Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:37, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Изучив литературу, мы можем увидеть возникновение и дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации в Англии; определить значение английской сельскохозяйственной кооперации и её своеобразие ; понять социальное значение крестьянской кооперации. Эффективная деятельность Р. Оуэна поможет наиболее полно раскрыть картину теоретических основ кооперативного движения и становления коопе-ративной систе¬мы.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить предпосылки возникновения и развития кооперативов в Англии.
2. Рассмотреть сельскохозяйственную кооперацию в Англии.
3. Понять социальную среду и социальное значение крестьянской кооперации.
4. Познакомится с мировоззрениями Р.Оуэна.
5. Сделать обобщённый вывод по данной теме.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I: ВОЗНИКНОВЕНИЕ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ....5
1. Предпосылки возникновения и развития кооперативов. Англия – родоначальница
потребительской кооперации………………………………………5
2. Сельскохозяйственная кооперация………………………………..9
Глава I I. КРЕСТЬЯНСКАЯ КООПЕРАЦИЯ……………………...11
1. Социальная среда крестьянской кооперации…………………..11
2. Социальное значение крестьянской кооперации………………14
Глава I I I: МИРОВОЗЗРЕНИЯ Р. ОУ-ЭНА………………………….23
1. Социальный эксперимент в Нью-Ланарке.
Попытка расширения экс-перимента……………………………..23
2. Создание теории. Коммуна в Америке.
Лондонское ко¬оперативное общество.
Общество фонда кооперативной общины……………………..27
3. Биржа трудового обмена. Профсоюзы и рабочее движение.
Кризис мелкого производства и кооперации………………….30
Заключение……………………………………………………………..35
Источники и литература……………………………………………...37
В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. Посетил эту фабрику и великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехом Оуэна, слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда все объясняли чрезмерным его размножением, он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался и остался жить в Англии.
Непосредственным толчком для превращения Оуэна в проповедника послужили дискуссии 1815—1817 годов, связанные с ухудшением экономического положения Англии, ростом безработицы и бедности населения. Оуэн представил правительственному комитету свой план облегчения этих трудностей путем создания для бедняков кооперативных посёлков, где они трудились бы сообща, без капиталистов-нанимателей. Его идеи натолкнулись на непонимание и раздражение. Тогда Оуэн обратился прямо к широкой публике. В нескольких речах, произнесенных в Лондоне в августе 1817 году при значительном стечении народа, он впервые изложил свой план. Чем дальше, тем больше перерастал скромный проект, связанный с конкретной проблемой, во всеобъемлющую систему переустройства общества на коммунистических началах. Это переустройство Оуэн мыслил через трудовые кооперативные общины, несколько напоминающие фаланги Фурье. В 1817—1824 годах Оуэн объехал всю Британию, побывал за границей, произнес множество речей, написал массу статей и листовок, неустанно проповедуя свои идеи.
Все усилия Оуэна были напрасны, хотя находились влиятельные люди, сочувствующие в той или иной мере его планам. В 1819 году был даже создан комитет по сбору средств для его эксперимента; в состав комитета наряду с герцогом Кентом входил, в частности, Давид Рикардо. Однако собрать удалось лишь малую долю необходимых денег, и затея провалилась.
Убедившись, что проповедь примером и словом не вызывает подражания, Оуэн начал деятельную агитацию в пользу фабричного законодательства, стараясь опереться на монархическую власть и земледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательства государства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. Тогда Оуэн решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словам Оуэна, «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы».
Теоретические основания, которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложил в двух сочинениях: «Explanation of the causes of distress in which pervades the civilised World» (1823) и «The New Moral World». Практически он разработал план организации ассоциаций в «Report to the County of Lanark». Вначале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришёл к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Он явился первым социалистическим её критиком.
Промышленная система в то время, по Оуэну, была построена на трёх ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможной только тогда, когда спрос равен или превышает предложение; реальный же интерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин ещё можно было поддерживать такое ненормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится и будет находиться в критическом положении, приводя к разорению фабрикантов и голодовке рабочих.
Устранение всех бедствий произойдёт только тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясь производительными силами, почти безграничными на почве новых усовершенствований, соединятся в кооперации, для производства при помощи собственного труда и капитала и для удовлетворения собственных потребностей.10
Постепенно Оуэн становится убежденным
реформатором, сторонником мирного преобразования
общества путем создания образцовых общин кооперативного
типа. Чтобы увлечь людей личным примером,
в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную
Америку, где на свои средства приобрел
поселок с 10 тыс. гектар земли и организовал
колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая
коммуна, или производственно-
Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему".
Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на кооперативное движение в период его зарождения и становления. В 1817 году он начал пропагандировать "поселки единения и кооперации". В1821 году в Лондоне при его участии было создано "Кооперативное экономическое общество", членами которого стали главным образом городские наборщики. Это был потребительский кооператив, имевший собственную лавку и продававший своим членам-пайщикам товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе кооператива стоял выборный комитет. В 1824 году сторонники Оуэна создали "Лондонское кооперативное общество", которое посредством публичных лекций, диспутов, брошюр и газетных публикаций начало агитацию за устройство общин на коммунистических началах. В 1826 году "Лондонское кооперативное общество" стало издавать "Кооперативный журнал", который популяризировал взгляды Р.Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание общин и кооперативов11.
В июне 1826 г. было создано Общество фонда кооперативной общины. Существенная особенность этой организации заключалась в том, что общество это стремилось открыть доступ в него более обширным группам, для чего была введена очень низкая купюра паев и сами паи должны были составляться незначительными еженедельными взносами.
В апреле 1827 г. эта организация объявила об образовании дополнительного фонда, который должен был составляться следующим образом. Общество продаёт своим членам разного рода продукты, причём вся прибыль поступает в распоряжение общества. При этом первоначально имелось в виду продавать продукты труда членов общества, но с течением времени выдвинулась мысль продавать членам общества вообще всякие предметы потребления независимо от того, кем они произведены, выигрывая между розничной и оптовой ценой.
В майской книжке «Cooperative Magazine» за 1827 г. появляется статья, озаглавленная «Как собрать средства для устройства коммунистической общины», автор которой советует лица, желающим образовать общину, продавать друг другу продукты своего труда или же иные предметы потребления, купленные по низким ценам, и известный процент прибыли отчислять в общий фонд. Таким образом, мало-помалу образуется достаточный фонд для устройства общины, и в то же время члены данной организации привыкнут к общему хозяйству и узнают друг друга.
Дело пошло удачно, и скоро обороты этого общества, которое можно считать первым потребительским обществом, возникшим в связи с пропагандой Оуэна, значительно возросли. Однако оно продержалось недолго и , по-видимому, не просуществовало и одного года. 12
Покинув в 1829 Нью-Ланарк, Оуэн целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального «плана» он приступил к разработке утопической коммунистической системы переустройства жизни всего человечества, которая была наиболее полно изложена в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836—44). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах «посёлки общности» образуют федерацию, способную, по мнению О., продемонстрировать своё экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений. 13
В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "'апостолов кооперации". Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена “система общественной кооперации”.14
В 1832 году он затевает в Англии новое дело, которое тоже оканчивается неудачей, но имеет большое социально-политическое значение: он делает попытку организации «Биржи трудового обмена». Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчёту шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10 000 фунтов стерлингов товара, и трудовые билеты стали приниматься во многих магазинах как деньги; скоро, однако, начались затруднения.
Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыт. Оценка товаров по часам труда и по шестипенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством.
Оуэн стоит
у истоков и другого движения
рабочего класса, которому было суждено
большое будущее —
Разногласия между Оуэном и другими лидерами рабочего движения шли по двум линиям. С одной стороны, для многих из них, осторожных и настроенных на бизнес, был неприемлем подход к кооперации и профсоюзам как к методу преобразования общества. С другой стороны, Оуэн отрицал политические действия, что уже не удовлетворяло тех людей, которые вскоре образовали костяк чартизма — движения, с которым Оуэн никогда не мог найти общего языка.15
Разнообразные кооперативные общества 20-30 –х гг. явились сложным результатом факторов двоякого рода. С одной стороны, их происхождение находилось в несомненной связи с определённым циклом общественных идей – социальной системы Оуэна. Коммунистический идеал Оуэна был тем семенем, из которого выросли эти кооперативные организации. И это верно не только в смысле генетической зависимости, исторического происхождения первых кооперативов – нет, это происхождение кооперативов самым существенным образом определяло всю их внутреннюю структуру. Им был присущ в высокой степени идеалистический дух, их целью оставалась коммунистическая община. И хотя эта цель не только не была ими достигнута, но и была недостижима, тем не менее только эта недостижимая цель придавала им жизненную силу, сплачивала в одну тесную организацию сотни и тысячи рабочего люда. 16
Только идеальный порыв, новая социальная вера могла дать английским трудящимся класса силы к тому мощному социальному творчеству, которое проявилось в создании кооперативных организаций.
Но, с другой стороны, кооперативные общества, возникшие в действительной жизни, имели так мало общего с тем, что Оуэн называл этим именем, так мало походили на идеальную коммунистическую общину, к которой он призывал людей, что Оуэн не мог видеть в них своих духовных лиц. Они были созданы стремлением к коммунизму, но ничего коммунистического в себе не заключали.
Кризис мелкого производства в Англии сделал народные массы Англии восприимчивыми к проповеди Оуэна, призывавшего своих современников к созданию нового общественного строя. И действительно, в переделах существующего общественного строя не было выхода из этого кризиса. Мелкие ремесленники и кустари, составлявшие в Англии того времени огромное большинство промышленного населения, были обречены ходом экономического развития на пролетаризацию. Однако они упорно держались за свою, хотя бы и призрачную, экономическую самостоятельность и более всего опасались перспективы стать фабричными рабочими.17
От этого кризиса непосредственно страдали мелкие производители и только косвенно и в гораздо меньшей степени – фабричные рабочие.
Первый период кооперативного движения в Англии характеризуется, как мы видели, попытками устройства коммунистических общин. В этом периоде, по самому существу дела, наибольшую роль играла интеллигенция – люди имущих классов и даже нередко очень богатые, но чисто идеалистическим мотивам примыкавшие к Оуэну и давшие деньги, требовавшиеся для таких попыток. Период этот был очень непродолжительным и охватывал только несколько лет, тем не менее о нём не следует забывать, так как именно он с наибольшей ясностью свидетельствует о конечных целях всего движения, и как бы ни были далеки эти цели от исторической почвы, они составляли силу движения, создавая тот нравственный подъём и энтузиазм, без которых движение не могло бы получить большого общественного размаха.
Второй период кооперативного движения начинается с того времени, когда оно перерастает свои первоначальные классовые рамки и становится движением уже не только интеллигенции, но и широких масс. При этом необходимо иметь в виду, что со вступлением движения в этот фазис важнейшей финальной средой движения становится не столько фабричные пролетарии, сколько ремесленники и кустари.18
Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном, и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.19