Коучинг как направление развития креативного персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:50, статья

Описание работы

В статье введено понятие креативного менеджмента, как специфического метода управления. А также рассмотрено понятие коучинга, как одного из способов развития креативного персонала в организации. Важнейшие вопросы, рассмотренные в данной статье, касаются системы методов управления персоналом, понятия креативного менеджмента и коучинга, а также особенностей системы управления интеллектуальными и творческими способностями сотрудников в организации. Рассмотрим наиболее важные из них.

Файлы: 1 файл

Статья.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

студентка 4курса

Санкт-Петербургский Государственный 

Университет Сервиса и Экономики

 

КОУЧИНГ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО  ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.

Аннотация

В статье введено понятие креативного менеджмента, как специфического метода управления. А также рассмотрено понятие коучинга, как одного из способов развития креативного персонала в организации.

Ключевые  слова: система методов управления персоналом, классификация методов, метод креативного менеджмента, интеллектуальный капитал, подбор персонала, критерии обора, качества менеджера, коучинг.

 

Важнейшие вопросы, рассмотренные в данной статье, касаются системы методов управления персоналом, понятия креативного менеджмента  и коучинга,  а также особенностей системы управления интеллектуальными  и творческими способностями сотрудников в организации. Рассмотрим наиболее важные из них.

Так, в [1] дано определение понятия системы методов управления.

Система методов  управления представляет собой совокупность действий, направленных на управляемый  объект для достижения целей организации и обеспечения конкурентоспособности организации в целом.

Грамотное и  эффективное управление во многом зависит от выбора и сочетания соответствующих методов, занимающих центральное место в механизме управления.

В [2] приведена  классификация основных методов управления. В настоящее время принято выделять три группы методов:

    1. Экономические
    2. Социально-психологические
    3. Административные

Экономические методы, так же известные как “методы  пряника”, используются для воздействия  на экономические интересы сотрудников.

Социально-психологические, так же известные как “методы убеждения”, основываются на способах морального воздействия на персонал.

Организационно-административные методы основываются на дисциплине и  взысканиях, известные так же как “методы кнута”.

Для того чтобы  управление стало эффективным, необходимо использовать все эти группы методов  в комплексе.

В [3] предлагается определение  креативного менеджмента и его  основные особенности.

Метод креативного  менеджмента можно назвать специфическим методом управления, который на сегодняшний день является наиболее выигрышным для организации.

Креативный  менеджмент представляет собой метод  управления знаниями, подбором, обучением  персонала и мотивацией его к  творческой деятельности, направленный на достижение основных целей организации.

Интересы креативного  менеджмента заключаются в создании интеллектуального продукта, интеллектуальной собственности и интеллектуального  капитала.

В [4] рассмотрены  отличительные качества менеджера.

Креативный менеджер – это управленец нестандартно мыслящий, умеющий создавать творческую среду управления и применять высокоэффективные технологии креативного менеджмента в организации. Это менеджер, который конструирует творческую среду развития в коллективе, формируя мотивацию и вовлеченность всего персонала в процессы инновационного творческого креативного развития.

И, наконец, в [5] рассматриваются основные критерии подбора персонала,  одним из которых является коучинг.

Оценка творческого потенциала сотрудника является важным критерием креативного менеджмента. Одной из характеристик креативных способностей выступает интеллект. Интеллект отражается в знаниях, в способности их восприятия человеком, в способности принимать неординарные решения в критических ситуациях.

Обучение персонала также играет немаловажную роль в процессе подбора персонала. Обучение может включать получение дополнительного образования, краткосрочные курсы, профессиональную переподготовку, систему аттестации.

Отличие обучения и развития креативного персонала заключается в подборе обучающих. Поэтому, особое значение в последнее время приобретают курсы коучинга. Коуч не обучает, а стимулирует интерес и желание обучаться. Это его основное отличие от педагога и наставника. Он раскрывает потенциал человека. Поэтому, коучинг в управлении - это инструмент повышения развития креативного персонала организации.

Наиболее актуальными  для данной статьи являются карьерный коучинг и бизнес-коучинг.

Карьерный коучинг  в последнее время называют карьерное  консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор  пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг  направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Сам коучинг  и создаваемый им рабочий климат поощряют сотрудников вносить креативные предложения, не опасаясь, что они будут осмеяны и бездумно отвергнуты. А одна творческая идея часто рождает новые и новые идеи.

Менеджер очень  часто не имеет представления  о том, какие скрытые ресурсы  имеются в его распоряжении до тех пор, пока не начнёт проводить коучинг. Вскоре ему откроются многие ранее скрытые таланты в его команде, а так же решения практических проблем, обнаружить которые в обычных условиях могут только те, кто регулярно с ними сталкивается.

Однако актуальной является проблема применения данной теоретической части на практике. Например, в [6] рассмотрены практические аспекты применения коучинга.

Телекоммуникационная  компания начала использовать коучинг  для руководителей в связи  с необходимостью повышения качества одного из HR-процессов - оценки эффективности деятельности. В роли коучей выступали менеджеры по персоналу: присутствовали на оценочной встрече начальника с подчиненным, наблюдали за их общением, затем проводили с управленцем коучинговую сессию. Простая консультация предполагает, что руководителю лишь рассказывают, как нужно было поступить в той или иной ситуации. В данном же случае роль HR-специалиста заключалась в том, чтобы в ходе беседы помочь менеджеру самому найти способы повышения эффективности оценочной процедуры.

 Положительный  результат сессии не заставил  себя ждать: улучшилось качество  выполнения поставленных перед  сотрудниками задач, сократилось  количество увольнений по причине  недовольства карьерой (в рамках  оценочной беседы обсуждался, в том числе, и карьерный вопрос). Кроме того, коучинг приобрел популярность среди управленцев: «испытав» действенность метода на себе, многие из них выразили желание освоить навыки коуча.

В заключение отметим, что метод «кнута» и «пряника» сегодня уже не актуален. Люди работают по желанию, а не по принуждению. Коучинг помогает им раскрыть самомотивацию. Развивать креативность сотрудников – это не значит просто отправлять их пару раз в год на краткосрочные курсы. Управление в стиле коучинг позволяет сотрудникам развиваться в полной мере.

О преимуществах  коучинга можно говорить долго и  много. Действительно, на сегодняшний  день это наиболее эффективный стиль  управления персоналом, мощный инструмент, позволяющий добиваться удивительных результатов. Коучинг – это не теория, это, прежде всего, практика. Практика не сложная в освоении, но при этом на редкость эффективная. Чтобы убедиться в этом менеджеру достаточно только попробовать применить коучинг в своей работе. И результат непременно будет положительным.

 

 

 

Литература:

  1. Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент: Изд-во Питер, 2003.
  2. А.Я. Кибанов Управление персоналом организации, М.: ИНФРА-М, 2002
  3. Ванюрихин Г. И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2001.
  4. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества (Часть 2) // Креативная экономика - 2008 - № 5 - с. 51-55.
  5. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. Москва, Финпресс, 2002
  6. Ужакина Ю. Коучинг в России // Справочник по управлению персоналом. Электрон. журн. 2010. №6. URL: http://www.pro-personal.ru/journal/320/8582

Информация о работе Коучинг как направление развития креативного персонала организации