Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:01, контрольная работа
Основные особенности лидера. Теория Лидерских качеств.
Сущность конфликтов и их виды. Причины возникновения конфликта в организации. Управление конфликтом.
1. Лидерство и стили руководства.
2. Конфликты в организации.
1. Виды конфликтов.
2. Сущность конфликта.
3. Причины возникновения конфликтов в организации.
4. Управление конфликтом.
3. Мотивация.
Список использованной литературы.
Существуют различные
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений н именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Существует четыре основных типа конфликтов:
внутриличностный, межличностный, между
личностью и группой, межгрупповой.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобляемся буриданову ослу.
Внутриличностные конфликты, связанные
с работой в организации, могут
принимать различные формы. Одна из наиболее
распространенных это ролевой конфликт,
когда различные роли человека предъявляют
к нему противоречивые требования. Внутренние
конфликты могут возникать на производстве
вследствие перегруженности работой или,
напротив, отсутствия работы при необходимости
находиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт. Это один из
самых распространенных типов конфликта.
В организациях он проявляется по-разному.
Многие руководители считают, что единственной
его причиной является несходство характеров.
Действительно, встречаются люди, которым
из-за различий в характерах, взглядах,
манере поведения очень непросто ладить
друг с другом. Однако, более глубокий
анализ показывает, что в основе таких
конфликтов, как правило, лежат объективные
причины. Конфликты возникают между руководителем
и подчиненным, например когда подчиненный
убежден, что руководитель предъявляет
к нему непомерные требования, а руководитель
считает, что подчиненный не желает работать
в полную силу."
По субъектному признаку во внутренней
жизни каждой организации можно
выделить следующие типы межличностных
конфликтов:
а) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между руководителем первой руки и менеджерами нижестоящих уровней;
б) конфликты между рядовыми сотрудниками;
в) конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга.
Конфликт между личностью и группой. Известно, что неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе связана с методами управления ею. Ибо управление - ни что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяет суть организации. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями организации, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями продукции, производителями и поставщиками исходных материалов во имя более общих интересов организации, которые он рассматривает в качестве целей своей управленческой деятельности.
3. Причины возникновения конфликта в организации.
Итак, в общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны - объективную и субъективную. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности - такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т.е. объективно являются той возможной почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и наших призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Так, например, в одной организации мы столкнулись с недостаточной определенностью прав сотрудников отделов технического контроля ряда цехов. Это приводило к хронической напряженности в отношениях между рабочими цехов и работниками ОТК, на которых оказывалось систематическое давление. Примечательно, что неотрегулированность их взаимоотношений тянулась годами, столь же затяжными были и конфликты. Объективность этой конфликтной ситуации лишний раз подтверждалась тем, что работники отдела технического контроля, как и рабочие в цехах, за эти годы менялись, а конфликт оставался. Независимо от конкретных особенностей людей, в него втянутых, суть конфликта целиком определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники. Следует сказать, что ситуаций, где отчетливо проступает объективное происхождение конфликтов, в реальной производственной практике возникает не так уж мало. Недостаточно гласно осуществляется распределение отпусков, нарушается график их распределения - и возникают конфликты. Не продуман перевод коллектива на бригадные формы работы, нарушены их принципы - легко возникают конфликты и осложнения с руководством, да и в отношениях работников между собой.
Устранение конфликтов, вызванных
такими причинами, может быть достигнуто
только изменением объективной ситуации. В этих случаях конфликты выполняют
своего рода сигнальную функцию, указывая
на неблагополучие в жизнедеятельности
коллектива.
Проблема конфликта в
Один из наиболее важных аспектов в
деятельности любой организации
заключается в соотношении
В результате, чем больше совпадают формальная и неформальная
структуры, тем благоприятнее обстановка
для эффективности организации. И наоборот
несовпадение или открытый конфликт между
структурами блокирует деятельность организации.
Задача лидера - хорошо знать и чувствовать
этот источник внутреннего напряжения
и вести дело таким образом, чтобы по возможности
сблизить формальную и неформальную структуры
организации.
Можно выделить несколько основных
причин конфликтов в организациях.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно чинить оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники.
Различия в целях. Вероятность
этих конфликтов в организациях возрастает
по мере увеличения организации, когда
она разбивается на специализированные
подразделения. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве более
разнообразной продукции, исходя из спроса
(потребностей рынка); при этом производственные
подразделения заинтересованы в увеличении
объема выпуска продукции при минимальных
затратах, что обеспечивается изготовлением
простой однородной продукции. Отдельные
работники тоже, как известно, преследуют
собственные цели, не совпадающие с целями
других.
Различия в способах достижения
целей. У руководителей и
Неудовлетворительная
Различия в психологических
Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд".
Существование перечисленных источников,
или причин, конфликтов увеличивает
вероятность их возникновения, однако
даже при большой возможности конфликта
стороны могут не захотеть вступить в
конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные
выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив
же в конфликт, как правило, каждая сторона
делает все, чтобы была принята ее точка
зрения, достигнута ее цель, и мешает другой
стороне делать то же самое. Здесь необходимо
управление взаимодействием в конфликте.
В зависимости от того, насколько эффективным
оно будет, последствия конфликта станут
функциональными или дисфункциональными.
Это, в свою очередь, повлияет на вероятность
возникновения последующих конфликтов.
4. Управление конфликтом.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Различают структурные (организационные)
и межличностные способы
В работах по управлению, особенно ранних,
подчеркивалась важность гармоничного
функционирования организации. Представители
административного направления считали,
что если найти хорошую формулу управления,
то организация будет действовать, как
отлаженный механизм. В рамках этого направления
разрабатывались структурные методы "управления"
конфликтами.
1. Четкая формулировка
2. Использование координирующих
механизмов. Строгое соблюдение
принципа единоначалия облегчае
3. Установление общих целей, форм