Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Отрасль промышленности – это совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности.
Отраслевая структура хозяйства — это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа экономика.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

Перечень материальных услуг может быть представлен  следующими видами услуг:

- материальные услуги  в производстве: услуги транспорта, коммунальные услуги;

- услуги вне производства: гостиничные услуги, материальные  услуги населению (химчистка,  прачечные, фотографии, ремонт и  обслуживание автомобилей, ремонт  часов, одежды, обуви и т.д.)

- услуги по производству  и обращению: услуги по организации  и налаживанию управления производством  и его общественных связей, по  обслуживанию помещений, по рекламе,  различные исследовательские вспомогательные  лаборатории, агентства по прокату  оборудования, проектно- конструкторские  бюро, фотокопирование и т.д.

Перечень нематериальных услуг может быть представлен  следующими видами услуг:

- социальные услуги: здравоохранение,  образование, наука.

- личные услуги: страховые  услуги, юридические услуги, банковские  услуги, консалтинговые услуги.

Впрочем, это противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.

Также выделяет два типа услуг: предоставляемые с помощью  оборудования без использования  оборудования.

Говоря о перспективах развития, то следует отметить, что  наилучшие перспективы развития имеет топливно-энергетический комплекс, порядка 12-17%, остальные отрасли также  имеет тенденции к повышению, однако среди всех отраслей единственной отраслью, допустившей снижение уровня развития на 3,9% в 2004 году стала легкая промышленность, что объясняется увеличением объемов неучтенного импорта и "теневого производства".

 

  1. Вертикальная квазиинтеграция. Типы вертикальной квазиинтеграции присущие российской экономике, в т. ч. отраслевым рынкам легкой промышленности; последствия их применения. Вертикальные ограничения. Виды вертикальных ограничений.

В зависимости от направления  вертикальной интеграции выделяют:

— интеграцию «вперед», или  прямую интеграцию, предполагающую объединение  одной из стадий цепочки добавленной  стоимости с последующими стадиями производства и сбыта. Примером такой  интеграции может быть интеграция стадий сборки автомобилей и их дистрибуции;

— интеграцию «назад», или  обратную интеграцию, при которой  происходит объединение одной из стадий цепочки добавленной стоимости  с предыдущими звеньями технологического процесса. Например, фирма, занимающаяся сборкой автомобиля, вертикально  интегрируется с поставщиком  комплектующих материалов для сборки.

В зависимости от степени  интеграции рассматривают:

— полную интеграцию;

— квазиинтеграцию, требующую меньше капиталовложений и позволяющую компаниям оставаться более свободными

Квазиинтеграция может существовать в форме:

— долгосрочных контрактов;

— совместных предприятий  и стратегических альянсов. При такой  форме фирмы объединяют определенные ресурсы для достижения общего результата, оставаясь при этом независимыми в решении других вопросов;

— лицензий на право использования  технологий. В данном случае речь идет о вертикальной интеграции, при которой  одна из интегрируемых стадий —  это разработка технологий и НИОКР. Полная вертикальная интеграция может  быть заменена лицензионным соглашением, если разработанную технологию трудно скопировать и для продажи  таких технологий не требуются дополнительные активы, к примеру специалисты  по маркетингу;

— владения активами. Фирма  обладает правами собственности  на определенные активы на различных  стадиях технологической цепочки, при этом управление такими активами осуществляют внешние подрядчики. Например, производители автомобилей владеют  специализированными инструментами, оснасткой, шаблонами, формами для  штамповки и литья, без которых  невозможно производство компонентов. Они заключают договоры с подрядчиками на производство таких компонентов, оставаясь собственниками средств  производства, предотвращая таким образом  возможность нарушения контрактов со стороны подрядчиков и гарантируя поставки;

— франчайзинга. Франчайзер является собственником нематериальных активов (к примеру, торговой марки), контролирует цены, качество продукции, уровень сервиса, при этом минимизируя финансовые и управленческие ресурсы.

На данный момент в экономической  науке не существует общей теории вертикальной интеграции и объяснение ее существования происходит с использованием различных теорий и подходов.

На протяжении долгого  времени в неоклассическом направлении экономической теории с учетом одного из допущений о существовании конкурентных рынков, посредством которых происходит эффективное размещение ресурсов, единственным оправданным случаем вертикальной интеграции являлось существование непрерывной технологической взаимосвязи различных стадий производства. Предполагается, что для достижения эффективности последовательных процессов, совпадающих во времени и пространстве, как, к примеру, при производстве стали, необходима общая собственность. В соответствии с этим подходом вертикальная интеграция в автомобилестроении как дискретном производстве не имеет смысла.

Данный подход неоправдан, поскольку, как доказали впоследствии различные ученые, рынок не является идеальным механизмом распределения  ресурсов, кроме того, в истории  автомобильной промышленности есть много примеров успешной вертикальной интеграции.

Американские экономисты А. Янг и Дж. Стиглер утверждают, что объяснение вертикальной интеграции должно основываться на теории разделения труда Адама Смита. Используя данную теорию, они делают вывод о том, что в момент зарождения отрасли все фирмы являются высоко интегрированными, так как из-за новизны продукта, материалов, оборудования сложно найти фирмы, с которыми можно было бы сотрудничать по этим направлениям и фирмы вынуждены производить все внутри своих подразделений. По мере роста и достижения отраслью определенного размера происходит дезинтеграция стадий технологической цепочки, так как специализированные фирмы выполняют определенные функции с большей отдачей и меньшими издержками благодаря разделению труда. Но как только отрасль входит в стадию спада, начинается спад и в «обслуживающих» отраслях, которые производят материалы и оборудование. Эффективность деятельности фирм в этих отраслях падает, что, по мнению Дж. Стиглера, требует возврата ранее переданных функций в фирму и высокой степени вертикальной интеграции.

Преимуществом данного  подхода является то, что исследователи  обратили внимание на размер производственных издержек и стадию развития отрасли  как на факторы, влияющие на степень  вертикальной интеграции. Но при этом они не учли существование других видов издержек, которые могут  объяснить вертикальную интеграцию между фирмами.

Утверждение о том, что  в зарождающихся отраслях фирма  должна быть высоко интегрированной, больше относится к отраслям и фирмам развивающихся стран, где отсутствует  хорошо развитая инфраструктура. Кроме  того, вывод об одновременных спадах производства в отраслях последующих  стадий производства не всегда соответствует  действительности.

Как считают некоторые  ученые, например К. Р. Харриген, анализ взаимосвязи разделения труда и вертикальной интеграции в данном исследовании проводился с использованием недостаточного количества данных, что затрудняет обобщение выводов. К примеру, вертикальная интеграция в американской автомобильной промышленности опровергает выводы, сделанные Дж. Стиглером. В период с 1900 по 1920 г. здесь наблюдалась высокая степень вертикальной интеграции, а не дезинтеграции, как должно было бы быть в соответствии с описанным выше подходом.

Теория транзакционных издержек, разработанная в рамках неоинституционального направления, объясняет вертикальную интеграцию с точки зрения существования издержек взаимодействия агентов на рынке. Основоположником данной теории является Р. Коуз, который в своей работе «Природа фирмы» в 1937 г. впервые обратил внимание на существование издержек использования ценового рыночного механизма, или транзакционных издержек, устранение которых возможно благодаря существованию фирмы и вертикальной интеграции. Р. Коуз считал, что об интеграции можно говорить, когда транзакции, ранее происходившие между предпринимателями, организовываются внутри фирмы.

Транзакционные издержки включают:

— издержки поиска информации,

— издержки ведения переговоров,

— издержки измерения,

— издержки спецификации и защиты прав собственности (данные издержки включают расходы на содержание судов, арбитража, государственных  органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты),

— издержки оппортунистического  поведения. Под оппортунистическим поведением (термин был введен О. Уильямсоном, последователем Р. Коуза) понимается недобросовестное поведение людей, нацеленное на получение собственных выгод любой ценой. Оппортунистическое поведение проявляется в форме «отлынивания» или «вымогательства». А. Алчиан и Г. Демсец под термином «отлынивание» (shirking) понимали работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по договору. Это особенно ярко проявляется в условиях совместной деятельности группы. В такой ситуации вознаграждение не отражает эффективность труда. «Вымогательство» (hold-up), как показал О. Уильямсон, возникает в том случае, если в сделке между агентами задействованы специфические ресурсы и у одного из партнеров возникает возможность шантажировать другого угрозой прервать с ним деловые отношения. Вертикальная интеграция может рассматриваться как форма защиты от вымогательства.

— издержки политизации, сопровождающие принятие решений внутри организаций.

Транзакционные издержки могут существовать в явной и  неявной форме. Как и производственные издержки, они позволяют реализовать  экономию на масштабах деятельности, к примеру за счет совместного  использования собранной информации и применения стандартизированных  договоров.

При рассмотрении транзакционных издержек и их влияния на структуру  предприятия необходимо учесть, что  различные их виды обладают разным потенциалом экономии. Это и определяет выбор формы организационной  структуры. Вертикальная интеграция, к  примеру, обеспечивает уменьшение затрат на ведение переговоров, но при этом увеличивает издержки влияния, в  то же время рыночные сделки ведут  к высоким издержкам по измерению  качества продукта.

Основными причинами появления  транзакционных издержек считаются  ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение людей.

О. Уильямсон определил  условия, при которых транзакционные издержки становятся максимальными  и их минимизация требует вертикальной интеграции. В соответствии с его  исследованиями размер транзакционных издержек зависит от:

— специфичности ресурсов, вовлеченных в транзакцию,

— повторяемости отношений,

— степени неопределенности.

Чем более специфичной, повторяющейся и неопределенной является сделка, тем выше транзакционные издержки при осуществлении транзакции на рынке. Дополнив это исследование изучением ситуаций, в которых  могут происходить провалы рынка (статичность рынка, неполнота контракта, обработка информации, институциональные адаптации), О.Уильмсон определил условия, при которых вертикальная интеграция становится более предпочтительной, чем рынок.

Теорию транзакционных издержек можно использовать для  объяснения вертикальной интеграции компании General Motors в 1920-х гг. Одним из ее основных поставщиков являлась компания Fisher Body. После изменения спроса и предпочтений покупателей в пользу закрытых корпусов General Motors  в 1926 г. Поглотила Fisher Body, чтобы избежать оппортунистического поведения, которое могло быть вызвано специфичностью ресурсов. Кроме рассмотрения вертикальной интеграции как механизма уменьшения транзакционных издержек сторонники транзакционного подхода определяют границы расширения фирмы и соответственно пределы вертикальной интеграции. С помощью теории транзакционных издержек при объяснении вертикальной интеграции можно выделить особый вид издержек, который влияет на принятие решений фирмой «производить внутри или покупать на рынке» и объясняет существование вертикальной интеграции. Данная теория фактически определяет эффективный уровень вертикальной интеграции, обозначая границы фирмы, в том числе учитывая различия организационной культуры. Плюсом этой теории является то, что кроме транзакционных издержек, возникающих в процессе взаимодействия на рынке, она обращает внимание и на существование транзакционных издержек внутри фирмы.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"