Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 17:22, контрольная работа
В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения финального уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа:
методы уклонения от риска;
методы локализации риска;
методы диссипации риска;
методы компенсации риска.
24. Методы управления рисками: характеристика и
эффективность…….......................................................................2-8 стр.
32. Специфика менеджмента в России. Возможности использования
зарубежного опыта…………………………………………….9-18 стр.
42. Трудовой коллектив: понятие, структура. Стадии развития
трудового коллектива……………………………………......19-26 стр.
Библиографический список……………………………….........27 стр.
Содержание:
24. Методы управления рисками: характеристика и
эффективность……...............
32. Специфика менеджмента в России. Возможности использования
зарубежного опыта…………………………………………….9-18 стр.
42. Трудовой коллектив:
понятие, структура. Стадии
трудового коллектива……………………………………......
Библиографический список……………………………….........27 стр.
24. Методы
управления рисками: характерис
В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения финального уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа:
Представляется полезным привести здесь сводную характеристику наиболее распространенных методов управления риском.
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать, наверняка, не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами – потребителями и поставщиками, стараются не расширять круг партнеров и т.п. Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики "уклонения от риска", отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения.
Другая возможность уклонения состоит в попытке перенести риск на какое-нибудь третье лицо. С этой целью прибегают к страхованию своих действий или поиску "гарантов", полностью перекладывая на них свой риск. Вместе с тем стоит отметить, что такие популярные механизмы уклонения от риска как страхование неприменимы во многих ситуациях, с которыми сталкиваются производственные предприятия. Это, прежде всего, характерно для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения актуарных расчетов, и потому не страхуют эти виды рисков. Поэтому выбор действий для снижения риска следует начинать с выяснения, является ли данный фактор риска предметом страхования или нет. При нестрахуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализации риска.
Метод "поиска гаранта" используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гаранта для них выполняют разные субъекты: первые "просятся под крыло" к крупным компаниям (например, банкам, страховым обществам, фондам), вторые – к органам государственного управления. Желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами, политической поддержкой, безотказной благотворительностью и т.п. – резервы фантазии неисчерпаемы. Но, как и в других случаях, важно сопоставить плату и приобретаемые выгоды. А это требует структуризации и конкретного анализа ситуации, разработки, оценки и сопоставления вариантов обретения надежности функционирования предприятия.
Методы локализации риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия.
В менее сложных случаях можно вместо самостоятельного юридического лица образовать в структуре предприятия специальное подразделение, например, с выделенным учетом по балансу.
Методы диссипации риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.
К этой же группе методов управления риском относятся различные варианты диверсификации:
1)диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия разных регионов и т.п. – достаточно хорошо изученный в теории маркетинга способ снижения риска, обретения экономической устойчивости и самостоятельности;
2)диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других; распределение поставок между многими потребителями, при этом желательно стремиться к равномерному распределению долей каждого контрагента в общем объеме выпуска, чтобы отказ нескольких из них не сорвал производственно-сбытовую программу в целом;
3)диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его "окружения", от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих; при нарушении контрагентом графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным, причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства и т.п.) предприятие сможет безболезненно переключиться на работу с другим поставщиком того же или аналогичного субпродукта.
Естественно, такие методы смягчения последствий риска усложняют работу отделов материально-технического снабжения и сбыта и скорее всего вызовут их явное или скрытое сопротивление. Именно поэтому руководство предприятия, используя методы диссипации риска в целях поддержания своей экономической устойчивости, должно систематически контролировать такие показатели, как количество партнеров и их доля в общем объеме закупок и поставок данного предприятия, стимулируя постоянное расширение круга партнеров и равномерность распределения объемов материальных потоков между ними и предприятием.
Еще одно направление борьбы с различными угрожающими ситуациями, связанное с созданием механизмов предупреждения опасности, представлено группой методов компенсации риска. По виду воздействия их относят к упреждающим методам управления (в теории автоматического управления этому соответствует термин "управление по возмущению"). К сожалению, эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.
К наиболее эффективным
методам этого типа относится
использование в деятельности предприятия
стратегического планирования. Как
средство компенсации риска
Разновидностью этого
метода можно считать метод "прогнозирование
внешней экономической
Разумеется, эти прогнозы
немыслимы без отслеживания текущей
информации о соответствующих процессах.
Поэтому назовем еще один важный
и эффективный метод – "мониторинг
социально-экономической и
Метод "создание системы резервов" очень близок к страхованию, но сосредоточенному внутри самого предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи.
Предприятие, решившее реализовать в качестве средства борьбы с риском метод "активный целенаправленный маркетинг", начинает интенсивно формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.
Методы управления экономическими рисками в зависимости от видов предпринимательства.
Риски можно разделить на три группы (области).
Первая область. Эта область с небольшими рисками. Сюда входят предприятия торговли, предприятия, оказывающие услуги.
Во второй области находятся банковское дело, страховое дело, различные фонды. В этой области риски значительно выше.
В третьей области находятся инвесторы и новаторы. Здесь риски очень большие.
Что касается первой группы, то здесь самые распространенные – это методы уклонения от риска. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, ничем не рискуя.
Что касается второй группы, то здесь риски значительно выше. Поэтому правительство и дума приняло специальные документы, поддерживающие предпринимателей и снижающие риски.
Еще одно направление – это методы компенсации риска. По виду воздействия их относят к упреждающим методам управления. К сожалению, эти методы трудоемки, требуют обширной аналитической подготовки, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К наиболее эффективным методам этого типа относится использование в деятельности предприятия стратегического планирования.
Отметим, что существование
риска как неотъемлемого
В общем случае экономические механизмы управления рисками кризисных ситуаций представляют собой правовые, методические, организационные, технологические методы, приемы и порядки применения экономических средств для регулирования уровня безопасности, а также воздействия на экономические процессы, связанные с предупреждением и ликвидацией кризисных ситуаций. В качестве реально применяемых экономических механизмов управления рисками могут быть названы многие из широко используемых в различных сферах жизнедеятельности общепринятых экономических механизмов. В их состав могут быть включены: организационно-экономические механизмы соответствующей государственной политики; финансирование; инвестирование; кредитование; резервирование финансовых и материальных средств; страхование и перестрахование; возмещение ущерба; экономическое стимулирование, экономическая ответственность и многие другие. Таким образом, для эффективного управления экономическими рисками необходимо проводить исследования причин возникновения рисков, анализ рисков и на основе полученных результатов выработать оптимальную и эффективную программу борьбы с кризисными явлениями
В современной литературе
принято описывать несколько
концепций российского
1.Концепция копирования западной теории менеджмента не учитывает специфику российского менталитета - нужно взять модель западного менеджмента в готовом виде и внедрять ее в управление. Необходимо лишь перевести западные монографии и учебники на русский язык. Затем, не изменяя ничего, применять это все на практике. Очень высока вероятность реализации этой концепции в силу своей привычки бездумного копирования западного опыта и простоты. Но в этом существует большая опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории «монетаризма», концепций «шоковой терапии», ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.