Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:22, контрольная работа
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.
1. Сущность эффективности и экономичности управления……………………2
2. Различия между экономичностью и эффективностью……………………....6
Список использованных источников………………………………………….…7
Задание № 1.
Какова сущность принципов менеджмента: экономичности и эффективности управления? В чем состоит различие между данными принципами?
Содержание
1. Сущность эффективности
и экономичности управления…………
2. Различия между экономичностью и эффективностью……………………....6
Список использованных источников………………………………………….…7
1. Сущность эффективности и экономичности управления
Понятие эффективности управления
во многом совпадает с понятием эффективности
производственной деятельности организации.
Однако управление производством имеет
свои специфические экономические
характеристики. В качестве главного
критерия результативности управления
выступает уровень
- управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
- затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
- характера управленческого труда;
- эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.
Эффективность - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления [1, c. 204]. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Таким образом, эффективность
управления - один из основных показателей
совершенствования управления, определяемый
сопоставлением результатов управления
и ресурсов, затраченных на их достижение.
Оценить эффективность
1) результат управления
не всегда заключается в
2) такая оценка приводит
к непосредственному и
3) результат управления
может быть не только
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Принципиальное значение
для оценки эффективности системы
управления имеет выбор базы для
сравнения или определения
Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причём обеспечивает его достижения на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. В первом случае речь идёт о внешней эффективности, во втором - о внутренней.
Внешняя эффективность иначе называется выгодностью, а внутренняя - экономичностью, показывающей цену, которую пришлось заплатить за полученный результат (для этого он соотносится с величиной затрат). Чем результат в большей степени превышает затраты, тем экономичнее деятельность [3, c. 84].
Однако часто главным бывает не то, во сколько раз результат больше затрат, а является ли он более ценным.
Эффективность управления бывает тактической и стратегической, причём они противоречат друг другу. Например, ориентация руководства фирмы на получение сиюминутных выгод не оставляет ресурсов для развития её в будущем.
Об эффективности управления можно также говорить, как о потенциальной или реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная же определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами. Поскольку в управлении применяются разные методы, правомерно оценивать также и их эффективность.
Эффективность управления можно определить в общем виде или в относительных величинах, например как соотношение цели и полученного результата (степень реализации цели), полученного результата и ресурсов, использовавшихся для его получения, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения, или в абсолютных величинах, скажем, в массе прибыли.
На практике эффективность управления можно измерить как общими показателями, характеризующими работу фирмы (производительность труда, прибыльность, рост объемов производства и проч.), так и специфическими (экономия затрат за счет упорядочения потоков информации, снижения доли менеджеров в составе персонала, уменьшения числа уровней управления и т.п.).
Эффективное управление соответствует цели и стратегии организации.
Эффективная управленческая деятельность должна быть своевременной, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, исключения неоправданных перерывов и потерь времени. Важность учета этих обстоятельств в условиях постоянного усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить [5, c. 79].
Важнейшими условиями
эффективности управления сегодня
являются использование новейших информационных
и управленческих технологий, максимальная
автоматизация и
Эффективное управление требует
также формирования надежных коммуникаций,
позволяющих своевременно обеспечивать
всех участников управленческого процесса
необходимой информацией, поддерживать
надлежащий уровень обмена ею, благоприятный
морально-психологический
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.
2. Различия между
экономичностью и
Нужно отметить, что между экономичностью и выгодностью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичное управление может быть малорезультативным с точки зрения достижения самой цели, уводить от неё в сторону, а результативное - неэкономичным, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой.
Поэтому на практике между двумя этими подходами всегда должен достигаться определённый компромисс, учитывающий требования конкретной ситуации.
Изменение в более благоприятную
сторону соотношения между
Сама экономизация управления достигается несколькими способами:
1) снижение затрат при тех же результатах;
2) увеличение результата при меньшем росте затрат;
3) увеличение результата при сокращении затрат (самый благоприятный вариант);
4) уменьшение результата при ещё большем уменьшении затрат.
Таким образом, экономизация управления далеко не всегда связана с увеличением выгодности, поскольку абсолютный результат может даже сокращаться. Поэтому критерий выгодности принимается во внимание только при оценке достижения конкретной управленческой цели вне связи с другими задачами.
Список использованных источников
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер с англ. - М.: Экономика, 2009.
2. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, под ред. М.М. Масимцова, А.В. Игнтьевой. - Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
3. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 2009.
4. Эффективность управленческого
труда: политико-экономическое
5. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. Т. 1-5. - М., 2009.
Задание № 2.
Ознакомьтесь
с содержанием приведенного ниже
интервью. Поясните, какие принципы
менеджмента реализуются в
«В нашей компании все ключевые должности занимают профессионалы — это один из основных принципов работы».
«Поддержка вспомогательных подразделений обеспечивает бесперебойную работу компании как единого организма».
«В РУСАУДИТе принят дружественный стиль общения и ровная манера поведения. У нас не повышают голос друг на друга, тем более во взаимоотношениях начальника и подчиненного. Любой сотрудник имеет право на свое мнение, к которому всегда прислушиваются и, при необходимости, используют на практике».
«Основной принцип кадровой политики в РУСАУДИТе — выстраивание отношений с персоналом на долгосрочной основе, направление усилий и средств на развитие личности каждого сотрудника, его закрепление в коллективе».
«Наиболее важно обеспечить условия для того, чтобы люди были удовлетворены своим трудом».
«Другие принципы — создание системы оплаты труда, адекватно учитывающей затраты и результаты труда персонала; возможность стать участником опционной программы для ключевых сотрудников фирмы; развитие внутрифирменных коммуникаций, овладение информацией в рамках фирмы».
«При подборе персонала мы оцениваем не только профессиональный уровень кандидатов, но и пытаемся понять особенности характера соискателей, поскольку от того, как новый сотрудник впишется в коллектив, во многом зависит результат его работы. Создание благоприятного климата в коллективе, умение работать в команде оказывают влияние на результаты деятельности компании в целом. Создание благоприятных условий труда является важнейшим элементом нашей корпоративной культуры».
«Одним из принципов также является обеспечение работников гарантиями и льготами, предусмотренными законодательством РФ, а также другими преимуществами».
Вышеперечисленные основные правила из интервью, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития, влияют на обеспечение высокой эффективности управления компании.
Задание № 3.
Проанализируйте представленную в задании организационную структуру, определите к кому типу она относится? Прокомментируйте свой ответ.
Данная организационная структура является дивизионной.
Преимущества дивизионной структуры:
- она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
- при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;
- более тесная связь производства с потребителями.
Недостатки дивизионной структуры:
- большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;