Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:29, реферат
Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей. В зависимости от характера влияния на конечные результаты деятельности организации выделяют позитивные и негативные корпоративные культуры. При этом позитивная корпоративная культура должна способствовать повышению эффективности работы, оптимизации всех производственных процессов, непрерывному развитию самой организации и ее персонала, формированию комфортных условий и дружелюбной атмосферы в коллективе, повышению общественной значимости и статуса организации в соответствующей сфере деятельности.
Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей
Зачем нужна корпоративная культура
Наиболее распространенной моделью корпоративной культуры является модель Э.Шейнона (азбука ABC), предложенная им в 1980 году и состоящая из трех структурных элементов:
- А - артефакты: видимые элементы культуры (манера общения, форма одежды, открытость служебных помещений и др.). Это поверхностный (внешний) уровень корпоративной культуры;
- В - поведения и действия: стереотипы проведения персонала, включая методы принятия решений, командную работу и отношение к проблемам. Элемент В составляет более высокий уровень корпоративной культуры;
- С - мораль, убеждения, ценности: суждение персонала с позиции таких понятий "правильно - неправильно", "справедливо - не справедливо", "добро - зло", "законно - не законно". Элемент С - ядро корпоративной культуры.
При анализе корпоративной культуры необходимо учитывать:
Функции КК определяют характер и эффективность деятельности.
1. Корпоративная культура определяет ценности, нормы и модели поведения персонала.
Ценности - это нравственные
установки, которые определяются и
вырабатываются основателями организации.
Они развиваются на основе традиций,
опыта и философии
Нормы поведения - неформальные правила поведения, разделяемые и поддерживаемые персоналом организации. Несоблюдением норм поведения (этикета) может привести к потере партнерских отношений срыву сделок, росту числа конфликтов и др.
Модели поведения - образы поведения персонала и их взаимодействия в определенных ситуациях. Модели помогают индивидам ориентироваться в тех или иных обстоятельствах, прогнозировать поведение свое и других и принимать решения. Модели поведения касаются как "вертикальных" (руководитель - подчинённый) так и "горизонтальных" взаимоотношений.
2. Корпоративная культура создает внутреннее единство (коллектив) сотрудников, воспитывает у них чувства принадлежности общему делу (организации). Это, в свою очередь, приводит к благоприятном социально психологическому климату в коллективе, гордости за принадлежности к корпорации.
3. Корпоративная культура позволяет персоналу идентифицировать себя как цельное образования и выделить организацию во внешней среде.Именно по КК мы прежде всего отличаем организации друг от друга.
4. Корпоративная культура определяет отношение персонала к окружающей действительности (внешней среде).
5. Корпоративная культура формирует деловую культуру взаимодействия с бизнес-партнерами. Деловое общение с партнерами должно строится на принятых нравственных основах, это общение равных партнеров.
В зависимости от характера
влияния на конечные результаты деятельности
организации выделяют позитивны
Отличительные черты негативной корпоративной культуры:
■ апатия и незаинтересованность сотрудников в результатах своего труда;
■ понижение уровня личной ответственности;
■ формальный подход к выполнению служебных обязанностей;
■ высокая текучесть кадров, изоляционизм (как между структурными подразделениями, так и с внешним миром);
■ наличие слухов и кривотолков вокруг организации, подрывающих ее авторитет и репутацию у потенциальных потребителей, партнеров, широкой общественности.
Разделение на позитивные и негативные культуры происходит по нескольким критериям (таблица 2).
Таблица 2. Позитивные и негативные корпоративные культуры
Позитивная КК |
Негативная КК |
демократическая стабильная интегрированная личностно ориентированная |
авторитарная нестабильная дезинтегрированная функционально ориентированная |
Типы корпоративной
культуры:
1. Культура власти – характеризуется
высоким уровнем централизации власти,
поэтому качество принятых решений зависит
от личностей, находящихся в центре структуры.
Эта культура опирается на отдельные личности,
позволяет быстро реагировать на события
и изменения внешней и внутренней среды. Такая культура ограничивает
размер организации, так как трудно одновременно
контролировать различные виды деятельности,
поэтому применяется в небольших организациях
с линейной организационной структурой.
В данной культуре организации особую
роль играет лидер, его личные качества
и способности. В качестве источника власти
заметное место принадлежит ресурсам,
находящимся в распоряжении того или иного
руководителя. Организации с такого рода
культурой, как правило, имеют жесткую
иерархическую структуру. Набор персонала
и продвижение по ступеням иерархической
лестницы осуществляются достаточно часто
по критериям личной преданности. Данный
тип культуры позволяет организации быстро
реагировать на изменение ситуации, быстро
принимать решения и организовывать их
исполнение.
2. Культура роли – строится на сложившихся
традициях и обычаях, не восприимчива
к нововведениям, характеризуется строгой
специализацией подразделений, определяющим
влиянием правил и инструкций, задающих
разделение работы, полномочия, способы
связи и разрешение конфликтов. В культуре
роли основной источник власти – сила
положения в организационной иерархии.
К личной власти здесь относятся неодобрительно.
Организация с таким типом культуры работает
лучше всего в стабильной обстановке,
когда производство продукции хорошо
налажено на длительный срок.
Такая культура подходит для организаций
сугубо бюрократического характера со
строгой иерархией власти и специализацией
подразделений. Ролевая культура обнаруживается
там, где стабильность производства важнее
гибкости поведения или где техническая
компетентность и глубина специализации
важнее внедрения новой продукции и услуг.
3. Культура задачи – ориентированна
на конкретный проект или работу, соответственно,
и основной акцент в ней делается на выполнение
работы. Организация с такой культурой
стремится достичь наибольшей эффективности,
соединяя необходимые ресурсы и подходящих
работников, которые отождествляют себя
с целями организации, стремятся к наилучшему
коллективному результату, подчиняя ему
индивидуальные цели. Таким образом, результат
работы в команде становится выше личных
целей и различий в статусе. Такая корпоративная
культура имеет высокую приспособляемость
к изменениям внешнего окружения. Ее целесообразно
использовать в условиях острой конкуренции,
когда важны скорость и качество реагирования
фирмы на изменения рынка. Такая культура
соответствует матричной структуре организации.
Однако, для организации с такой культурой,
необходимы высокая обеспеченность ресурсами
и квалифицированный персонал.
4. Культура личности – основной ценностью в этой
культуре является личность человека,
который делает в организации то, что хорошо
умеет в рамках общей цели, большое внимание
уделяется формированию деловой активности
работников и установлению межличностных
контактов. Источником власти является
сила убеждения. Организация с данным
типом культуры объединяет людей не для
решения каких-то задач, а для того, чтобы
они могли добиваться собственных целей.
Власть основывается на близости к ресурсам,
профессионализме и способности договариваться.
Власть и контроль носят координирующий
характер. Такая культура используется
в организациях очень редко, так как требует
высокой личностной культуры и профессионализма
персонала. Примерами таких организаций
могут быть отдельные инновационные подразделения
и организации, венчурные компании, консультационные
бюро, адвокатские конторы.
Таким образом, изучение сложившейся в
организации культуры позволяет оценить
ее адекватность стратегии и структуре
организации, а так же своевременно совершенствовать
отношения в организации и поддержать
ее эффективность.
Пошаговая инструкция по изменению КК
Определение миссии учреждения. Диагностику корпоративной культуры учреждения следует начинать с определения его миссии. Под нейподразумевается основное предназначение учреждения, социальная роль, цель создания и самого существования организации. Определение миссии имеет важное значение как для мелких, так и для крупных учреждений культуры (регионального и федерального значения). Первым это помогает ощутить значимость своей деятельности для общества, несмотря на небольшие размеры и скромные возможности. Вторые благодаря этому могут сплотиться и увидеть общий смысл и конечные результаты своего труда за отдельными раздробленными процессами, протекающими в каждом структурном подразделении.
Для определения миссии организации необходимо ответить на ряд вопросов:
1. Каковы предназначение
и роль данного вида
2. Каковы предназначение
и роль конкретного учреждения
культуры для местного
3. Каковы принципиальные
отличия этого учреждения от
других подобных ему
4. Кто является основными потребителями услуг учреждения, каковы их потребности и ожидания от его посещения?
Выяснение этих вопросов
происходит как во время индивидуальных
бесед с сотрудниками организации,
так и в ходе коллективного
обсуждения. Причем для получения
объективного ответа на последний вопрос
необходимо провести анкетирование
среди пользователей
Выяснение основных
категорий пользователей, мотивов
их посещений, ожиданий, степени удовлетворенности
поможет в дальнейшем скорректировать
различные направления
Точно также сбору и детальному анализу подвергаются и остальные элементы корпоративной культуры (ценности, нормы, правила, традиции и обычаи). Методами их изучения являются беседы с персоналом (индивидуальные и групповые), анкетирование, наблюдение за ходом рабочего процесса, взаимоотношениями внутри коллектива и с посетителями (деловыми партнерами, прессой и т. д.).
Оценка норм служебного этикета. Одним из важнейших условий успешного функционирования и развития любой организации является ее положительный имидж в глазах общественности. А создание благоприятного внешнего образа невозможно без внутренней согласованности между членами коллектива, соблюдения всеми сотрудниками служебного этикета и поддержания единого корпоративного стиля. Под служебным этикетом подразумевается совокупность правил делового взаимодействия в трудовых сообществах (поведения людей в различных ситуациях, возникающих на рабочем месте). Служебный этикет опирается на общепринятые нормы этикета, такие как правила приветствия (к примеру, первым должен здороваться младший по возрасту со старшим, подчиненный – с начальником и т. д.), особенности ведения переговоров (в т. ч. телефонных) и пр., но учитывая при этом специфику конкретной организации.
Наличие корпоративного стиля. Следующая составляющая организационной культуры – корпоративный стиль – включает в себя символику учреждения (логотип, слоган), наличие единообразных легкоузнаваемых элементов в оформлении зданий и в интерьере внутренних помещений, унифицированную форму одежды для персонала (дресс-код). На последнем стоит остановиться подробнее.
Дресс-код (от англ. dress code – кодекс одежды) – форма одежды, требуемая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений. Также используется для обозначения регламента в одежде, показывающего принадлежность человека к той или иной профессиональной группе или конкретной организации. Данный термин изначально возник в Великобритании, но быстро распространился по всему миру[7]. В некоторых организациях требования к одежде сотрудников выражаются в виде пожеланий и носят рекомендательный характер, в других – детальное описание формы и стиля одежды включается в трудовой контракт, а за его несоблюдение могут быть предусмотрены санкции. Дресс-код обычно включает и перечень одежды, недопустимой для нахождения на рабочем месте (к примеру, шорты, топы, глубокие декольте, шлепанцы и пр.).
Как правило, в большинстве
учреждений культуры дресс-код либо
отсутствует, либо требования к нему
минимальны. А тем временем внешний
облик сотрудников является одним
из индикаторов общего состояния
дел в организации и играет
не последнюю роль в формировании
ее имиджа в глазах партнеров и
клиентов (потребителей производимых
товаров и предоставляемых
В последнее время вопросам внешнего вида работников культуры стало уделяться больше внимания. Так, в Кодексе этики российского библиотекарясказано, что “по отношению к своей профессии библиотекарь… заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии”.[8] Один из авторов на страницах профессиональной печати так описывает корпоративный стиль российских библиотекарей:
■ волосы до плеч или до лопаток, собранные в прическу с аксессуарами, соответствующими возрасту женщины;
■ неброский макияж на лице каждый рабочий день;
■ юбка выше колен или до колен (для женщин до 40 лет);
■ юбка, ниже колен, но не до пят (для женщин старше 40 лет);
■ платья с короткими или длинными рукавами, исключая сарафаны, декольте, прозрачные блузки;
■ деловые костюмы без блестящих украшений и юбок с неровными краями (подолом);
■ однотонная ткань одежды без рисунка либо различные варианты полосок или клеток;
■ колготки телесного, серого, черных цветов;