Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:20, контрольная работа
Задание 1.
Раскрытие информации и прозрачность в российской модели корпоративного управления. Обязательное и добровольное раскрытие информации об АО. Как соотносится практика раскрытия информации в российских и зарубежных компаниях? Приведите примеры.
Задание 1……………………………………………………………………………...3
Задание 2…………………………………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………………………………...13
Содержание
Задание 1……………………………………………………………………………
Задание 2……………………………………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Задание 1.
Раскрытие информации и прозрачность в российской модели корпоративного управления. Обязательное и добровольное раскрытие информации об АО. Как соотносится практика раскрытия информации в российских и зарубежных компаниях? Приведите примеры.
Ответ:
В различных учебных материалах, посвященных вопросам корпоративного управления, выделяются две точки зрения на определение понятия "корпорация". В первом случае это любое акционерное общество (АО). На сегодняшний день в России функционируют около 31 тыс. открытых акционерных обществ (ОАО) требующих отлаженной системы корпоративного управления. [1]
С другой точки зрения, под корпорацией
понимается любая организация отвечающая
признакам корпоративной
сложный по структуре имущественный комплекс;
сложная организационная структура управления;
высокая степень диверсификации;
наличие головной организации и представительств за рубежом;
интернациональный штат сотрудников;
численность сотрудников в головной организации не менее 1000 человек;
доля экспортных хозяйственных операций в выручке организации не менее 30%;
подготовка бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами;
осуществление предпринимательской и эмиссионной деятельности;
котировка акций на рынке (включение в листинг);
вклад организации в ВВП страны не менее 0,5 - 1%;
транспарентность бизнеса, т.е. финансовая и информационная открытость организации;
наличие консолидированной отчетности, для получения общего представления о работе организации в целом.
При выборе объекта финансирования, данные критерии являются определяющими для иностранных инвесторов. В данной работе термин "корпорация" понимается как наиболее развитая форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпоративные образования интегрируют финансовый и промышленный капитал в новые эффективные фирмы хозяйствования.
Смысл корпоративного управления заключается в том, что оно представляет собой совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих управление корпорациями и направлено на реализацию двух целей:
увеличение капитализации
обеспечение баланса интересов собственников организации, ее менеджмента, акционеров и др. финансово заинтересованных лиц.
Корпоративное управление - составная часть менеджмента, осуществляемая высшим уровнем управления, с учетом интересов держателей акций и прочих лиц, деятельность которых связанна с корпорацией. Эффективное корпоративное управление устанавливает баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами, а также обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование компании. Такая система подразумевает наличие определенных отношений между менеджерами компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными субъектами.
Взаимоотношения между акционерами и менеджерами заключаются в том, что первые предоставляют капитал последним с целью получения отдачи на вложенные ими средства. Менеджеры в свою очередь должны регулярно предоставлять акционерам прозрачную финансовую информацию и отчеты о деятельности компании. Акционеры также избирают наблюдательный орган (обычно это совет директоров или наблюдательный совет), который должен представлять их интересы. Этот орган, по сути, осуществляет стратегическое руководство и контролирует менеджеров общества. Менеджеры подотчетны наблюдательному органу, который в свою очередь подотчетен акционерам (через общее собрание акционеров). Структуры и процессы, которые определяют эти взаимоотношения, обычно связаны с различными механизмами управления эффективностью, контроля и учета.
Один из принципов корпоративного управления - это принцип разделение права собственности и права контроля. Акционеры являются собственниками капитала корпорации, но право контроля и управления принадлежит менеджерам, которые являются наемными агентами, подотчетными акционерам. Менеджеры, обладая профессиональными навыками, знаниями, принимают и реализовывают решения по наилучшему использованию капитала. Собственники не всегда имеют необходимые профессиональные навыки, и выполняют функцию поставщиков капитала и вправе рассчитывать на соответствующую их вкладу долю прибыли от деятельности корпорации. Проблема корпоративного управления сводится к созданию механизмов, которые бы обеспечивали соблюдение интересов акционеров, в условиях, когда значимая для принятия решений (как текущих, так и стратегических) информация распределена ассиметрично в пользу зачастую преследующих собственные интересы менеджеров.
Данная проблема порождает агентские издержки. Агентские издержки - это та величина потерь для инвесторов, которая связанна с разделением прав собственности и контроля. В сущности, она порождает агентские затраты трех типов:
затраты на достижение "чуждых"
целей (в случае менеджеров, которые
не максимизируют богатство
затраты на мониторинг (в случаях, когда инвесторам приходится разрабатывать и внедрять различные механизмы контроля); и
затраты на стимулирование (т.е. затраты на вознаграждение и поощрение менеджеров).
Основная задача системы корпоративного управления - уменьшение общих агентских затрат, что максимизирует стоимость общества для инвесторов.
Почти все фирмы-респонденты предоставляют акционерам свою финансовую отчетность (этого не делают лишь 3% компаний).
В большинстве компаний практика аудита оставляет желать лучшего, а в некоторых фирмах аудит проводится крайне небрежно. 3% фирм-респондентов не проводят внешнего аудита финансовой отчетности. Внутренний аудит отсутствует в 19% компаний, имеющих ревизионные комиссии. 5% участников исследования не имеют ревизионной комиссии, предусмотренной законом "Об акционерных обществах".
Существующий у многих фирм-респондентов
порядок утверждения внешнего аудитора
вызывает серьезную озабоченность
в отношении независимости
Комитеты совета директоров (далее – СД) по аудиту организуются очень редко. Ни одна компания из представленных в выборке не имеет комитета по аудиту, целиком состоящего из независимых директоров.
Начинают распространяться международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), и особенно это характерно для компаний, нуждающихся в привлечении финансовых ресурсов. Отчетность в соответствии с МСФО в настоящее время готовят 18% опрошенных фирм, а 43% респондентов намерены внедрить МСФО в ближайшем будущем.
По итогам опроса была проведена оценка компаний-респондентов в соответствии с 18 индикаторами, характеризующими практику корпоративного управления и распределенными по четырем указанным выше группам.
В целом показатели по всем четырем категориям могут быть значительно улучшены, причем особого внимания требуют следующие индикаторы:
- обучение членов СД;
- увеличение числа независимых директоров;
- формирование ключевых комитетов СД и утверждение независимого директора председателем комитета по аудиту;
- ведение бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
- улучшение раскрытия информации о сделках с заинтересованностью.
На основе 18 индикаторов был построен простой индекс корпоративного управления. Он позволяет провести быструю оценку общего состояния КУ в компаниях-респондентах и служит точкой отсчета для дальнейшего совершенствования КУ. Индекс строится следующим образом. Компания получает одно очко, если какой-либо из 18 индикаторов имеет положительное значение. Все индикаторы имеют одинаковое значение для определения ситуации в сфере корпоративного управления, т.е. им не присваиваются различные веса. Максимально число очков, таким образом, составляет 18.
Оказалось, что индексы КУ в компаниях - участниках исследования существенно различаются. Наилучшие АО получили 16 из 18 очков, наихудшие - только одно.
Не менее десяти положительных индикаторов имеют 11% компаний выборки, т.е. лишь у каждого десятого АО практика КУ может считаться в целом соответствующей надлежащим стандартам. Остальные 89% респондентов выполняют менее 10 из 18 индикаторов. Это свидетельствует о необходимости серьезной работы по совершенствованию практики КУ в подавляющем большинстве акционерных обществ, представленных в выборке.
Таким образом, российским компаниям предстоит большая работа по повышению уровня корпоративного управления. Те из них, которые сумеют добиться успехов в этой сфере, смогут повысить свою эффективность и инвестиционную привлекательность, снизить расходы на привлечение финансовых ресурсов, а в итоге получить серьезное конкурентное преимущество.
Очевидно, что ни одна из существующих моделей не может быть в точности принята нашей страной. Поэтому необходимо изучить накопленный мировой опыт и сформировать собственную, российскую модель корпоративного управления, учитывающую особенности менталитета населения России. Освоение мирового опыта показывает, что отечественная система управления корпорациями имеет много общего со всеми выделенными моделями.
В настоящее время большинство российских компаний финансируют свой бизнес в основном за счет прибыли и кредитов банка. При этом достаточным обеспечением для получения займов они не располагают
Сравнительная характеристика российской модели управления акционерным обществом и основных моделей корпоративного управления:
В России в 90-е годы происходил процесс принудительной приватизации, в результате чего предприятия из государственных преобразовывались в открытые акционерные общества. В результате таких процессов. В России сложилась собственная система корпоративного управления, в которой есть черты трех основных моделей. Но при этом российская модель имеет свои недостатки: низкий уровень прозрачности информации о деятельности компаний; отсутствие честных и прозрачных правил игры, одинаковых для всех субъектов хозяйственной деятельности; неотработанность механизмов перераспределения собственности в пользу эффективных собственников; значительная доля аффилированных лиц в структуре собственности.
Таблица 1
Сравнительная характеристика российской модели корпоративного
управления с зарубежными
Сходства между российской и англо-американской моделями управления |
Сходства между российской и немецкой моделями управления |
Сходства между российской и японской моделями управления |
Треугольник управления акционерным обществом Личные контакты директоров играют важную роль при выборе кандидатов в совет директоров. Многосторонний мониторинг (то есть аудиторская комиссия и ревизионная комиссия) Защита прав акционеров, не имеющих контрольного пакета акций (например, кумулятивное голосование) Инвестиционные фонды внутри страны являются основными внешними акционерами в обоих странах. |
Особое внимание уделяется долгосрочному контролю над предприятиями, а не краткосрочной прибыли. Банки играют двойную роль – в качестве кредиторов и акционеров. Структура владения акциями похожа: российские компании являются одними из крупнейших акционеров в российских АО; немецкие компании владеют большей частью акций в немецких АО. |
Треугольник управления акционерным обществом. Особое внимание уделяется долгосрочному контролю над предприятиями, а не краткосрочной прибыли. Банки играют двойную роль – в качестве кредиторов и акционеров. |
Различия между российской и англо-американской моделями управления |
Различия между российской и немецкой моделями управления |
Различия между российской и японской моделями управления |
В соответствии с законом генеральный директор в России не должен одновременно быть председателем совета директоров; в США и Великобритании такого требования нет. Роль государственного комитета по управлению имуществом в России и отсутствие государственного владения американскими АО. |
Российские АО используют треугольник управления, немецкие АО – двустороннее управление. Российские АО имеют право изменять размер совета директоров, размер наблюдательного совета в Германии установлен законом Инвестиционные фонды внутри страны являются основными акционерами в России, а в Германии – нет. |
Работники предприятия могут и не представлять большинства в совете директоров российского АО; в большинство японских советов входят только внутренние представители. Инвестиционные фонды внутри страны являются основными акционерами в России, а я в Японии – нет. |
Информация о работе Контрольная работа по "Корпоративному управлению"