Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 23:18, контрольная работа
1. Дайте обобщенное определение понятия «менеджмент» и «управление».
2. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению понятия «менеджмент»?
3. На чем основывается утверждение, что менеджмент – это наука и искусство управления?
4. Какие функции выполняет руководитель организации?
5. Имеются ли различия в требованиях к руководителям разного уровня?
1. Дайте обобщенное определение
понятия «менеджмент» и «
2. Чем вызвано множество разнообразных
подходов к определению понятия «менеджмент»?
3. На чем основывается утверждение, что
менеджмент – это наука и искусство управления?
4. Какие функции выполняет руководитель
организации?
5. Имеются ли различия в требованиях к
руководителям разного уровня?
1. Термин «менеджмент»
пришел вместе с кардинальными изменениями
в экономике и жизни общества, отразив
необходимость создания принципиально
новой системы управления , адекватной
рыночным отношениям. Таким образом, управление
в условиях рынка получило название менеджмента.
Слово «менеджмент»
(англ. - management) означает управление, т.е.
вид деятельности по руководству людьми
в самых разнообразных организациях. Несмотря
на то, что эти термины обычно принимаются
как синонимы, существуют определенные
различия в содержании понятий «менеджмент»
и «управление».
Управление является
более широким, обобщающим понятием по
отношению к понятию менеджмент. Управление как целенаправленная
деятельность человека включает в
себя упорядочение, регулирование взаимодействия
и создание условий для функционирования
и развития различных объектов и процессов
в природе, обществе и технике. Например,
если речь идет о государственных органах
любого уровня, то более правильно использовать
термин «государственное управление».
Управление:
• в социальных системах возникает как
обособленная функция некоторых членов
организации;
• особый, специфический вид профессиональной
деятельности;
• всегда имеет дело с людьми;
• с одной стороны – искусство управления,
с другой – регулярный технологический
процесс;
• характерно для любой организации, организация
невозможна без управления.
Менеджмент, в свою
очередь, предполагает управление именно
рыночной организацией, организацией,
которая нацелена на получение прибыли.
Поэтому отличительными особенностями
менеджмента являются:
• ориентация фирмы на удовлетворение
потребностей рынка;
• ориентация на постоянное повышение
эффективности производства;
• децентрализация принятия управленческих
решений и делегирование полномочий;
• разработка стратегических целей и
программ и их постоянная корректировка
в зависимости от состояния рынка.
2. До сих пор не
существует единой точки зрения на определение
понятия менеджмента. В настоящее время
наиболее распространенной позицией является
взгляд на менеджмент как на процесс планирования,
организации, координации, мотивации и
контроля, необходимый для достижения
целей организации. Эта точка зрения отражает
подход к определению понятия менеджмент
как к процессу. Кроме этого подхода, в
определениях часто подчеркивается, что
менеджмент — особый вид деятельности
человека, т.е. функция по управлению самостоятельным
видом деятельности, которая реализуется
через выполнение управленческих действий
- функций управления. Наряду с этими подходами,
наиболее часто используются подходы
к определению менеджмента как искусства
управления; как научной дисциплины, т.е.
совокупности научных знаний и практического
опыта; как аппарата управления и группы
людей, управляющих организацией.
Понятие «менеджмент»
включает в себя следующее содержание,
это:
• управление рыночной организацией;
• самостоятельный вид деятельности,
функция, процесс;
• совокупность научных знаний и практического
опыта;
• искусство управления;
• группа высших руководителей организации.
3. К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.
К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления.
В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.
Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы».
Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».
Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».
Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.
Также он указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.
Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.
Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.
4. Функция - это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.
Суть обязанностей руководителя состоит в организации работы подчиненных. Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и занимаемой должности, требования к творчеству увеличиваются.
Прежние руководители, как на Западе, так и в нашей стране, были в основном хозяйственниками — «толкачами», снабженцами, «пожарниками», координаторами технологических процессов и т.п. , не имевшими при этом права на риск. Современные их коллеги являются носителями нового типа хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения.
Интеграция руководителя с организацией обычно выше, чем у рядовых сотрудников, ибо он принадлежит не только своему уровню иерархии, но и высшей ступени и отвечает за результаты работы в целом. В то же время, концепция ответственности руководителя «за все» не верна в принципе. Он должен отвечать лишь за свои действия, ибо в противном случае становится бюрократом.
Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется.
В тот период, когда работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их место, и в то же время пребывали в постоянной готовности взбунтоваться из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения.
С ростом образования и культурного уровня работников, осознания ими себя как личностей, роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у руководителя появилась новая роль отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный морально- психологический климат, разрешающего межличностные конфликты поддерживающего своих подчиненных на работе, а порой и в повседневной жизни.
Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии был единолично управлять всем. Поэтому его роль вновь меняется — он становится организатором самостоятельной работы исполнителей, объединенных в команды. Диктаторские замашки и патернализм в данной ситуации практически исключены, ибо первому среди равных ими пользоваться недопустимо, и их место занимает деловое сотрудничество и консультирование.
Функции руководителя
Функции руководителя — это те составляющие и направляющие, которые обеспечивают целостную жизнь подчиненного именно как работника, именно как управляемого сотрудника.
Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих решений; организацию; регулирование и корригирование; учет и контроль; сбор и преобразование информации.
Современные исследования берут за основу
классификации функций уже не отдельные
циклы управления производством, а всю
структуру деятельности руководителя
в коллективе. При этом функции руководителя
рассматриваются не только в рамках его
административной роли, но также учитываются
его социальные, социально-психологические
и воспитательные обязанности. К перечисленным
функциям можно добавить организаторскую
деятельность, которая заключается в интеграции
личностей в коллектив и коммуникации,
состоящей в установлении горизонтальных
связей внутри коллектива и внешних вертикальных
связей с вышестоящими организационными
структурами. Еще выделяют педагогическую
функцию руководителя (воспитание и обучение),
а также экспериментально-
Основные функции руководителя
1. Административно-
Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:
§ распределять обязанности между сотрудниками;
§ контролировать процесс выполнения заданий;
§ оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.
2. Стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения
Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи. В структуру стратегических функций включается способность к прогнозированию, предвидению конечного результата, к оперативной переработке больших объемов информации, поступающей от подчиненных и вышестоящих инстанций, результатов деятельности коллектива. Руководитель должен также накапливать в своей памяти большой объем профессиональной информации.
К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:
§ На каком этапе выполнения работы мы находимся в настоящее время (оценка реальных возможностей группы с учетом внешних и внутренних факторов)?
§ Куда хотим двигаться, какие тактические задачи решать?
§ Какими средствами собираемся это сделать?
3. Экспертно-консультативные
В процессе групповой деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя. Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.
4. Коммуникативные
Руководитель является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами. Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.
5. Воспитательные
Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель коллектива, если он хочет быть его воспитателем, должен стремиться стать «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».