Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:12, контрольная работа
Актуальность темы в том, что при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации – работники, а за ее пределами – потребители продукции. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.
Введение
1. Лидерство в менеджменте.
2. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости.
Задача
Тест
Заключение.
Список литературы.
Введение
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».
Актуальность
темы в том, что при переходе
к рынку происходит медленный
отход от иерархического
1. Лидерство в менеджменте.
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер—последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.
Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями. Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом. При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы / организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер — раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей. Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что, в свою очередь, приводит к соответствующему снижению эффективности.
Данный тип лидерских
отношений до сих пор существует
в бизнесе и является там наиболее
распространенным. Наибольшее соответствие
этого типа лидерства внешней
среде наблюдается в семейном,
торговом и фермерском бизнесе. В
целом лидерские отношения
Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать.
Выделяют четыре типа подходов к изучению лидерства в организации. Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и теория «Y» Дугласа Мак Грегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.
Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).
Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума — Шмидта, Фидлера, Херсея — Бланшарда).
Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера).
2. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости.
Норма управляемости – определенное количество подчиненных руководителю работников. Нома управляемости в различных источниках от 2-7 чел. до 7 – 10 чел. Структуры управления. Структура управления - это совокупность уровней управления и конкретных подразделений, связанных между собой конкретными управленческими отношениями. Решение о выборе конкретной структуры организации принимается руководством высшего уровня.
Можно сформулировать следующие принципы проектирования системы организационного управления:
1.Развитие демократических
основ. В соответствии с этим
принципом проектирование
2. Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.
3.Принцип управляемости
предполагает фиксирование
4.Принцип соответствия
субъекта и объекта управления.
Смысл: структура управления
5.Принцип адаптации,
6.Принцип специализации.
Проектирование структуры
7.Принцип централизации,
означает, что при проектировании
структуры управления
8.Принцип профессиональной
регламентации. Каждое звено
9.Принцип правовой
Задача
Укажите, какие из перечисленных принципов управления отвечают современному представлению о роли и возможностях человека в организации.
Содержание принципа |
Отвечает |
Не отвечает |
1. Работа с людьми, направленная на их удовлетворенность. |
+ |
|
2. Разделение труда. |
- | |
3. Стабильность персонала. |
- | |
4. Централизация управления. |
- | |
5. Честность и доверие к людям. |
+ |
|
6. Долевое участие каждого
работающего в общих |
+ |
Тест.
К признакам использования авторитарного стиля управления относят:
а) формальную дисциплину;
б) подробные инструкции на осуществление работ;
в) инициативность работников;
г) удовлетворение потребности работников в уважении.
Ответ: а, б
Авторитарный стиль - стиль деятельности руководителя (менеджера),в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллегиальных(коллективных) методов принятия решений. Характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Это стиль жестких приказов и распоряжений, не допускающих каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных.
Заключение.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник- подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении.
Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Список литературы.
1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.
2. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
3. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с
4. Менеджмент: учебно-практическое пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина и др. — М.: Вузовский учебник, 2010.
5. Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2009.
6. Овчинников О.В. Менеджмент: учебное пособие. — 5-е изд. — Архангельск: Б. и., 2009.