Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:16, контрольная работа
Организационное поведение - одна из наиболее важных комплексных наук об управлении поведением человека в организации. Основой организационного поведения как науки является научный анализ поведения отдельных людей, групп и организации в целом в сложной динамичной среде.
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………..
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА………………………………………
1.1 Понятие, структура и содержание организационной культу-ры….
1.1.1 Понятие организационной культуры…………………………….
1.1.2 Определения организационной культуры……………………….
1.1.3 Структуры организационной культуры………………………….
1.2 Уровни корпоративной культу-ры…………………………………
2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУ-РЫ….
3. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………
3.1 Организационная культура и внешняя среда……………………..
4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОН-НОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………
5. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ КУЛЬТУ-РЫ………………………………………
6 ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИ-ПОВ..
6.1 Виды культур………………………………………………………..
7. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОН-НОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………….
7.1. Принципы формирования организационной культуры…………..
7.2. Этапы формирования организационной культуры……………….
7.3. Методы формирования организационной культу-ры……………..
8. МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬ-ТУРЫ…….
9. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ………………..
9.1. Качественные методы исследования корпоративной культу-ры…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...
Выбор миссии и выработка стратегии организации
Управление организационной культурой призвано повысить отдачу от персонала, создать условия для самомотивации сотрудников в рамках принятых в организации норм и правил поведения. Организационная культура призвана не только содействовать повышению производительности и качества труда отдельных сотрудников, но и поддерживать миссию и стратегию организации. Фактически речь идёт о формировании эффективной для данной организации в условиях сегодняшнего и завтрашнего дня организационной культуры, которая не может быть неизменной, поскольку изменение внешних условий требует постоянного её развития. Эта работа направляется высшим руководством и требует глубокого понимания не только экономики и стратегического менеджмента фирмы, но и тонких механизмов управления персоналом (что ещё раз подтверждает необходимость вхождения руководителя отдела управления персоналом в состав высшего руководства организации). В частности, необходимо постоянно отслеживать изменения в культурных ценностях общества и в ценностных приоритетах работников организации.
Изучение сложившейся организационной культуры
Для того чтобы в соответствии с требованиями стратегии фирмы изменять и развивать организационную культуру, её надо глубоко изучить. Прежде, чем вносить какие-либо изменения, необходимо ответить на два вопроса:
Выяснив желательное (идеальное) состояние организационной культуры и определив её сегодняшнее (фактическое) состояние, можно принять решение о тех действиях, которые позволят перейти из сегодняшнего состояния в желательное.
Изучать культуру можно разными способами, среди которых:
7.3. Методы формирования организационной культуры
В настоящее время разработаны различные методы, которые позволят руководителям формировать и поддерживать культуру предприятия, необходимую для успеха стратегии развития организации. Для разных стран и отраслей эффективной является разная организационная культура, так что не может быть единой оптимальной культуры предприятий, которую остаётся лишь сформировать в каждой организации в той или иной стране.
После выяснения того, каким требованиям должна отвечать культура данной организации в условиях конкретной стратегии развития, руководство, прежде всего, определяет, каким должна быть философия практики управления. Исходя из философии управления, руководители предприятия намечают конкретные методы формирования эффективной организационной культуры. В принципе, руководство предприятия может воздействовать на развитие культуры двумя способами. Первый способ представляет собой оценку культуры и перспектив её развития сверху с расчётом на то, что это вызовет энтузиазм и поддержку у большинства членов организации. Данный способ предполагает наличие искренних личных обязательств руководителя по отношению к ценностям, в которые он верит. Применение второго способа начинается снизу: менеджеры должны отслеживать во всей организации, какие ценностные установки существуют в каждом подразделении, стараясь при этом шаг за шагом воздействовать в необходимом направлении на культуру организации.
Роль лидера в формировании организационной культуры
Источниками организационной культуры являются: 1) взгляды, ценности и представления основателей организации; 2) коллективный опыт, полученный при создании и развитии организации; 3) новые взгляды, ценности и представления, привнесённые новыми членами организации и руководителями.
Первый источник является определяющим на стадии формирования организации и, следовательно, организационной культуры, т. к. основатели (организаторы) определяют основную цель существования организации - миссию, принципы взаимодействия, а также подбирают сотрудников, которые являются единомышленниками в основных вопросах, направляют и регулируют их поведение (табл. 7.1).
«Комбинация того, на что обращают внимание, и на что не обращают внимание лидеры» [16, с. 206] позволяет подчинённым познакомиться с представлениями лидера по разным аспектам деятельности организации.
«...по предметам, на которые лидеры обращают особое внимание, можно составить мнение об их приоритетах, целях и представлениях. Если они сосредоточивают внимание на слишком многих вещах или непоследовательны в выборе объектов своего особого интереса, подчинённые используют другие сигналы или собственный опыт, чтобы определиться, что на самом деле считать действительно важным; вследствие этого в организации возникает весьма широкий спектр представлений и формируется большое количество субкультур» [16, с. 207].
Таблица 7.1
Механизм внедрения культурных основ
Первичные механизмы внедрения культурных основ |
Вторичные механизмы чёткой формулировки и закрепления основ |
На что обращают внимание, что оценивают и что контролируют |
Структура и устройство организации (как распределяются задачи и функции между подразделениями и отдельными сотрудниками, насколько широко практикуется делегирование полномочий) |
Как лидеры ведут себя в критических случаях и при организационных кризисах |
Система передачи информации Организационные системы и процедуры |
Объективные критерии распределения дефицитных ресурсов |
Организационные обычаи и ритуалы |
Сознательное ролевое моделирование обучение и наставничество |
Дизайн физического пространства, фасадов и зданий |
Объективные критерии определения уровня вознаграждения и статуса работника |
Истории, легенды и мифы об определённых лицах и событиях |
Объективные критерии при найме, отборе продвижении, переводе и увольнении работников организации |
Официальное провозглашение организационной философии, ценностей и убеждений |
«В тех случаях, когда организация оказывается в кризисной ситуации, способ выхода из неё, предлагаемый её лидерами и работниками, приводит к формированию новых норм, ценностей и рабочих процедур и выявляет важные базовые представления. Кризисы особенно значимы при формировании и распространении культуры, поскольку повышенная эмоциональная напряжённость, характерная для этих периодов, позволяет повысить интенсивность обучения. Кризисы вызывают тревогу, а её снижение является мощным мотивирующим средством усвоения нового знания» [16, с. 207].
«Если основатели или лидеры хотят привить своим подчинённым собственные ценности и представления, они должны создать соответствующую систему поощрения, продвижения и статусов. Сиюминутные сообщения, определяемые каждодневным поведением лидера, могут подкрепляться в долговременной перспективе системой поощрения, принятой в организации. Если сообщения разных уровней будут противоречить друг другу, мы можем получить чрезвычайно конфликтную организацию, обладающую неясной культурой или вообще её не имеющую» [16, с. 212].
«В молодых организациях устройство, структура, архитектура, ритуалы, анекдоты и официальные заявления - факторы закрепления, а не формирования культуры. Когда организация вступает в пору зрелости и стабильности, те же механизмы обращаются в первичные «культуросоздающие» механизмы, которые будут ограничивать действия будущих лидеров. Я называю эти механизмы вторичными постольку, поскольку они работают только при соответствии первичным механизмам, обсуждавшимся выше. Будучи непротиворечивыми, они способствуют созданию организационных идеологий и формализации неформальных уроков, воспринятых в начальный период существования организации, в случае же их противоречивости они либо будут игнорироваться, либо станут источниками конфликта» [16, с. 213].
«Как показывает опыт успешных западных корпораций, их руководители; придерживаются других, нежели российские предприниматели, моделей поведения, ориентированных на применение современных технологий командного менеджмента. Так, С. Д. Бетчел, владелец и многолетний президент американской инженерно-строительной корпорации "Betchel Group", анализирует истоки успехов своей компании»1.
Он считает, что реализация философии корпоративного управления «непрерывное усовершенствование» (Continuous Improvement), которая привела к долговременным финансовым успехам компании и обеспечила ей репутацию надежного партнера, чье качество продукции и услуг не вызывает сомнений у потребителей, была бы невозможной, если бы руководство последовательно не реализовывало свою собственную, основанную на командном духе, модель руководства. Эта модель предполагает, что каждый эффективный руководитель влияет на других таким образом, чтобы они, преодолевая собственные корыстные эгоистические интересы, действовали во благо организации. Внимание управленческой команды было сфокусировано на:
Чтобы управленческая команда работала эффективно, каждый ее член, несмотря на свой пост и высокий статус, должен быть готов делегировать властные полномочия своим коллегам, должен быть открыт критической самооценке и оценке коллег, поддерживать дисциплину и сохранять толерантность в любых, самых сложных условиях. Высокая эффективность команды основана на взаимном доверии ее членов, и только умножение усилий и способностей каждого дает синергетический эффект при решении самых сложных проблем.
1 Betchel S.D. Reflections on success // Daedalus. - Cambridge, 1996. - Vol. 125, № 2. - P. 147-166.
С. Бетчел подчеркивает, что к началу 90-х годов наступила совершенно новая эра в жизни бизнес-структур: на смену внутренней конкуренции между менеджерами корпорации пришла эпоха кооперации, нашедшая свое концентрированное выражение в командном подходе, который, тем не менее, предполагает ясное очерчивание полномочий и уровня ответственности ведущих руководителей корпораций. Глобализация побуждает руководство частных корпораций к открытому и взаимовыгодному сотрудничеству с правительством, что, в свою очередь, дает импульс для реформирования государственной бюрократии.
С. Бетчел, в качестве основы для формирования эффективной культуры, указывает на необходимость превращения руководителя в морального лидера.
Однако стать моральным лидером в организации руководитель может только тогда, когда он готов эффективно выполнять функции морального авторитета в рамках сложившейся корпоративной культуры. Раскроем специфику функций авторитета.
Механизм процесса функционирования (укрепления) морального авторитета
Механизм закрепления в организационной культуре новых норм, принципов, образцов и составляет содержание деятельности морального лидера, берущего на себя нелегкую миссию морального лидера [15, c. 55].
«Основатели часто обладают стройными теориями об устройстве организации, обеспечивающем её максимальную эффективность» [16, с. 214].
Характер организации, структура построения организации закладываются представлениями руководителя-основателя о том, какими должны быть принципы, по которым действуют сотрудники организации. Возникает вопрос, по каким принципам строились организации, которые образовались в советский период, кто планировал структуру, принципы поведения сотрудников?
Новое руководство, встав во главе организации, получает как условие, как ограничение сложившуюся структуру и культуру. Руководство вынуждено действовать в рамках этих ограничений, которые были сконструированы, сформированы и насаждены без учёта конкретных качеств и стиля управления прошлого руководителя.
Формирование совместного опыта членов организации как социальной единицы происходит в ходе решения двух основных проблем: проблемы внешней адаптации и выживания и проблемы внутренней интеграции (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Проблемы внешней адаптации и выживания |
Проблемы внутренней интеграции |
Определение миссии организации, её задач, выбор стратегии по исполнению миссии Установление целей на основе согласия Определение методов достижения целей (выбор оргструктуры, системы подчинённости и стимулирования)
Выработка критериев измерения достигнутых в организации результатов (система информации и контроля) Установление типов корректирующих воздействий Объяснение успехов и неудач, доведение информации о возможностях и успехах до представителей внешней среды |
Выбор методов коммуникации (общий язык и используемые концепции) Установление членства в организации и её группах Выработка правил обретения, поддержания и утраты власти, распределение статусов в организации Определение правил межличностного взаимодействия
Формулирование желательного и нежелательного поведения (наказания и награды) Выработка идеологии и религии в организации |
Кроме формирования морального авторитета существуют и более объективные, не так сильно зависимые от личности руководителя, стандартные методы, способствующие внедрению желаемых ценностей.
Информация о работе Корпоративная культура и поведение организации