Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Оценивая возможность формирования кластеров в регионе, необходимо определить и оценить критически важные факторы, которые могут оказать влияние на способность организаций достигнуть стратегической цели – усиления конкурентных преимуществ за счет специализации выделенных промышленных и сервисных зон Основной целью создания региональной системы поддержки инноваций и технологического развития является содействие масштабному технологическому переоснащению производства на основе новейших научно-технических разработок, создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обеспечивающих выход и закрепление региона на российском и мировом рынках высокотехнологической продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Формирование программы инновационного развития региона…………….4
Заключение……………………………………………………………………..10
Используемая литература……………………………………………………...11

Файлы: 1 файл

контрольная иннов. менеджмент.docx

— 29.52 Кб (Скачать файл)

Содержание контрольной  работы:

Введение………………………………………………………………………..3

Формирование программы  инновационного развития региона…………….4

Заключение……………………………………………………………………..10

Используемая литература……………………………………………………...11

 

Введение

В настоящее время в  России назрела необходимость перехода на инновационный путь развития в  целях укрепления конкурентных позиций  в новом технологическом укладе. Переход к инновационному социально  ориентированному типу экономического развития является приоритетным направлением государственной политики, о чем  свидетельствует принятие ряда законодательных  документов на всех уровнях власти. Однако в процессе перехода к инновационной  экономике возникает немало препятствий, начиная от значительного отставания технологического уровня развития российских предприятий и заканчивая неготовностью  части менеджмента кардинально  перестроить подход к ведению  бизнеса.

Инновационное развитие экономики  предполагает внедрение нововведений как в производственный и технологический  процессы, так и в процессы управления, организации, обучения. Одной из новых  форм организации, на основе которой  можно осуществить объединение  научных разработок и производства, являются кластеры. Важная задача кластерной политики - создание условий для  внедрения новых технологий и  перевооружения промышленности. Однако в настоящее время в России нет единого подхода к созданию и развитию кластеров, что и обуславливает  актуальность разработки алгоритмов формирования кластеров в регионах.

На протяжении последних  лет Краснодарский край является площадкой, где возможна реализация инновационных проектов. Экономика региона базируется на природно-ресурсных, демографических, производственно-технологических и инфраструктурных факторах развития, что в свою очередь создает благоприятные условия для внедрения новых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  программы инновационного развития региона.

В настоящее время региональную экономику следует рассматривать  как специализированную часть геоэкономической системы. Для выявления и наращивания конкурентного преимущества, каждый регион должен максимально эффективно использовать уникальное сочетание своих факторов производства и выгод географического положения, создавать предпосылки для развития специализированных производств. Очевидно, что возможности устойчивого развития региона определяются его способностью участвовать в глобальных системах производственных отношений и обмена.

Стратегический анализ экономики  каждого отдельно взятого региона  помогает выявить предпосылки для  эффективного использования механизмов внедрения в геоэкономическое пространство, в том числе создание зон опережающего развития и формирование кластеров.

Согласно наиболее известному определению, под кластером понимают группу географически соседствующих  компаний и организаций, связанных  общей сферой деятельности и взаимодополняющих  друг друга. Существует несколько отличий  кластеров от территориально-производственных комплексов и научно-производственных объединений. Во-первых, кластеры имеют  естественное происхождение, их нельзя построить «с нуля». Второе отличие  кластеров - широкий состав участников. Помимо компаний по выпуску готового продукта, кластер включает предприятия, поставляющие материалы и обеспечивающие сервисное обслуживание. Кластер  также может включать научные центры, центры компетенций и  специализированные финансовые институты.

В Российской Федерации тема создания инновационных кластеров  очень актуальна. Проводится работа по созданию подобных кластеров на основе Нижнекамского нефтехимического комбината, автомобилестроительного  кластера в Поволжье. Существует положительный  опыт создания кластеров инновационных  предприятий в Томской и Свердловской области.

В Краснодарском крае в  настоящее время ситуация в инновационном  секторе неоднозначна. К началу 1990-х  гг. в крае существовало большое  количество успешных предприятий, работавших в сфере радиоэлектроники, приборостроения, создания новых материалов, относящихся  к инновационному сектору. Сейчас Краснодарский  край характеризуется высокими темпами  экономического роста, однако на предприятиях, занимающихся инновационной деятельностью, статистические показатели менее позитивны.

Оценивая возможность  формирования кластеров в регионе, необходимо определить и оценить  критически важные факторы, которые  могут оказать влияние на способность  организаций достигнуть стратегической цели – усиления конкурентных преимуществ  за счет специализации выделенных промышленных и сервисных зон Основной целью создания региональной системы поддержки инноваций и технологического развития является содействие масштабному технологическому переоснащению производства на основе новейших научно-технических разработок, создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обеспечивающих выход и закрепление региона на российском и мировом рынках высокотехнологической продукции.

Данная амбициозная цель может быть осуществлена путем реализации трех основных направлений.

Первое  направление – институциональное формирование в Краснодарском крае региональной инновационной системы, которая представляет собой сочетание юридических, финансовых, организационных структур и механизмов, поддерживающих создание и распространение инноваций, взаимовыгодную коммерческую реализацию знаний и технологий. Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

  1. Формирование благоприятной среды для генерации знаний, путем определения приоритетов в развитии фундаментальной науки, расширение форм финансирования науки (усиление финансовой поддержки научных проектов, развитие системы грантов на реализацию инновационных проектов), расширение интеграции научных и образовательных учреждений;
  2. Организация в регионе системы «инновационного маркетинга», т.е. выявления потребностей всех отраслей экономики в инновациях путем технологического прогнозирования, уточнение приоритетов регионального технологического развития и перечня критических технологий;
  3. Формирование условий для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок, повышение эффективности обмена инновационной информацией;
  4. Ускорение воспроизводства кадрового потенциала региональной научной сферы, повышение средней заработной платы в инновационном секторе до уровня, как минимум в два раза превышающего среднюю заработную плату в регионе;
  5. Ускорение развития важнейших направлений региональной науки, и технологий на основе прогнозов регионального технологического развития;
  6. Повышение конкурентоспособности регионального сектора прикладных исследований путем внедрения проектного финансирования научных организаций, формирование сети исследовательских центров в регионе, обновление оборудования исследовательских центров, поддержки малого бизнеса в сфере инноваций, мотивация региональных организаций к участию в международных научно-исследовательских проектах;
  7. Формирование механизмов защиты интеллектуальной собственности путем создания региональной системы учета и контроля за использованием прав на результаты научно-технической деятельности, полученных за счет средств бюджета;
  8. Расширение инновационной инфраструктуры региона путем создания системы бизнес-инкубаторов и технопарков, развития механизмов венчурного финансирования; государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта; страхования рисков инновационных компаний при осуществлении технологических инвестиций;
  9. Поддержка импорта критических технологий и покупки зарубежного оборудования;
  10. Мотивация спроса на инновационную продукцию со стороны регионального производственного сектора, создание механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции.

Второе  направление – формирование системы обеспечения региональных приоритетов технологического развития, основанной на масштабных инновационных проектах, реализуемых путем государственно-частного партнерства.

Такие приоритеты должны быть увязаны с развитием конкурентных преимуществ экономики Краснодарского края. У экономики региона должен быть определенный технологический  профиль, отвечающий ее специфике и  конкурентному потенциалу. В регионе  должна быть сформирована база стратегических инновационных проектов, базирующихся на перечне критических технологий Российской Федерации.

Данные проекты должны быть ориентированы на наращивание  научно-технического потенциала критических  технологий.

Реализация этих программ и масштабных проектов создаст такой  потенциал новых перспективных  исследований и разработок, который  станет основой для технологического прорыва региона на рынках в 2014-2020 гг.

Вторая группа региональных инновационных проектов должна быть нацелена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики региона  и развитие отдельных прорывных  технологий. К ней следует отнести:

  • развитие использования альтернативной и возобновляемой энергетики, в том числе солнечной, приливной и гидротермальной энергетики;
  • реализация инновационных проектов в рекреационном комплексе (в том числе берегоукрепление);
  • инновационные проекты в различных отраслях сельского хозяйства (животноводство, растениеводство);
  • реализация инновационных проектов в авиации, в направлении разработки технологий создания новых поколений авиационной техники (на базе 275-го и 570-го авиаремонтных заводов);
  • транспортные проекты, основанные на технологиях создания и управления новыми видами транспортных средств и систем;
  • разработка и внедрение нового поколения энергоэффективных двигателей;
  • актуальные для рекреационного комплекса новые методы диагностики и лечения, основанные на биотехнологиях и нанотехнологиях;

Осуществление этих проектов отчасти обеспечено действующими федеральными целевыми программами, ориентированными на развитие и внедрение критических  технологий. Однако, в настоящее время назрела необходимость доработки действующих и подготовки новых инновационных программ, с перспективой на технологические рубежи 2020 г.

Третье, одно из важнейших  направлений – визуализация и  стимулирование развития региональных кластеров, в рамках которых должны быть созданы устойчивые связи среди  участников инновационной системы  региона. Для этого необходимо:

  • формирование кластеров по территориальному и производственному признаку путем стимулирования развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств на конкретной территории;
  • формирование и развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа;
  • координация программ развития системообразующих предприятий и отраслей, в рамках реализации долгосрочных инвестиционных программ, а также путем реализации отдельных кластеров;
  • полномасштабное использование механизмов и рычагов развития (в том числе, методов частно-государственного партнерства), которые должны обеспечить создание инфраструктурной основы формирования кластеров (строительство энергетической, сетевой, транспортной, водохозяйственной и других инфраструктур).
  • повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей на территории Краснодарского края.

 

Текущая ситуация такова, что  большинство проектов в сфере  высокотехнологичных отраслей не могут  обеспечить быстрый рост валового регионального  продукта вследствие слабо развитой инфраструктуры и недостаточной  конкурентоспособности их продукции. Реализация структурной перестройки  промышленности в Краснодарском  крае и ее диверсификации возможна при решении следующих задач:

  • увеличение спроса на российские машины и оборудование;
  • модернизации производства, причем по мнению автора региональный потенциал роста особенно велик в сельском хозяйстве и промышленности строительных материалов;
  • значительное ускорение роста высокотехнологичных производств, выход на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией, что будет способствовать формированию экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

 

Ещё одна важная задача, которую  должны решить кластеры — повышение  эффективности участия малого и  среднего бизнеса в промышленности. В Краснодарском крае только около 9 процентов малых предприятий  работают в сфере промышленности, и для формирования инновационного кластера следует увеличить эту  долю в 2,0–2,5 раза.

В промышленно развитых странах  малый бизнес существует прежде всего за счет таких кластеров, и преимущество такой организации заключается в том, что вокруг крупных инновационных предприятий формируются полноценные кластеры, в состав которых входят малые и средние фирмы различных отраслей.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"