Корпоративная культура организации на строительном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность корпоративной культуры организации на предприятиях строительного комплекса обусловлена обстоятельствами:
1) современные рыночные отношения диктуют предприятиям необходимость разработки и внедрения системы ценностей, называемой корпоративной культурой;
2) грамотная разработка и реализация корпоративной культуры способствует повышению эффективности работы предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….5
1.1 Определение корпоративной культуры………………………………………...6
1.2 Структура и основные элементы корпоративной культуры………………….8
1.3 Модели и типы корпоративной культуры…………………………………….14
2 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………20
2.1 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры………….20
2.2 Принципы формирования корпоративной культуры………………………...24
2.3 Измерение эффективности корпоративной культуры……………………….28
2.4 Мировой опыт по формированию корпоративной культуры……………….33
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТМ.docx

— 333.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                                    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                   «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Теория менеджмента»

на тему: «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы БСП-11                                      А.Р. Абузарова

 

Проверил: ст. преподаватель                                                  Л.А. Шильдт

 

 

 

Уфа-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3                                                                                                                                  

1 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА  КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОГО  УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….5

1.1 Определение корпоративной культуры………………………………………...6

1.2 Структура и основные элементы корпоративной культуры………………….8

1.3 Модели и типы корпоративной культуры…………………………………….14

2 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ  КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ  ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………20

2.1 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры………….20

2.2 Принципы формирования корпоративной культуры………………………...24

2.3 Измерение эффективности корпоративной культуры……………………….28

2.4 Мировой опыт по формированию корпоративной культуры……………….33

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ  ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43                                                                                     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

ПРИЛОЖЕНИЕ  А………………………………………………………………....47

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….48

ПРИЛОЖЕНИЕ  В………………………………………………………………….51

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г………………………………………………………………….52

ПРИЛОЖЕНИЕ  Д………………………………………………………………….53

      

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность корпоративной культуры организации на предприятиях строительного комплекса обусловлена обстоятельствами:

    1. современные рыночные отношения диктуют предприятиям необходимость разработки и внедрения системы ценностей, называемой корпоративной культурой;
    2. грамотная разработка и реализация корпоративной культуры способствует повышению эффективности работы предприятия;
    3. корпоративная культура позволяет предать организации собственный, неповторимый облик в глазах клиентов и партнеров, что является достаточно важным фактором конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.

Закономерный интерес  первых лет преобразований российского  предпринимательства сводился к  проблемам структурной реорганизации  и поиску инвестиций. Но постепенно этот интерес дополнился осознанием того, что подлинное реформирование предприятия возможно только при  условии овладения им новой культурой, предлагающей формирование отличной от прежней системы ценностей.

Совершенствование корпоративной  культуры, превращение ее в мощное побуждающее и объединяющее начало может стать одним из рычагов  повышения эффективности функционирования корпораций.

Только в последние  годы корпоративную культуру стали  признавать основным показателем, необходимым  для правильного понимания управления компанией.

Однако взрыв интереса к этой проблематике не объясняется  ее новизной, это свидетельство накопленного понимания основ и закономерностей  социальных структур.

Таким образом, актуальность корпоративной культуры организации на предприятиях строительного комплекса определяется необходимостью повышения управляемости социально-экономического положения предприятия, и, как следствие, повышение эффективности его деятельности на основе формирования и совершенствования рациональной корпоративной культуры.

В изданиях российских авторов  данный вопрос раскрыт. Наиболее интересными представляются работы  В.А.Спивака, В.В.Томилова, а также А.В.Бандурина, И.Н.Герчиковой и др.

 Целью курсовой работы является исследование влияния корпоративной культуры, оказываемого на деятельность организации.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие  задачи:

-         понятие корпоративной культуры;

  • изучить элементы, модели  и  типы корпоративной культуры;
  • выявить факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры, и пути ее формирования;
  • рассмотреть методы оценки эффективности корпоративной культуры.

Объектом курсовой работы является корпоративная культура как элемент корпоративного управления, а предметом – ее взаимосвязь с эффективностью деятельности предприятия.

Структура работы определяется логикой проведенного исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Корпоративное управление строится на базе отработанных и действенных  норм корпоративной культуры в сфере  финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных  структур, маркетинга. Во всех принципиальных решениях предприятия должен быть достигнут  баланс интересов всех участников корпоративных  отношений (потребителей, служащих, поставщиков, акционеров, местного населения и  общества в целом), что повышает их важность и значимость.

Для этого, как правило, разрабатывается  и утверждается перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений  и устанавливающих структуру  в рамках корпоративной среды, который  может включать в себя кодекс поведения; рекомендации по оплате труда и вознаграждению служащих, обеспечению равных прав для служащих, свободу самовыражения; нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте; нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования; нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности; программы  информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных  отношений. Все это является необходимым  элементом формирования корпоративной  культуры предприятия.

 

 

 

 

 

    1. Определение корпоративной культуры

Культура в широком  смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права  и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в  деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного  и этического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В более узком смысле – сфера  духовной жизни людей. Такое определение  приводится в энциклопедическом  словаре и принято в социологии.

В конце XX века этим понятием стали пользоваться менеджеры и  исследователи организаций, обозначающие этим понятием общий климат организации  и характерные методы работы с  людьми, а также провозглашаемые  ею ценности и ее кредо.

Для того чтобы понять, как  культура может влиять на эффективность  работы предприятия, необходимо определить концепцию культуры. Рассмотрим некоторые  из определений:

  • В.В. Томилов дает этому понятию следующую трактовку: «Корпоративная культура – это  совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования. Культура корпорации может рассматриваться как выражение основных ценностей в организационной структуре; системе управления; кадровой политике, оказывая на них свое влияние».
  • В.А. Спивак, доктор экономических наук, профессор, определяет корпоративную культуру, как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
  • В.Д. Козлов считает, что корпоративная культура – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития.

Из зарубежных авторов  наиболее полное определение корпоративной  культуры дал Эдгар Шейн, определяющий ее как совокупность основных побуждений, сформированных самостоятельно, усвоенных  или разработанных определенной группой по мере того, как она  учится разрешать проблемы адаптации  к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались  достаточно эффективными, чтобы считаться  ценными, а потому передаваться новым  членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения  к конкретным проблемам.

Выделяют существенные признаки корпоративной культуры:

  • многоуровневость, то есть создание нескольких уровней управления (например, государственный, корпоративный, отраслевой, уровень технологической цепочки, уровень отдельного предприятия);
  • многопотоковость, то есть что деятельность организации разбивается на потоки, каждый из которых является объектом управления (в рамках предприятия могут действовать производственный поток, финансовый поток, информационный поток, кадровый поток);
  • масштабируемость, то есть применение как можно большего числа однотипных универсальных методов управления  на различных уровнях и в различных потоках системы;
  • синергизм, то есть многокритериальное управление всеми уровнями и потоками объекта управления для достижения общих целей организации.

Таким образом, можно сделать  вывод, что корпоративная культура – это совокупность ценностей, принципов, норм, правил деятельности корпорации, которые разделяются большинством сотрудников, передаются из поколения в поколение и оказывают определенное влияние на характер реализации целей данной корпорации.

 

1.2.    Структура и основные элементы корпоративной культуры

Множественность существующих определений корпоративной культуры отчасти объясняется тем, что  различные уровни ее проявления чаще всего не выделяются. Эти уровни охватывают как вполне осязаемые  внешние проявления, доступные органам  чувств, так и глубинные подсознательные  базовые представления, так называемая сущность культуры. Между этими двумя полюсами находятся разного рода коллективные ценности, нормы и правила поведения, используемые носителями данной культуры для ее представления [Приложение А].

Артефакты являются самым поверхностным уровнем, включающим все те феномены, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой.

Артефакты включают в себя зримые группы, такие как:

  • архитектура материального окружения организации;
  • ее язык;
  • технология и продукты деятельности;
  • ее стиль, воплощаемый в манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией;
  • описание принятых ценностей;
  • внешние ритуалы;
  • корпоративные праздники и церемонии.

Для целей анализа культуры в этот уровень включаются также  видимое поведение группы и соответствующие  организационные процессы.

Характерная особенность  данного уровня  в том, что артефакты  просто наблюдать и достаточно легко  подметить, но сложно растолковать, распознать их истинное значение без более глубокого анализа. Основная проблема всегда состоит в неоднозначности символов. Понять смысл любого подобного явления можно лишь при одновременном изучении культуры на уровнях ее ценностей и базовых представлений. По мнению Э.Шейна особую опасность представляют попытки определения глубинных представлений на основе исследования одних только артефактов, поскольку такие интерпретации неизбежно оказываются проекциями собственных чувств и реакций исследователя.

Информация о работе Корпоративная культура организации на строительном предприятии