Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:57, контрольная работа
1. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
2. Делегирование задач и полномочий, понятие ответственности
3. Источники власти в организациях
Содержание
Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.
Первым внимание на людей
обратил Р. Оуэн. Он утверждал, что
предприятие много времени
Основоположником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.
Из других ученых этого направления можно выделить М. П. Фолетт, которая внесла огромный вклад в теорию лидерства.
Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.
К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:
Задача менеджмента на
этом этапе состояла в том, чтобы
в дополнение к формальным отношениям
(приказ-подчинение) между членами
групп (коллектива) развивались плодотворные
неформальные контакты. Неформальные
отношения в процессе совместного
труда были признаны весомой организационной
силой, способствующей/препятствующей
реализации корпоративных целей. Поэтому
неформальными отношениями
В дальнейшем (40-60-е гг. XX вв.)
идеи школы человеческих отношений
легли в основу школы поведенческих
наук, представителями которой стали
А. Маслоу, МакГрегор, Герцберг и др.
Совершенствование методов
Главные задачи менеджмента
основоположники этой школы видят
в организации управления персоналом,
используя факторы
Делегирование - это фактор экономии для лидера, а не способ его замены. Менегетти А.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Цели делегирования:
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении "добиться выполнения работы другими". Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Процесс делегирования полномочий происходит в 3 этап:
1 этап - поручение работникам
индивидуальных конкретных
2 этап - предоставление
3 этап - формулирование обязательств
подчиненных выполнить
Плюсы делегирования полномочий:
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность - это обязательство
работника выполнять
Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.
Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Делегирование реализуется
только в случае принятия полномочия,
и собственно ответственность не
может быть делегирована. Руководитель
не может размывать
Полномочие - это организационно
закрепленное ограниченное право использовать
ресурсы организации и
Полномочия не следует смешивать с властью.
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.
От масштаба полномочий зависит
степень централизации и
Власть в организации
является главным средством управления
и понимается как способность
и возможность оказывать
Источники власти в организации имеют определенные различия, обусловленные организационно-правовым статусом организации.
В государственных организациях власть опирается на право руководить организацией, проистекающее из официального акта назначения на должность руководителя (директора, президента и т.п.). В частных коммерческих организациях источником власти является единоличное или совместное право собственности или владения имуществом (активами) организации, а также назначение на должность управляющего и другие нижестоящие должность. Вместе с тем любая власть в организации, независимо от ее места на рынке и влияния, имеет определенные границы, установленные Конституцией и законодательством, гарантирующими целый ряд гражданских и социальных прав работникам как гражданам данной страны.
Другим источником власти
в организации выступает
Важнейшей составляющей власти являются средства, используемые для установления и поддержание власти. Эти средства по своей природе могут быть административными, экономическими и социально-психологическими. Их применение должно быть сбалансированным, учитывать всю совокупность условий принятия управленческих решений. В современной литературе по организационному поведению выделяют пять основных типов власти).
Типы источников власти и их характеристика:
Использование данного источника зависит от наличия у субъекта власти соответствующих ресурсов (материальных и моральных) и способности объекта управления оценить (правильно истолковать) поощрительные действия руководителя (субъекта управления). Определенная часть людей склонна рассматривать такие действия руководителя как слабость.
Использование данного типа власти опирается на страх как главный стимул лояльного трудового поведения. Наказание или угроза наказания за ненадлежащие выполнении трудовых обязанностей. Руководители, предпочитающие использование данного ресурса, исходят, как правило, из того, что работники в основной своей массе недобросовестны и ленивы, поэтому их можно только заставить работать.
Власть, основанная на доверии персонала своему руководителю уже в силу того, что он занимает данную должность. Раз так, то он имеет право и на наказание и на поощрение. Источником легитимной власти могут быть также ценности определенной субкультуры.
Основана на стремлении некоторых
людей идентифицировать себя с людьми,
которые для них
Это, как правило, власть
специалистов. Основана на глубоких профессиональных
знаниях и опыте. Экспертная власть
приобретает особое значение в организациях,
деятельность которых отличается
особой сложностью, требует постоянной
работы сотрудников над собой, связана
с принятием нестандартных