Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:04, контрольная работа
Термин «менеджмент» не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет тоже - обязательно человек (а не компьютер или светофор). Управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники).
Менеджмент как вид профессиональной деятельности в системе управления . Эволюция управленческой мысли . «Школы управления» 3
Задача 15
Ответы на вопросы теста 17
Список использованной литературы 18
Вариант 1
Содержание:
1. Менеджмент как вид профессиональной
деятельности в системе управления.
«Менеджмент»
как термин связан с английскими словами
«to manage» (заведовать, управлять, руководить,
ранее – «умение объезжать лошадей»),
«manager» (заведующий, правитель).
Термин
«менеджмент» не является точным синонимом
русскому термину «управление». Управлять
можно не только заводом, но и автомобилем
или ракетой. Менеджмент - всегда
управление людьми. Причем управляет
тоже - обязательно человек (а не компьютер
или светофор). Управление выступает
в качестве осознанной целенаправленной
деятельности человека, с помощью которой
он упорядочивает и подчиняет своим интересам
элементы внешней среды (общества, живой
и неживой природы, техники).
В настоящее
время существует более 200 определений
менеджмента, наиболее современное, на
мой взгляд, приводится в английском
издании «Международного справочника
по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное
использование и координация таких ресурсов,
как капитал (производительный, финансовый
и человеческий) для достижения целей
с наибольшей эффективностью». Значимость
информационных ресурсов в менеджменте
невозможно переоценить, поэтому приведенное
выше определение можно расширить, добавив
в перечень ресурсов еще и информационный.
Исходя из всего вышесказанного
можно сформулировать следующее наиболее
полное определение:
Менеджмент – особый самостоятельный
вид профессиональной деятельности, который
направлен на достижение функционирующим
в рыночных условиях предприятием (фирмой)
определенных оптимальных результатов
хозяйственной деятельности на основе
рационального использования материальных
и трудовых ресурсов с применением разнообразных
принципов и методов социально-экономического
механизма менеджмента.
Менеджмент
– это комплекс взаимосвязанных действий:
- организация и управление (производством
и коллективом);
- постановка и корректировка задач;
- разработка этапов работы;
- принятие решений;
- налаживание коммуникаций
(методов и форм передачи информации);
- регулирование процессов;
- сбор и обработка информации;
- анализ информации;
- подведение итогов работы.
Менеджер
– это профессионал по организации и управлению
производством, сбытом и сервисом, обладающий
административно-хозяйственной самостоятельностью.
Менеджеры бывают разных уровней, и задачи
они решают неодинаковые.
Условно
менеджеров подразделяют на три основные
группы:
- высший уровень (top manager) – это
генеральные директоры, директоры, члены
правления предприятия;
- среднее звено (middle manager) – руководители
управлений, отделов, цехов;
- низшее звено (entry manager) – руководители
подотделов, секторов, бригад, групп.
Менеджеры высшего уровня определяют
основное направление деятельности предприятия,
ее цели и задачи. Большую часть рабочего
времени такой менеджер отдает формированию
стратегии развития бизнеса, осуществлению
контактов с федеральными, региональными
и местными органами власти, банками, поставщиками
сырья, материалов, комплектующих и т.д.
Оставшееся время уходит на реализацию
программ и планов работы, контроль за
работой подчиненных. Естественно, такому
менеджеру необходимо знать технологию
производства. Однако в большей степени
он должен обладать умением подбора и
расстановки кадров.
На среднее управленческое звено ложится
основная часть ответственности за практическую
реализацию решений, в том числе:
- за изменение организационных
структур,
- разработку системы производства
и сбыта продукции;
- организацию взаимодействия функциональных
подразделений компании;
- своевременное обеспечение высшего
руководства необходимой информацией;
- координирование и управление
работой руководителей низшего звена.
Выполнение таких задач требует способности
аналитически мыслить, проявлять гибкость,
способности быстро воспринимать и своевременно
реализовывать новые идеи, умение видеть
проблему и использовать новейшие методы
и технические средства ее решения.
Особенностью
работы менеджера низшего звена является
руководство деятельностью непосредственных
исполнителей работы (рабочих и служащих).
Это наиболее многочисленная часть управленческого
персонала.
Можно отметить основные функции
таких менеджеров:
- планирование деятельности подчиненных;
- организация производственного процесса;
- мотивация труда персонала;
- контроль над рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил ТБ;
- сбор, анализ и представление
вышестоящему руководству
Эволюция управленческой мысли
Управленческая деятельность в
процессе своего развития
История
возникновения управления насчитывает
несколько тысячелетий. Управление развивалось
под влиянием смены технологических укладов,
резких изменений в трудовой деятельности.
Развитие менеджмента – это эволюционный
процесс. В сообществах людей всегда присутствовало
управление. Главы семейств, вожди родов
и племен, советы старейшин играли и играют
большую роль во всех видах первобытных
человеческих обществ. При появлении государств
проблемы управления вышли на первый план.
Отметим, что сразу же с момента появления
письменности появились (и дошли до нас)
записи менеджеров о проблемах управления
– деловые документы, рассуждения и учебная
литература. Так, древнегреческий философ
Платон (в традиционной хронологии – родился
в 428 или 427 г. и умер в 348 или 347 г. до н.э.)
во многих своих сочинениях обсуждал вопросы
менеджмента.
Выделяют
пять управленческих революций, менявших
роль и значение менеджмента в жизни общества.
За начало отсчета в литературе принимают
зарождение письменности в древнем Шумере,
относимое к пятому тысячелетию до нашей
эры. Считается, что это революционное
достижение в жизни человечества привело
к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов,
связанных с торговыми операциями, ведших
деловую переписку и коммерческие расчеты.
Вторая управленческая революция связывается
с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи
(1792 - 1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов
управления государством для регулирования
общественных отношений между различными
социальными группами населения. Этими
законами вводился светский стиль управления,
усиливались контроль и ответственность
за выполнение работ. Поэтому вторую управленческую
революцию считают светско-административной.
Третья управленческая революция известна
как производственно-строительная, так
как она была направлена на соединение
государственных методов управления с
контролем за деятельностью в сфере производства
и строительства. Произошла она во времена
правления Навуходоносора II (605 - 562 гг.
до н.э.).
Зарождение капитализма и начало индустриального
прогресса европейской цивилизации - главные
факторы четвертой управленческой революции
(XVII-XVIII вв.). Ее результат - отделение менеджмента
от собственности (капитала) и зарождение
профессионального управления .
Пятая
управленческая революция (конец IX - начало
XX в.) известна под названием бюрократической:
ее теоретической платформой послужила
концепция «рациональной бюрократии».
Ее основные результаты: формирование
крупных иерархических структур, разделение
управленческого труда, введение норм
и стандартов, установление должностных
обязанностей и ответственности управленцев.
В результате сформировались
следующие подходы к управлению:
Новая система
взглядов на управление известна в литературе
как шестая - «тихая управленческая революция»,
и это не случайно, так как ее основные
положения могут применяться, не приводя
к немедленному разрушению сложившихся
структур, систем и методов управления,
а дополняя их, постепенно приспосабливая
к новым условиям. Так, все большее использование
получают системы управления на основе
предвидения изменений и гибких, экстренных
решений. Они характеризуются как предпринимательские,
так как учитывают вероятностный характер
будущего развития.
Организации
все чаще обращаются к методам стратегического
планирования и управления, рассматривая
внезапные и резкие изменения во внешней
среде, в технологиях, в конкуренции и
рынках как реальность современной экономической
жизни, требующей новых приемов управления.
Меняются и структуры управления, в которых
предпочтение отдается децентрализации.
Организационные механизмы больше приспосабливаются
к выявлению новых проблем и выработке
новых решений, чем к контролю уже принятых.
Маневр в распределении ресурсов ценится
выше, чем пунктуальность в их расходовании.
Несмотря на огромное значение революционных
преобразований, развитие управления
- это в основном эволюционный процесс.
Он характеризуется непрерывностью изменений,
происходящих в экономике, во всей системе
социально-экономических отношений .
Рассматривая
пути становления и этапы развития теории
и практики управления, многие исследователи
выделяют в этом эволюционном процессе
несколько наиболее важных исторических
периодов :
Первый период
- древний или исторический - был наиболее
длительным в развитии управления. Продолжался
он с 9 - 7 тысячелетия до н.э. примерно
до второй половины XVIII в. Нашей эры.
В это время произошел переход от присваивающего
хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к
принципиально новой форме получения
продуктов - их производству (производящей
экономике). Переход к производящей экономике
и стал точкой отсчета в зарождении управления,
вехой в накоплении людьми определенных
знаний в области управления.
Второй, или индустриальный,
период - это период промышленного
капитализма (1776 - 1890 гг.). Именно на этом
этапе возникновение и совершенствование
рыночной экономики вызвало к жизни потребность
в творческих управляющих, знающих, как
надо управлять организациями. Столкнувшись
с конкуренцией, изменчивой внешней средой,
управляющие развивали систему знаний
о том, как лучше координировать совместный
труд людей и рациональнее использовать
ограниченные ресурсы.
Третий период в развитии управления
называется периодом его систематизации
(1856 - 1960гг.). Наука об управлении, которая
начала оформляться в этот период, постоянно
развивается. Формируются ее новые направления,
школы, концепции, течения, изменяется
и совершенствуется научный аппарат. С
течением времени руководители изменяют
свои ориентиры: от изучения потребностей
конкретной организации переходят к изучению
способов управления, действующих в их
окружении. Одни из них решали управленческие
проблемы теми способами, которые, казалось,
срабатывали и в прошлые периоды. Другие
искали более систематизированные подходы
к управлению.
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.
Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.
Результаты этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации -это и положило начало развитию школы научного управления.
Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.