Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

цель данной работы заключается в изучении управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
дать понятие управленческому решению;
изучить особенности и отличия управленческих решений;
определить классификацию управленческих решений;
рассмотреть основные этапы выработки управленческих решений.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Руководителям различных  предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных  действий для того, чтобы найти  правильное действие для данной организации  в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

Принятие управленческого  решения – это выбор того, как  и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Принятие решений является важной  частью  любой управленческой деятельности. Образно  говоря,  принятие решений можно назвать "центром",  вокруг  которого вращается жизнь организации.

Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что выбранная тема курсовой работы продолжает оставаться актуальной.

Цель данной работы заключается в изучении управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:

  1. дать понятие управленческому решению;
  2. изучить особенности и отличия управленческих решений;
  3. определить классификацию управленческих решений;
  4. рассмотреть основные этапы выработки управленческих решений.

Контрольна работа состоит из введения, двух глав и  заключения.

В Главе 1 раскрыто понятие управленческих решений, рассмотрены особенности и отличия управленческих решений от других видов решений, дана  классификация.

В Главе 2 рассматриваются основные этапы выработки управленческих решений.

 

 

 

 Глава Ι. Понятие и классификация управленческих решений

                 I.1. Понятие управленческих решений

 

Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого управленческого решения является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.

В самом общем виде управленческие технологии (УТ) – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации.1

Важнейшие требования к  управленческому решению:

  • реализуемость;
  • эффективность, иногда - оптимальность.

Основные признаки управленческого  решения:

  • наличие альтернатив;
  • существование цели (иногда формализованной в виде критерия);
  • волевой акт.2

Волевой акт при разработке и принятии управленческого решения может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.

Управленческие решения имеют ряд специфических особенностей, как правило:

  • их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
  • они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;
  • каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
  • ответственность за принимаемые решения очень высока.

В качестве основных проблем при разработке управленческих решений можно назвать следующие:

  • давление сроков;
  • быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
  • недостаток квалификации ЛПР, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;
  • нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;
  • ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;
  • необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между ЛПР;
  • засилье рутины и др.

 

 

 

 

 

 

 

I.2. Классификация управленческих решений

 

Построение классификаций  управленческих решений может быть полезно менеджеру для формирования своеобразных метарешений, т.е. решений относительно самих решений, относительно того, к какому классу их отнести и какие подходы применить.

Управленческие решения могут быть классифицированы, например, по следующим признакам:

  • по степени формализации;
  • по надежности исходной информации (на основе надежной информации, в условиях риска, на базе неполной и неточной информации);
  • по длительности последствий (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
  • по уровням планирования (стратегические, тактические и оперативные);
  • по частоте или повторяемости (одноразовые или повторяющиеся, рутинные);
  • по степени охвата (общие для всего предприятия и узкоспециализированные);
  • по виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно);
  • по числу лиц принимающих решение (единоличные, индивидуальные или групповые, коллективные);
  • по организационному распределению (централизованные и децентрализованные);
  • по господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные);
  • по учету изменения данных (жесткие и гибкие);
  • по степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга);
  • по сложности (простые и сложные) и т.д.3

Рассмотрим для иллюстрации не упомянутую выше классификацию решений в зависимости от степени их новизны, подразделяющиеся на запрограммированные и незапрограммированные управленческие решения (Саймон).

Программа - это детализированная последовательность действий, имеющая некоторую цель или задание и отвечающая на реакцию системы и внешней среды. Соответственно, запрограммированные решения - это предельно детализированная последовательность действий в строго определенных ситуациях. Достоинства такого подхода очевидны: снижается вероятность ошибки, уменьшается время на принятие решения, с исполнителя снимается ответственность.

Однако понятно, что  подобный точный алгоритм годится лишь для строго определенной ситуации. Следовательно, ее неверная идентификация  может привести к большим потерям. Кроме того, в некоторых ситуациях, с течением времени такая схема может стать неэффективной или даже ошибочной. Помимо всего прочего жесткая регламентация деятельности делает работу исполнителей неинтересной, лишает их инициативы и снижает внимание. Как правило, чем выше уровень управления, на котором принимается решения, и чем больше их важность, тем меньше доля запрограммированных решений.

Незапрограммированные решения используются в качественно  новых, нестандартных, сложных ситуациях, связанных с воздействием неизвестных факторов.

Таким образом, рассмотрены  две полярные ситуации: решения полностью  запрограммированные и незапрограммированные, их достоинства и недостатки. Реальные ситуации обычно расположены где-то посередине, и менеджер, ориентируясь на особенности своего объекта управления и исходя из имеющихся плюсов и минусов, должен сам определить, в какой мере разрабатываемое им решение относится к тому или иному классу и какие его составные части следует алгоритмизировать.

В таблице 1 приведено краткое описание особенностей ситуаций и методов использования тех или иных видов решений для традиционных и современных методов их формирования.

В зоне А под жесткой  оргструктурой имеется в виду необходимость соответствовать  строго заданным критериям, наличие фиксированной системы делегирования задач, прав и обязанностей, а также определенные информационные каналы. Основная идея применения методов разработки решений в этой зоне состоит в следующем. Каждая организация несет в себе некие позитивные, сложившиеся в течение ее развития стереотипы (традиции, обычаи, схемы управления и т.д.), отказ от которых проходит, как правило, достаточно болезненно.

 

 

Методы формирования решений                           Таблица 1

Виды решений

Методы формирования решений

 

Традиционные

Современные

Запрограммированные решения

1. Рутинные, стандартизованные  алгоритмы  
2. Закрепление сложившейся жесткой оргструктуры

[A

1. Исследование  операций, математические модели, компьютерные  имитации  
2.Использование баз данных

C]

Незапрограммированные решения

[B

1. Формирование  решений базируется на творчестве, интуиции и с учетом случайности  
2. Правило д-ра Фауста ("Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"), т.е. закрепление и тиражирование позитивного опыта  
3. Разработка и принятие решений осуществляются управленческой верхушкой

D]

Эвристические методы, основанные на  
- обучении людей принятию решений;  
- развитии соответствующего ма-тематического и программного обеспечения


 

В зоне В проанализированы особенности традиционных подходов к формированию незапрограммированных решений. Как правило, они разрабатываются и, главное, принимаются на верхнем уровне управления фирмы. Источником идей служит, с одной стороны, интуиция и творческое начало, а с другой, - жизненный опыт менеджеров. Последнее значительно облегчает задачу, однако, к сожалению, часто приводит и к серьезным проколам, например, в случае неверной идентификации ситуации или изменения правил игры.

К зоне С отнесены классические рациональные методы разработки и принятия управленческих решений, основанные на моделировании и использовании баз данных. Их объединяет то, что в их основе лежат точные, однозначно определенные алгоритмы.

К концу 70-х годов  стало ясно, что основной проблемой  практического использования математических моделей является не "проклятие размерности", т.е. слишком большой для вычислительных машин того поколения объем счета. Принципиальные ограничения применения возникли из-за того, что стандартные модели плохо описывали реальные ситуации, а разработка индивидуальных была слишком дорогой и сложной. Возникла идея "гибкого" моделирования, основанная на использовании определенного набора вариантов отдельных блоков, отбираемых и настраиваемых применительно к конкретной ситуации по определенным, заранее сформулированным правилам.

К перечню современных  незапрограммированных средств формирования управленческих решений можно отнести экспертные системы. Кроме того, изменился сам подход к образованию менеджеров, согласно которому вместо точных решений применительно к той или иной ситуации даются правила формирования этих решений. Это соответствует зоне D таблицы 1.

Необходимость введения различных классификаций  управленческих решений вызвана  тем, что выделяемые в их результате решения требуют принципиально разных методов, а иногда даже принципов анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ΙΙ. Основные этапы выработки управленческих решений

II.1. Этапы выработки управленческих решений

В управлении   организацией   принятие  решений осуществляется менеджерами  различных   уровней   и  носит более формализованный характер, чем это имеет  место быть в частной жизни.  Дело в том,  что здесь  решение касается  не  только  одной личности,  чаще  всего оно   относится   к   части   или   к   целой организации, и  поэтому  повышается ответственность  за принятие организационных решений.  В этой  связи  выделяют два    уровня   решений   в   организации:  индивидуальный и  организационный.  Если  в  первом  случае управленца  больше  интересует  сам процесс, его внутренняя  логика,  то  во  втором  -  интерес  сдвигается в сторону создания соответствующей среды  вокруг этого процесса.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"