Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:20, доклад
Краудсорсинг появился значительно давно, уже как лет 300 прошло с того момента, как данный инструмент был использован. Это произошло в Великобритании в 1714 году, где правительство, столкнувшись с проблемой точного определения долготы на море, привлекло к решению этой задачи не группу ученых, а всех своих граждан (т.е. использовали ресурс «толпы») и предложило им за это приз.
Краудсорсинг появился значительно давно, уже как лет 300 прошло с того момента, как данный инструмент был использован. Это произошло в Великобритании в 1714 году, где правительство, столкнувшись с проблемой точного определения долготы на море, привлекло к решению этой задачи не группу ученых, а всех своих граждан (т.е. использовали ресурс «толпы») и предложило им за это приз.
В XVIII веке никто не знал понятия «краудсорсинг» и в помине. В 2003 году Луис фон Ах вместе со своими коллегами впервые предложил понятие "человеческих вычислений" (human computation), которое оперирует возможностями человека для выполнения вычислительных задач, неподвластных компьютеру. Впервые термин ввели писатель Джефф Хау и редактор журнала Wired Марк Робинсон в июне 2006 года (Рис.1.1). Затем Джефф Хау раскрыл преимущества новой технологии в книге «Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса» (Crowdsoursing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business, 2009). С тех пор было проделано гигантское количество работы и издана не одна сотня трудов, изучающих различные аспекты краудсорсинга, сферы его применения и экономической эффективности.
Голосование, как тип краудсорсинга обычно является частью создания контента, но может существовать и отдельно. Компания Lego успешно использует возможности своих потребителей. Lego предлагает специальную компьютерную программу клиентам, с помощью которой они могут самостоятельно 4 предложить новые модели конструктора. Идеи будущих игрушек обсуждаются на сайте CUUSOO, и если проект наберет наибольшее количество голосов, компания запускает его в производство
Профессор Массачусетского технологического института обратился за помощью к Краудсорсинговому сообществу с целью остановить распространение лихорадки Эбола1. Последний проект ставит перед собой амбициозную цель: в течение 100 дней остановить эпидемию Эбола. Ундхейм считает, что данный проект станет демонстрацией потенциала краудсорсингового сообщества в решении сложных проблем.
Yegii обратился к специалистам в разнообразных сферах деятельности с призывом присылать собственные идеи, данные и аналитические обзоры, охватывающие различные аспекты деятельности по борьбе с Эбола. Среди краткосрочных задач значится поиск альтернативы госпитализации, а долгосрочные программы предполагают проведение образовательных и профилактических кампаний.
Ундхейм и его команда планируют ознакомить с собственными рекомендациями здравоохранительные организации, волонтерские группы и поставщиков медикаментов уже в конце ноября текущего года.
“Мы буквально тонем в потоке правдивой и ложной информации, что вовсе не означает, что медицинские организации не работают в данном направлении, однако их возможности весьма ограничены”, - поясняет Ундхейм в интервью корреспонденту издания.
Ундхейм собрал экспертную команду для консультирования пользователей онлайн-сообщества Yegii и упрочения операционного профиля ресурса. Пока проект находится на начальной стадии реализации, однако Ундхейм и члены его команды рассчитывают в скором времени отправить финальный отчет представителям правительственных организаций, международных сообществ и групп, подобных "Докторам Без Границ".
Инженер по водным ресурсам из Арлингтона Д. Дж. Сеополучил грант на 4 года в размере $1.2 млн. от Национального Научного Фонда на усовершенствование защиты крупных урбанистических зон от наводнений и последствий изменения климата2.
Сео возглавит компанию исследователей, которым будет получена интеграция данных, поставляемых усовершенствованными радарами, используемыми для предсказания погоды, а также инновационными беспроводными сенсорами. Мобильные пользователи будут пополнять данные при помощи мобильных приложений. Собранные при помощи краудсорсинга данные необходимы для создания модели городской системы водоснабжения.
Полученная система прогнозирования
наводнений будет использовать облачный
компьютеринг для производства продукции,
призванной предсказывать наводнения,
пргнозировать изменения
В России громко о краудсорсинге заговорили с момента запуска «Сбербанком» одноименного сайта «Сбербанк-Краудсорсинг», когда банк с помощью отзывов своих клиентов и сторонних экспертов определил сотни причин возникновения очередей. Пару раз модный термин проскальзывал в речах действующего президента, многие владельцы малого и среднего бизнеса считают, что такой инструмент — это для них слишком дорого. Это совсем не так. Изначально, краудсорсинг может быть как платным, так и вовсе бесплатным. Вы можете платить за советы именитым экспертам. Так поступает американская компания Inno Centive, которая приглашает учёных за конкурсное вознаграждение от $10 тыс. до $100 тыс. решать задачи, которые ставят такие компании, как Procter&Gamble, DuPont и BASF. Но можно и вовсе никому ничего не платить. Японская мебельная фирма Muji собирает идеи посетителей сайта о дизайне мебели и по результатам конкурса запускает их в производство. Исследовательский центр NASA привлекает астрономов-любителей, чтобы проанализировать снимки поверхности Марса. Не брезгуют краудсорсингом даже девелоперы.
В настоящее время краудсорсинг
с успехом, на наш взгляд, применяется
при разработке архитектурной концепции
проектов в области жилой недвижимости.
Так, например, подобный конкурс проводила
группа ЛСР при разработке проекта МФК
в Петроградском районе. Сейчас такой
же конкурс среди молодых архитекторов
объявил девелопер проекта «Новый берег»
на намыве близ Сестрорецка,— рассказывает
о недавних примерах краудсорсинга Ольга
Трошева, руководитель консалтингового
центра «Петербургская Недвижимость»,
— Думаю, что такое сотрудничество полезно
обеим сторонам — девелопер получает
оригинальный проект, «свежие» идеи от
молодых специалистов, а те, в свою очередь,
получают возможность заявить о себе.
Так альтруистичны эксперты в том числе
и потому, что многие из них потом смогут
сказать «Я участвовал в исследованиях
NASA» и т. п. В свою очередь, бизнесу ничего
не стоит организовать обсуждение на корпоративном
сайте или в социальных сетях, что делает
этот инструмент универсальным.
Все дело в том, что в краудсорсинге для привлеченных экспертов главное не их вознаграждение, а возможность участия в развитии крупных компаний, возможность реально менять их деятельность своими советами и идеями,— объясняет основатель российского краудсорсингового проекта OmniVision Михаил Трейвиш, —В реальной жизни, у многих талантливых людей нет возможности взять и напрямую предложить свои идеи крупной компании. Так что, по сути, краудсорсинг, напротив, позволяет сократить расходы на те же консультационные услуги, которые стоили бы компаниям немалых денег.
Впрочем, именно в альтруизме участников краудсорсинга и кроется большинство страхов владельцев бизнеса. В России мало кто верит в то, что бесплатный совет может быть хорошим, именно это предубеждение, зачастую, и останавливает отечественные компании от использования этого инструмента.
Если мы не мотивируем сотрудников
деньгами, либо другими материальными
благами, то вероятность качественной
работы снижается,— говорит Виталия Львова.
Также руководители, незнакомые на практике
с краудсорсингом, высказывают мнение,
что бесплатные советы будут давать только
пенсионеры и студенты. Краудсорсинг —
это всего лишь самопиар, если мы говорим
о привлечении неквалифицированных кадров
— молодежь, пожилые люди,— добавляет
Виталия Львова.
Правда, уже существующие проекты доказывают,
что это не так. Например, в том же OmniVision
уже порядка 10 экспертов — руководителей
бизнеса из разных сфер — финансы, факторинг,
брендинг, PR, маркетинг, антикризисное
управление.
В бизнесе краудсорсинг становится все
более и более модным, особенно на Западе,
и, следовательно, в рамках общей волны
появляется «пена» неудачных и сомнительных
проектов,— объясняет Михаил Трейвиш,
— Самое главное, на мой взгляд, — качество
экспертного сообщества. Большое количество
«случайных людей» могут скомпрометировать
проект. Важно, чтобы это были люди, готовые
постоянно уделять время проекту, ответственно
относится к тому, что они предлагают.
Еще одна причина, которая пока что останавливает компании от использования краудсорсинга — его публичность, а следовательно и страх, что конкуренты подсмотрят за планами компаний.
Создатель краудсорсингового проекта, напротив, считает, что компании могут публично отчитываться о том, какие они использовали идеи и зарабатывать на этом очки. Компании, участвующие в проекте действительно используют советы сторонних экспертов, — рассказывает Михаил Трейвиш, — В ближайшее время мы запустим мониторинг активности компаний, чтобы понимать, как именно внедряются в компаниях плоды работы экспертов.
Мы не боимся, что кто-то через проект узнает о наших планах и опередит нас, в любой идее важно качество воплощения, так что если кто-то считает, что может реализовать эту услугу быстрее и лучше нас, пусть попробует,— считает директор PR-агентства «Фабрика Новостей» Оксана Белянская, — Для нас участие в OmniVision — это прежде всего возможность напрямую узнать мнение нашей целевой аудитории — руководителей бизнеса3.
В общем, эффективность краудсорсинга покажет время. Сегодня краудсорсингом пользуются промышленные гиганты, небольшие компании, исследовательские центры и даже законодательные органы власти — некоторые действующие российские законы написаны энтузиастами. Попробовать эту технологию может любая компания, которой есть, что спросить у экспертов или потребителей.
Преодолеть недоверие получится со сменой поколений. Кроме того, участие в конкурсах для молодого специалиста – шанс разорвать порочный круг: без опыта не берут на хорошую работу, без хорошей работы не получишь опыт. Поможет ли краудсорсинг поднять уровень жизни в стране? Время покажет.
Возможность получать полезную информацию от пользователей оказалась бесценной для картографических проектов. Например, сервис "Яндекса" "Народная карта" позволяет картографам уточнять данные об объектах. Никакая карта не совершенна – и краудсорсерам предлагают нарисовать свой дом, улицу или даже город, если их нет на карте4.
Краудсорсинг помогает бороться с бездействием властей – например, на сайте "Росяма" все желающие могут подать заявку на ремонт дефекта дороги, и в случае, если яму не заделали, отправить жалобу в прокуратуру5.
В заключении к третьей главе можно сделать вывод о том, что российский краудсорсинг находится на стадии развития, в большей части это происходит из-за того, что наши компании слишком поздно начали использовать данную бизнес-модель ( в 2011 году), задержавшись примерно на 5 лет.
Но, мы думаем, что отечественный краудсоринг ждет светлое будущее, так как уже наработана как практическая, так и теоретическая база российского краудсорсинга. Да, успешные краудсорсинговые платформы России можно пересчитать на пальцах, но стабильно растущее количество новых, нетрадиционных и актуальный проектов, которые, в будущем, надеемся, обеспечат функциональный, разносторонний и развитый рынок краудсорсинга в Российской Федерации.
Многие существующие отечественные проекты основаны на примере Западных площадок. Мы думаем, что выбор данного шага к эволюции нашего краудсорсинга является наиболее верным, ведь, если не опираться на опыт иностранных развитых кампаний, то как по-другому достигнуть уровня таких компаний, как Kickstarter, Wikipedia и др.
Ко всему прочему, государственное регулирование способно передать импульс к успешному развитию дифференциальных отечественных форм краудсорсинговых проектов. Мы думаем, что актуальным действием в решении данной задачи будет использование краудсорсинга в государственном секторе. Такие предложения были сделаны сенатором от Северной Осетии — Алании О. С. Хацаевым и мы надеемся, что его проект будет одобрен. Ведь, если краудсорсинг сможет приблизиться к закону, то его связь с коммерческими и некоммерческими организациями будет более оптимальной и более разносторонней.
1 MIT и Краудсорсинг остановят лихорадку Эбола. - http://crowdsourcing.ru
2 Инженер по водным ресурсам использует Краудсорсинг для прогнозирования наводнений. - http://crowdsourcing.ru/
3 Белявская О.: Российский бизнес недооценивает возможности краудсорсинга // PR-агенство «Фабрика новостей». – 2012. - http://omni-v.com/
4 "Яндекс" "Народная карта". - http://n.maps.yandex.ru/
5 РосЯма. - http://rosyama.ru/