Контрольная работа по "Транснациональному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Интеграционные процессы – одна из основных тенденций системы массового обслуживания. В их основе лежит с одной стороны процесс усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и национальных рынков, рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие международного разделения труда, а с другой стороны – сознательное совместное регулирование государствами их взаимных связей, создание наднациональных структур по управлению интеграционными процессами. В Западной Европе интеграционные процессы начались после Второй мировой войны. В настоящее время интеграционные группировки развиваются во всех регионах мира.

Содержание работы

1 задание. Характеристика основных интеграционных группировок в Европе 3
2 задание. Характеристика системы менеджмента глобальной компании 7
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

самостоятельная.docx

— 28.31 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1 задание. Характеристика основных  интеграционных группировок в Европе   3

2 задание. Характеристика системы  менеджмента глобальной компании            7

Список литературы                                                                                                    10

 

 

1 задание. Характеристика основных  интеграционных группировок в  Европе.

 

Интеграционные процессы – одна из основных тенденций системы массового обслуживания. В их основе лежит с одной стороны процесс усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и национальных рынков, рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие международного разделения труда, а с другой стороны – сознательное совместное регулирование государствами их взаимных связей, создание наднациональных структур по управлению интеграционными процессами. В Западной Европе интеграционные процессы начались после Второй мировой войны. В настоящее время интеграционные группировки развиваются во всех регионах мира.

Можно выделить следующие основные предпосылки  создания международных интеграционных объединений.

1. Концентрация  и переплетение капиталов различной  национальной принадлежности, создание  транснациональных и многонациональных  фирм. Эта предпосылка действует  на микроуровне экономического  развития.

2. Согласованная  межгосударственная политика, направленная  на формирование единого рыночного  пространства на базе нескольких  стран. Это подразумевает создание  единого экономического, правового,  информационного, политического  механизмов для интегрирующихся  стран. Формирование этого направления  осуществляется на макроуровне.

В качестве примеров интеграционных объединений Европы можно назвать следующие.

  1. Европейский Союз (ЕС). В настоящее время в ЕС входит 27 государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Ирландия, Дания, Швеция, Финляндия, Австрия и др.
  2. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

 

Европейский Союз (ЕС)

Главной сферой интеграционного развития в  ЕС была и остается экономика.

ЕС имеет  исключительно развитую институциональную  систему:

Европарламент, Еврокомиссия, Европейский совет, Центральный  банк ЕС, Счетная палата ЕС, Суд ЕС.

Примечательные  особенности:

  1. постепенная эволюция в сторону принятия решений не на основе единогласия, а квалифицированным большинством (что приводит к ослаблению влияния малых стран ЕС);
  2. постепенное усиление органов с наднациональными признаками. Например, в Еврокомиссии (по сути правительство ЕС) еврокомиссары выступают в личном качестве, т.е. представляют интересы не страны своего происхождения, а всего союза в целом.

Интеграция  государств в экономической сфере идет довольно успешно, но интеграция в сфере единой внешней политики наталкивается на множество сложностей. Государства не стремятся делегировать свои полномочия наднациональным структурам, они очень осторожны в том, что касается отказа от своих возможностей в этой области. Из-за несовпадения внешнеполитических ориентиров и приоритетов стран ЕС единая внешняя политика нередко оказывается невозможной даже на основе согласования позиций (например, ЕС оказался расколот по вопросу о поддержке военной операции США в Ираке).

В процессе западноевропейской экономической  интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его  участников. Обладая прямым действием  на территории стран — членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не только не подчиняется национальным властям, но и обладает преимущественной силой в случаях коллизии с  национальным правом.

На нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:

• вводить  импортные квоты по товарам из третьих стран;

• заключать  договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и, прежде всего с теми странами, где очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной  промышленности (например, Япония, Южная  Корея);

• сохранять  особые торговые отношения с бывшими  колониями.

ЕС, превратившись  в важнейший структурный элемент  политической и экономической интеграции субконтинента, вступает в период серьезной внутренней трансформации.

Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в  Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г.

Основными целями ЕАСТ являются:

  • содействие постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;
  • предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;
  • ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли;
  • содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

ЕАСТ имеет  следующую структуру:

  • Совет ЕАСТ;
  • комитеты;
  • секретариат.

Совет, состоящий  из представителей государств-членов, управляет Ассоциацией свободной  торговли, являясь форумом для  обсуждения и принятия совместных решений  по различным вопросам. Решения и  рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны  для всех государств-членов, рекомендации - для тех государств, к которым  они обращены.

Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам  и экспертным группам. Шесть отделов  секретариата ответственны за вопросы  торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.

Деятельность  ЕАСТ положительно повлияла на развитие национальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торговый оборот между ними, повысились производительность труда  и темпы экономического роста, усилились  позиции стран - членов Ассоциации на рынках третьих стран.

Существование ЕАСТ в значительно сокращенном  составе после 1995 г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой организации, хотя, как и раньше, она может  выполнять роль "зала ожидания" для стран, желающих вступить в ЕС.

ЕАСТ  представляет собой менее развитую интеграционную форму: при осуществлении  свободной торговли между входившими в нее странами ни одна из них  не поступалась какими-либо элементами своего суверенитета, к тому же не были созданы институты, обладавшие законодательной  властью. Страны ЕАСТ оказались слабо  связанными между собой экономически, она не смогла продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как  ЕС.

 

 

2 задание.  Характеристика системы менеджмента  глобальной компании

 

Глобальные компании - крупные международные предприятия, которые рассматривают весь мировой рынок как единое целое. Производят и маркетируют стандартизованный продукт с минимальным учетом особенностей национальных рынков зарубежных стран.


В отличие  от многонациональных компаний, стремившихся приспособить продукты к местным условиям различных стран, глобальные компании, добиваясь гигантской экономии на издержках, предлагают стандартизованные продукты для всего мира, формируя одинаковые вкусы и традиции потребления в разных странах. Примеры глобальных компаний, чьи торговые марки известны во всем мире, а стандарт качества един для любой страны, хорошо известны. Это компании Coca-Cola и PepsiCo, McDonald s и Nestle, Motorola, Nokia, Sony, Samsung и др. Если в 1960 - е годы можно было с трудом набрать дюжину компаний, хотя бы частично подпадающих под понятие глобальные, то в настоящее время их насчитывается несколько сотен. Рост числа глобальных компаний, их филиалов и дочерних предприятий, разбросанных по всему миру, породил огромное количество примеров, когда выработанные в одних странах классические каноны науки управления не давали результата в других странах, когда система мотивации, блестяще зарекомендовавшая себя в одной части мира, приводила к острым социальным и управленческим конфликтам в другой.

Менеджмент глобальной компании:

  • применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);
  • стремится закрепить присутствие компании на ключевых; страновых (региональных) рынках;
  • ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.

В системе  международного менеджмента выделяются пять вариантов «фирменных» подходов международной компании к формированию культуры и кадровой политики:             

  • доминирующий стиль штаб-квартиры и перенесение его элементов на филиалы;         
  • приспособление к условиям страны пребывания (доминируют так называемые «домашние» подходы);
  • «сплав» (происходит своеобразный синтез различных управленческих и культурных аспектов деятельности штаб-квартиры и филиалов);
  • универсализм (устанавливается некий осредненный нейтральный стиль, принимаемый разными культурами);        
  • комбинированный подход (представляет собой сочетание всех перечисленных выше подходов применительно к региональным или глобальным условиям деятельности международной фирмы). 

Важная  сфера культуры корпорации связана  с культурными различиями между  странами. Голландский исследователь  Геерт Хофштеде классифицировал культурные аспекты организации или стран на основе четырех характеристик:

  1. Длина иерархической лестницы (power distance, PD) определяет степень, в которой культура поощряет использование руководителем своей власти. В культурах, где значения PD высоки (Аргентина или Испания), неравенство принимается как должное и от руководства ожидают проявления власти. В культурах, имеющих низкие значения PD (Канада, Австралия), отношения между людьми на различных уровнях иерархии более тесные.
  2. Избегание неопределенности (uncertainty avoidance, UA). Эта характеристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Япония, Иран и Турция являются тремя из нескольких стран, имеющих высокие значения UA. В то же время люди в культурах с низкими значениями UA (Гонконг и Тайвань) не испытывают стресса от неопределенных ситуаций.
  3. Индивидуализм-коллективизм (individualism-collectivism, IC) – это тенденция проявлять заботу о себе или ближайших родственниках против тенденции принадлежности к группе и совместной работы в коллективе. Высокое значения IC имеют США, Британия. Низкие значения, соответствующие коллективизму, – Филиппины, Сингапур.
  4. Маскулинизм-феминизм (masculinity-femininity, MF). Характеристика определяет степень доминирования «мужской» культуры (с ориентацией на достижение материального успеха) или «женской», которая предполагает способность восприятия малого, слабого и медлительного. В типично «мужских» культурах (Италия, ЮАР) главное внимание сосредоточено на деньгах, материальном положении или амбициях (чем больше, тем лучше). В противоположность этому в «женских» культурах (Голландия, скандинавские страны) особое значение придается окружающей среде, качеству жизни и т. д.

Многие компании, в реальности осознавая  необходимость дальнейшей интернационализации  и становясь поистине транснациональными в своих стратегиях, то есть усиливая свою “чувствительность” к локальным  рынкам, на которых они оперируют, предпринимают следующее: делают совет  директоров более интернациональным; организуют международные встречи, где люди обмениваются информацией (технической, функциональной, по проектам); формируют многонациональные команды  для решения общих задач, увеличивают  количество иностранцев в штаб-квартире; устраивают международную ротацию  персонала; пытаются распространять лучший опыт. Уже из всего этого мы видим, какое значение придается в МНК  созданию интернациональной корпоративной  культуры. Однако в большинстве случаев  не удается избежать доминирования  одной культуры над другой, что  осознается менеджерами компаний и  исследователями как определенный недостаток. Но все больше и больше компаний идут по пути поиска в создании по-настоящему глобальных, или транснациональных  корпоративных культур.

Список литературы

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения,- 2010
  2. Международный менеджмент (Конспект лекций). Автор: Жилина Л.Н., редактор: Моисеева Л.В.
  3. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция, М, Логос, 2010, 126 с.;
  4. Сироткин В. Б.  международный финансовый менеджмент учебное пособие, 2009 г
  5. http://www.bibliotekar.ru
  6. http://polbu.ru/fomichev_inttrading/ch34_all.html
  7. http://mirslovarei.com

Информация о работе Контрольная работа по "Транснациональному менеджменту"