Контрольная работа по "Экономические методы управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Туристические организации
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Содержание работы

Вопрос № 5..............................................................................................стр. 2

Вопрос №15....................................... .....................................................стр. 6

Вопрос № 25............................................................................................стр. 9

Вопрос № 35............................................................................................стр. 11

Вопрос № 45............................................................................................стр. 13

Список используемой литературы....................................... ................стр. 16

Файлы: 1 файл

неля.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

1)         ориентированный на выполнение задачи (авторитарный лидер);

2)         ориентированный на общение (демократичный лидер, учитывающий моральный климат в группе, ее общую культуру и ценности). Выбор стиля зависит от оценки ситуации по трем параметрам (каждый оценивается двумя уровнями — высокий или низкий):

1) особенности взаимоотношений «лидер — группа», т.е. привлекательность лидера для его последователей;

2) структурированность работы, оцениваемая по следующим составляющим: - ясность цели; -  обоснованность решения (т.е. правильность выбранного решения в представлениях членов группы); - множественность средств по достижению цели (обозначение требований и ограничений, связанных с решением задач); - специфичность решения, степень возможности принятия альтернативных решений;

3) должностная власть лидера, т.е. его возможности поощрения  или наказания последователей. Среди  ситуационных теорий лидерства  выделяются мотивационные теории, рассматривающие поведение человека исходя из положения «стимул  реакция» и определяющие зависимость эффективности действий лидера от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность эффективно выполнять поставленные задачи, на чувство удовлетворения от деятельности. Помимо известных теории потребностей А. Маслоу, двухфакторной теории Ф. Герцберга, следует назвать теорию «путь  цель» Р. Хауса и Т. Митчелла. Здесь в основе оценки эффективности действия лидера лежит степень возрастания мотивации последователей, ведущая к достижению цели. Лидер влияет на последователей через наставничество, разъяснение перспектив, направление усилий на достижение целей, формирование таких потребностей, которые лидер в состоянии удовлетворить, а затем и удовлетворение этих потребностей. Модель описывает четыре стиля лидерства:

1) стиль поддержки, эффективный в ситуациях, когда у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу;

2) директивный (инструментальный) стиль, когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности. Это связано с тем, что подчиненные в ситуациях, когда от них ничего не зависит, для быстрого выполнения задания предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно сделать, и создавали необходимые условия для работы;

3) поощряющий стиль, который  ориентирован на участие подчиненных  в принятии решений и наиболее  соответствует ситуации, когда те  стремятся реализовать себя в  управленческой деятельности; 4)         стиль, ориентированный на достижение цели, который эффективен, когда последователи стремятся к высоким результатам и могут их достичь. Руководитель ставит посильные задачи, создавая необходимые условия, и ожидает, что подчиненные без принуждения их решают Мотивационные теории достаточно практичны в том смысле, что помогают лидерам осуществлять одну из основных ролей руководителя по управлению персоналом — направлять подчиненных и оказывать им поддержку. Но, с другой стороны, концентрация внимания на лидере не подразумевает вовлечения в процесс принятия решений последователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 35

Риск-менеджмент в условиях неопределенности  

Интуициякак врожденная способность к риск-менеджменту 
В условиях неопределенности действует любая компания. Никто точно не знает, как будут развиваться события в будущем: неизвестно, как будут вести себя клиенты, поставщики, какая будет погода, когда сломается сервер, соберется увольняться ключевой сотрудник и т.д. Речь ведь идет не об абстрактных событиях, а том, что непосредственно влияет на наш бизнес, проекты и процессы, словом - на нашу жизнь.

 

Успех бизнеса зависит от многих факторов, но эффективные, быстрые и правильные решения - это составная часть любого успеха. Все решения в бизнесе принимаются в условиях неопределенности. Если уровень неопределенности высокий, то кажется, что преуспевает тот, у кого хорошее чутье или тот, кому попросту везет.  
Что же такое интуиция? На самом деле - это врожденная способность к риск-менеджменту. Интуиция (от лат. intueor - пристально смотрю) - способность постигать истину напрямую, без осмысления, логического обоснования и доказательств, путем озарения, внезапного прозрения. Все интуитивные процессы протекают в подсознании. То есть получается, что интуиция - это подсознательный просчет различных вариантов развития событий и неосознанное решение, причем решение оптимальное.  
 
Что же такое риск-менеджмент? Это сознательный просчет вариантов, сознательно принятое решение! Умение, которым некоторые люди обладают от природы. Те же, кто развитой интуицией не обладает, могут компенсировать ее отсутствие систематическим применением инструментов риск-менеджмента. Тем, у кого интуиция развита, эти инструменты помогут принимать еще более эффективные решения. 

 

Как научиться управлять рисками

 
Чтобы научиться управлять рисками, нужно сделать несколько шагов:  
1. Первый шаг заключается в том, чтобы научиться видеть и четко определять риски. Несмотря на то, что большинство людей определяют риски ежедневно (осознанно или нет), вряд ли подобные определения можно назвать полными и четкими. Полностью определить риски означает учесть все параметры рисков. Это необходимо для успешного управления ими.  
2. Второй шаг - научиться создавать профили рисков, то есть систематически определять все риски, с которыми менеджеры, инвесторы, домохозяйки и т.д. сталкиваются ежедневно. Это важно, поскольку управлять рисками "точечно" полезно, но недостаточно. Как только мы справимся с одним риском, (который может оказаться и не самым опасным), реализуется другой. Поэтому у проекта, бизнеса или человека должен быть профиль рисков - документ, в котором они все определены.  
3. Задача третьего шага заключаются в том, чтобы научиться определять, с какими рисками нужно работать в первую очередь. Для этого все полученные на втором шаге риски нужно оценить, а затем расставить приоритеты.  
4. Теперь мы можем выстроить план управления рисками, поскольку знаем, какие риски являются для нас наиболее важными. Здесь мы переходим к четвертому шагу. Для его успешной реализации нужно уметь выбирать и внедрять стратегии управления рисками. Здесь важно понять, какие конкретные действия нам необходимо совершить, чтобы больше получить и/или меньше потерять.  
5. Наконец, пятый шаг - научиться создавать оптимальную "подушку безопасности", то есть разрабатывать план действий на случай, если тот или иной риск реализуется. Уметь подготовиться к любому развитию событий и всегда иметь "план Б".  
Это базовые шаги управления рисками, применимые в любой ситуации, в любом бизнесе и на любом уровне управления компанией.  
 
Определение рисков  
 
"Определить риск" означает выявить четыре параметра риска:  
Событие, которое может произойти, а может и не произойти - мы наверняка не знаем, поскольку работаем в условиях неопределенности (например, "уволится ключевой сотрудник").  
Точки уязвимости - ваши "слабые места", корни риска - все, из-за чего рисковое событие может произойти. Другими словами, то, без чего риск не реализуется (в примере с сотрудником точкой уязвимости могут быть ситуации "зарплата меньше, чем на рынке", "переманивают конкуренты" и т.д.) Важно помнить: точек уязвимости всегда несколько.  
Влияние, которое окажет на нас риск, - то есть последствия реализовавшегося рискового события (сколько времени, денег, энергии мы потеряем; (так, если уволится ключевой сотрудник, начнутся сбои в ключевых процессах, и в результате мы не заработаем столько денег, сколько запланировали, или попросту понесем убытки).  
Вероятность наступления события. Поскольку наверняка мы не знаем, реализуется рисковое событие или нет (находимся в состоянии неопределенности), то для оценки уровня неопределенности мы будем использовать оценку вероятности. В нашем примере вероятность можно оценить как высокую ("скорее всего уволится"), среднюю ("может быть, уволится") и низкую ("вряд ли уволится"). Пусть вас не пугает такой условный подход к определению вероятностей - при управлении ежедневными рисками этого вполне достаточно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 45

Индивидуальные методы принятия решений

Методы анализа и решения проблем (методы принятия решений) могут быть различными в зависимости от типа решаемых задач или проблем.

Проблемы могут быть классифицированы следующим образом:

·   стандартные проблемы, имеющие четкую структуру, причинно-следственные связи, аналоги;

·   хорошо структурированные проблемы, которые могут быть расчленены на подпроблемы, блоки вопросов, для каждого из которых обычно имеется набор решений;

·   слабоструктурированные проблемы, в которых далеко не всегда просматриваются направления решения, причинно-следственные связи, сами проблемы не формулируются достаточно четко;

·   неструктурированные проблемы, которые обычно не имеют аналогов, их причинно-следственные связи не полностью ясны, способы решения не определены. Классический пример – природные и техногенные катастрофы с большими социальными последствиями.

При разрешении стандартных и некоторых хорошо структурированных проблем следует руководствоваться набором стандартных, стереотипных решений в конкретных ситуациях, изложенных в нормативных документах: инструкциях, правилах, стандартах, руководствах и т. д. В них четко и определенно регламентируется последовательность анализа ситуаций и решения проблем. Однако большинство управленческих проблем очень далеки от стереотипа. Для их разрешения могут применяться различные методы, используемые на разных этапах и процедурах процесса принятия решения.

Все методы принятия решений можно разделить на две группы: формализованные (математические) и неформализованные (эвристические). Формализованные методы, основанные на получении количественных результатов вычислений, используются при разрешении хорошо структурированных и частично слабоструктурированных проблем для оценки вариантов решений, выбора и обоснования оптимального варианта.

Неформализованные методы используются при разрешении сложных слабоструктурированных и неструктурированных проблем для генерирования вариантов решений, их анализа и оценки, выбора и обоснования наилучшего решения.

 

Формализованные методы

Формализованные методы, используемые для обоснования и выбора оптимальных решений, включают:

·   экономико-математические модели и методы (ЭММ), формализующие взаимосвязи процессов и явлений;

·   системный анализ, позволяющий выявить взаимодействие составных частей систем, стратегию их развития;

·   экспертные оценки и суждения, позволяющие квалифицированным специалистам оценить значимость событий, явлений, факторов, прогнозы развития систем и подсистем, соотношение детерминированных и вероятностных факторов.

В совокупности различные математические методы, объединенные общей задачей обоснования наилучших решений, получили название методов исследования операций.

Методы исследования операций подразделяют на четыре основные группы: аналитические, статистические, математического программирования, теоретико-игровые.

Аналитические методы характерны тем, что между условиями решаемой задачи и ее результатами устанавливаются аналитические, формульные зависимости. К этим методам относятся:

·   теория вероятностей;

·   теория марковских процессов;

·   теория массового обслуживания;

·   метод динамики средних.

Теория вероятностей – наука о закономерностях в случайных явлениях. С помощью теории вероятностей вырабатываются решения, зависящие от условий случайного характера. Теория марковских процессов разработана для описания операций, развивающихся случайным образом во времени. Теория массового обслуживания рассматривает массовые повторяющиеся процессы. Метод динамики средних применяется в тех случаях, когда можно составить зависимости между условиями операции и ее результатом исходя из средних характеристик условий.

Статистические методы основаны на сборе, обработке и анализе статистических данных, полученных как в результате фактических действий, так и выработанных искусственно статистическим моделированием. К этим методам относятся последовательный анализ и метод статистических испытаний.

Последовательный анализ дает возможность принимать решения на основе ряда гипотез, каждая из которых сразу же последовательно проверяется. Метод статистических испытаний (метод Монте–Карло) заключается в том, что ход операций проигрывается (моделируется) на электронных вычислительных машинах (ЭВМ) со всеми присущими операциям случайностями.

Математическое программирование представляет собой ряд методов, предназначенных для оптимального распределения имеющихся ограниченных ресурсов, а также для составления рационального плана операции. Математическое программирование подразделяется на линейное, нелинейное и динамическое. Сюда же обычно относят и методы сетевого планирования. Линейное программированиеприменяется в тех случаях, когда условия выполнения операции описываются системой линейных уравнений или неравенств. Если указанные зависимости носят нелинейный характер, то применяется метод нелинейного программирования. Динамическое программирование служит для выбора наилучшего плана выполнения многоэтапных действий, когда результат каждого последующего этапа зависит от предыдущего. Сетевое планирование предназначено для составления и реализации рационального плана выполнения операции, состоящей из множества  взаимосвязанных действий, предусматривающих решение задачи в кратчайший срок и с наилучшими результатами.

Теоретико-игровые методы служат для обоснования решений в условиях неопределенности обстановки. К теоретико-игровым методам относятся: теория игр и теория статистических решений. Теория игриспользуется в тех случаях, когда неопределенность обстановки вызвана сознательными, злонамеренными действиями конфликтующей стороны. Теория статистических решений применяется тогда, когда неопределенность обстановки вызвана объективными обстоятельствами, которые либо неизвестны, либо носят случайный характер.

Исследование операций, ориентированное на решение экономико-производственных задач, является базой для экономико-математических методов моделирования производственных процессов в системахуправления.

Наряду с количественными результатами вычислений необходимо при принятии решений учитывать множество обстоятельств качественного характера, не сводящихся к однозначным ответам. Поэтому сохраняют свое значение и методы обоснования решений на основе изучения опыта, интуиции, обобщения результатов, в том числе метод экспертных оценок.

 

Неформализованные методы

Неформализованные методы принятия решений разработаны в меньшей степени, чем формализованные, и используются в основном при групповом принятии решений. Большое внимание в этих методах уделяется организации работы группового субъекта принятия решения, согласованию мнений членов группы при выборе окончательного решения. Наиболее широко распространенными методами, используемыми при генерировании множества альтернативных вариантов решений, их анализе, оценке и выборе окончательного варианта, являются: метод мозгового штурма, метод Дельфы, метод сценариев, метод дерева решений.

Рассмотрим их.

Метод мозгового штурма (или мозговой атаки) призван активизировать разработку новых идей и решений в трудных тупиковых ситуациях, когда известные пути и способы решения проблемы оказываются непригодными. Он заключается в предоставлении каждому члену группы права высказывать самые различные идеи по разрешению проблемы вне зависимости от их обоснованности и осуществимости. Целью этого метода является получение как можно большего количества предложений. Все предложения фиксируются без критики и оценки, а их обсуждение и анализ проводятся после завершения процесса генерирования идей. В процессе обсуждения предложенные идеи анализируются в порядке их выдвижения и оцениваются по соответствующим показателям, отражающим имеющиеся ограничения, степень достижения целей, затраты ресурсов, возможную эффективность. Полученные оценки вариантов решения являются основой для выбора наилучшего варианта. Метод применяется для решения разнообразных прикладных проблем.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономические методы управления"