей более эффективно использовать организационные и финансовые ресурсы. В группе отраслевых приоритетов развития могут быть такие сектора как: научно-образовательный комплекс, информационные технологии, сектора промышленного производства, туризм, судостроение, сельское хозяйство. В рамках второго этапа выделяется следующее направление инновационной стратегии - направление 2 «Развитие конкурентоспособных отраслей предприятия». Цель направления 2 - выявление отраслевых преимуществ развития предприятия и всесторонняя поддержка приоритетных отраслей.

    3 этап - развитие высоких технологий - предполагает не только отбор и использование подобных технологий, но и создание условий для их разработки предприятиями предприятия. На этом этапе следует выделить следующие направления, которые, на наш взгляд, должны быть включены в инновационную стратегию предприятия.

    С учетом приоритетных направлений развития предприятие может выработать инновационную стратегию, соответствующую одному из следующих типов стратегий:

  1) стратегия интеграции направлена на создание сетей сотрудничества внутри предприятия (инновационной инфраструктуры), обеспечивающих проведение эффективной инновационной деятельности на предприятии;

  2) стратегия лидерства предполагает ускоренное наращивание и использование инновационного потенциала за счет лучшего применения внутренних и внешних возможностей. При следовании этой стратегии все НИОКР, осуществляемые на предприятии, а также система производства и маркетинг нацелены на создание товара, не имеющего аналогов. Выбор стратегии лидерства также означает создание благоприятных условий для инвесторов, осуществляющих финансирование.

  3) стратегия диверсификации характерна для предприятий, также обладающих сильным сектором промышленного производства и обслуживания. В целях максимального снижения рисков этот сектор диверсифицируется на несколько  секторов, создающих новые продукты и технологии в дополнение к уже существующим. Кроме этого на предприятии начинается освоение новых видов деятельности;

  4) стратегия следования за лидером предполагает минимизацию риска и

неопределенности, с которыми сталкиваются предприятия-лидеры в результате разработки и внедрения инноваций в серийное производство. При реализации стратегии следования за лидером проводится корректировка внедряемых инноваций с учетом возможных ошибок лидера и особенностей развития предприятия. Предприятия, на которых реализуется стратегия следования за лидером, должны обладать мошной производственной базой, позволяющей снижать себестоимость новой продукции за счет гибкости и экономии на масштабах; развитой системой финансирования в НИОКР для внесения существенных изменений в инновационный продукт. Также для реализации данной стратегии должны привлекаться специалисты, имеющие опыт в области маркетинговой деятельности и способные своевременно проанализировать внешнюю среду и превратить маркетинговые ошибки лидеров в конкурентные преимущества предприятия;

  5) стратегия копирования возможна когда отсутствует сильная база НИОКР, но существуют возможности массового внедрения инноваций в производство, и имеется значительный маркетинговый потенциал;

  6) стратегия локализации характерна для предприятий, обладающих сильно развитым сектором исследований и разработок, но не имеющих достаточной производственной базы для внедрения разработок. Эта стратегия направлена на широкое использование маркетинговых технологий для поиска потенциальных потребителей разрабатываемой продукции и создание или определении ограниченного числа предприятий, способных осуществлять производство инновационной продукции, пользующейся наибольшим спросом;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Инновационный менеджмент"