Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации – работники, а за ее пределами – потребители продукции. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.

Содержание работы

Введение
1. Лидерство в менеджменте.
2. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости.
Задача
Тест
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 29.44 Кб (Скачать файл)

Введение

    Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь». 

     Актуальность  темы в том, что при переходе  к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации – работники, а за ее пределами – потребители продукции.         Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.

 

1. Лидерство в менеджменте.

      Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер—последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями. Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом. При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы / организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер — раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей. Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что, в свою очередь, приводит к соответствующему снижению эффективности.

Данный тип лидерских  отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней  среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. В  целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы / организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей. Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше? Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского влияния  прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать.

    Выделяют четыре типа подходов к изучению лидерства в организации.         Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и теория «Y» Дугласа Мак Грегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.

Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).

Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума — Шмидта, Фидлера, Херсея — Бланшарда).

Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера).

 

2. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости.

 

     Норма управляемости – определенное количество подчиненных руководителю работников. Нома управляемости в различных источниках от 2-7 чел. до 7 – 10 чел. Структуры управления. Структура управления - это совокупность уровней управления и конкретных подразделений, связанных между собой конкретными управленческими отношениями. Решение о выборе конкретной структуры организации принимается руководством высшего уровня.

     Можно сформулировать  следующие принципы проектирования системы организационного управления:

1.Развитие демократических  основ. В соответствии с этим  принципом проектирование организационной  структуры управления необходимо  доводить до такой степени,  при которой обеспечиваются единоначалие  и персональная ответственность  за ведение дел. 

2. Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.

3.Принцип управляемости  предполагает фиксирование соотношения  руководителя и числа подчиненных  ему работников.

4.Принцип соответствия  субъекта и объекта управления. Смысл: структура управления должна  формироваться исходя из особенностей  объектов управления.

5.Принцип адаптации, выдвигает  к проектируемой структуре требования  гибкости, способности быстро реагировать  на изменение внутренних и  внешних экономических условий. 

6.Принцип специализации.  Проектирование структуры управления  необходимо вести, т.о., чтобы обеспечить  технологическое разделение труда.

7.Принцип централизации,  означает, что при проектировании  структуры управления необходимо  объединить управление работы  с повторяющимся характером операций.

8.Принцип профессиональной  регламентации. Каждое звено должно  работать на достижение конкретной  совокупности целей и нести  полную ответственность за качество  выполнения своих функций.

9.Принцип правовой регламентации.  В соответствии с этим принципом  проектировать структуру управления  необходимо так, чтобы обеспечивалось  соблюдение всех решений и  постановлений вышестоящих организаций  в части распределения обязанностей  и персональной ответственности  за выполнение определенных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

     Укажите, какие из перечисленных принципов управления отвечают современному представлению о роли и возможностях  человека в организации.

Содержание принципа

Отвечает

Не отвечает

1.  Работа с людьми, направленная на их удовлетворенность.

+

 

2.  Разделение труда.

 

-

3.  Стабильность персонала.

 

-

4.  Централизация управления.

 

-

5.  Честность и доверие  к людям.

+

 

6. Долевое участие каждого  работающего в общих результатах  работы организации.

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

  К признакам использования авторитарного стиля управления относят:

а) формальную дисциплину;

б) подробные инструкции на осуществление работ;

в) инициативность работников;

г) удовлетворение потребности  работников в уважении.

  Ответ: а, б

Авторитарный стиль - стиль деятельности руководителя (менеджера),в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллегиальных(коллективных) методов принятия решений. Характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Это стиль жестких приказов и распоряжений, не допускающих каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

      Проблемы лидерства являются ключевыми  для  достижения  организационной эффективности.  С  одной  стороны,  лидерство  рассматривается  как  наличие определенного набора  качеств,  приписываемых  тем,  кто  успешно  оказывает влияние или воздействует на  других,  с  другой,  лидерство  -  это  процесс преимущественно не силового воздействия  в  направлении  достижения  группой или организацией своих целей.

     Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем  «начальник- подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении.

     Продуктивный  менеджер  не  обязательно  является  эффективным  лидером,   и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

    Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.  Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.

2.   Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3.  Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с

4. Менеджмент: учебно-практическое пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина и др. — М.: Вузовский учебник, 2010.

5.  Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2009.

6. Овчинников О.В. Менеджмент: учебное пособие. — 5-е изд. — Архангельск: Б. и., 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"