Критерии и показатели экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:42, реферат

Описание работы

В основе разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия должна лежать определенная концепция, которая в себя включает цель комплексной системы обеспечения экономической безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику. Цель данной системы можно сформулировать следующим образом: минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию предприятия, в том числе его финансовым, материальным, информационным и кадровым ресурсам на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «экономическая безопасность хозяйствующего объекта»
2. Критерии и показатели экономической безопасности хозяйствующего субъекта
3. Основные направления обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта
4. Организация работы службы экономической безопасности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Основные направления обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

 

В настоящее время в связи  с высокой криминализацией бизнеса, а также значительным уровнем  коррупции в органах государственной  власти и правоохранительных органах, во всех отраслях бизнеса, так или  иначе, рассматриваются и решаются вопросы обеспечения экономической безопасности.

Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия  и обусловливающих его депрессивное развитие, ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния  и динамики развития предприятия с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.

Основные цели мониторинга должны быть следующими:

  • оценка состояния и динамики развития производства предприятия;
  • выявление деструктивных тенденций и процессов развития потенциала этого производства;
  • определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия угрожающих факторов на потенциал производства;
  • прогнозирование последствий действия угрожающих факторов, как на потенциал производства, так и на сферы деятельности, обеспечиваемые продукцией и услугами этого потенциала;
  • системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тен- денций ее развития, разработка целевых мероприятий по парированию угроз предприятию.

Мониторинг должен являться результатом взаимодействия всех заинтересованных служб предприятия. При осуществлении мониторинга должен действовать принцип непрерывности наблюдения за состоянием объекта мониторинга с учетом фактического состояния и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов.

Для проведения мониторинга необходимо соответствующее методическое, организационное, информационное, техническое обеспечение. Содержание и последовательность осуществления мониторинга представлены в табл.2.

 

Таблица 2

Содержание и последовательность осуществления мониторинга

Этап

Содержание этапа мониторинга

1

Идентификация предприятия (хозяйствующего субъекта) - объекта  мониторинга.

2

Формирование системы технико-экономических показателей оценки экономической безопасности предприятия с учетом специфики его функционирования.

3

Сбор и подготовка информации, характеризующей состояние  объекта мониторинга.

4

Выявление (определение) факторов, характеризующих перспективные направления развития предприятия.

5

Моделирование и формирование сценариев или стратегий развития предприятия.

6

Расчет технико-экономических  показателей предприятия на всю  глубину прогнозного периода.

7

Проведение анализа  показателей экономической безопасности предприятия.

8

Разработка предложений  по предупреждению и нейтрализации  угроз экономической безопасности предприятия.


 

Изложенный методический подход и  инструментарий анализа и диагностики  состояния предприятия позволяют  с достаточной полнотой исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия, осмысленно и целенаправленно организовать и выполнить необходимый мониторинг, системно анализировать динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.

В настоящее время значительное внимание уделяется такому направлению  в сфере обеспечения экономической  безопасности, как конкурентная разведка (или деловая разведка, бизнес-разведка), которая занимается сбором и обработкой информации из открытых источников, причем с абсолютно легальных позиций.

Один из специалистов в этой области, Н.И. Баяндин[1] определяет конкурентную разведку следующим образом: «Конкурентной разведкой называется деятельность негосударственной организации по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах ее существованию и интересам при условии соблюдения существующих правовых норм».

К основным задачам конкурентной разведки, осуществляемой в интересах обеспечения  экономической безопасности предприятия  можно отнести:

· маркетинговые исследования;

· оценку потенциальных клиентов и  партнеров;

· поиск рыночных ниш;

· изучение конкурентов;

· подбор кадров;

· систематизация имеющихся информационных ресурсов и поиск новых.

Теоретически конкурентная разведка осуществляется на основе открытых материалов (в отличие от промышленного шпионажа, который подразумевает проникновение в конфиденциальную информацию). По оценкам многих специалистов по разведке, не менее 80-90% используемой информации поступает именно из открытых источников, поэтому в целях обеспечения экономической безопасности необходимо контролировать, какая информация о хозяйствующем субъекте попала в открытые источники.

С другой стороны, именно через СМИ  организуется подача той информации, которую топ-менеджерам или ключевым собственникам необходимо довести  до заинтересованных пользователей  для того, чтобы потом получить запланированный эффект (например, выкуп акций у миноритарных акционеров). В ряде случаев представленная информация может быть и ложной.

В целях обеспечения экономической  безопасности предприятия (организации) достаточно часто используется применение методик оценки финансового состояния для оценки контрагентов. Причем оценка может быть произведена как по информации, полученной из официальных источников или от самого контрагента(например, финансовая отчетность), так и по информации, полученной в порядке ведения деловой разведки. Для этого возможно применение специальных программных продуктов.

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) ведет активную работу в области  обеспечения экономической безопасности, организуя и возглавляя эти процессы в ТПП субъектов федерации, региональных ТПП. Одним из важнейших направлений деятельности Департамента экономической безопасности ТПП РФ является создание и ведение реестра надежных партнеров и создание национального кредитного бюро, из базы данных которого можно за разумную плату получить информацию о потенциальном партнере.

Это дает возможность небольшим  фирмам, которым не под силу создавать  службу безопасности, своими силами, легально получать необходимую информацию, что  должно способствовать укреплению экономической безопасности.

Непосредственно связано с обеспечением экономической безопасности как  государства в целом, так и  хозяйствующих единиц и граждан  страховое дело. Согласно внесенным  в Закон РФ «Об организации  страхового дела в РФ» изменениям, задачами организации страхового дела являются:

· проведение единой государственной  политики в сфере страхования;

· установление принципов страхования  и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов  на территории РФ.

Одним из направлений в негосударственном  обеспечении экономической безопасности следует признать участие третейских судов в решении споров, вытекающих из гражданских правоотношений. В  настоящее время Третейские суды создаются и функционируют в соответствии с Федеральным законом №102-ФЗ от 24.07.2002 «О третейских судах в Российской Федерации».

Некоторые специалисты[2] считают, что в качестве негосударственных субъектов обеспечения экономической безопасности следует рассматривать и профсоюзы, которые призваны последовательно проводить в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работающих по найму, вести борьбу с безработицей, добиваться полной занятости и улучшения условий труда. Во всем мире значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального партнерства, причем обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечить участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.

Таким образом, можно отметить, что  в настоящее время сформировался рынок услуг в области обеспечения экономической безопасности, причем на этом рынке представлены как коммерческие структуры, так и некоммерческие организации. Предприятия и организации субъект имеют возможность осуществить выбор того субъекта, которому они могут доверить свою экономическую безопасность или в соответствии с законодательством образовать собственную службу.

 

4. Организация работы службы экономической безопасности

 

Среди специалистов существуют различные  подходы к организации обеспечения  экономической безопасности предприятия. Например, на уровне предприятия, по мнению В.Абрамова[3], экономическая безопасность обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий, а также своевременным выявлением, предупреждением и действенным пресечением посягательств на предприятия, его финансы, имущество, или интеллектуальную собственность, деловые связи, технологию, информацию.

В настоящее время в основном экономическая безопасность хозяйствующих субъектов обеспечивается путем реализации двух подходов:

· подход, упреждающий угрозы;

· подход, реагирующий на угрозы.

Т.е. несмотря на разность подходов, речь идет об организации работ по обеспечению  экономической безопасности «своими силами», без привлечения сторонних специалистов и во многом обеспечивается контразведывательными мероприятиями. Например, большое внимание контразведывательным мероприятиям уделяется в работах В.Доронина.[4]

Особое место в обеспечении  экономической безопасности занимают специальные службы.

Правовую основу функционирования службы обеспечивает закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной  и охранной деятельности в Российской Федерации».

Финансирование службы экономической  безопасности (CЭБ) осуществляется из прибыли. Экономия на CЭБ, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.

B пpoцecce фyнкциoниpoвaния cлyжбы бeзoпacнocти  знaчитeльнyю poль игpaeт гpaмoтнaя  paccтaнoвкa кaдpoв, pacпpeдeлeниe пpaв, пoлнoмoчий  и cтeпeни oтвeтcтвeннocти, взaимoдeйcтвиe c пpaвooxpaнитeльными opгaнaми, чтo пoзвoляeт oбecпeчить ee эффeктивнyю paбoтy.

Baжным фaктopoм пoвышeния эффeктивнocти  дeятeльнocти CЭБ являeтcя гибкaя  cиcтeмa cтимyлиpoвaния paбoтникoв в  зaвиcимocти oт итoгoв paбoты, быcтpoгo и кaчecтвeннoгo выпoлнeниe вcex пocтaвлeнныx зaдaч.

В зaдaчи cлyжбы экoнoмичecкoй бeзoпacнocти вxoдит:

— пpoгнoзиpoвaниe paзличныx yгpoз экoнoмичecкoй  бeзoпacнocти пpeдпpиятия;

— выявлeниe, aнaлиз и oцeнкa тeкyщиx yгpoз  экoнoмичecкoй бeзoпacнocти;

— плaниpoвaниe и opгaнизaция paбoт пo ycтpaнeнию тeкyщиx yгpoз экoнoмичecкoй бeзoпacнocти и paциoнaлизaция cиcтeмы oбecпeчeния экoнo-мичecкoй бeзoпacнocти;

— кoopдинaция (coвмecтнo c pyкoвoдcтвoм пpeдпpиятия) дeятeльнocти paзличныx фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний в cфepe oбecпeчeния экoнoмичecкoй бeзoпacнocти.

Paбoтa пo oбecпeчeнию экoнoмичecкoй  бeзoпacнocти пpeдпpиятия (фиpмы) ocyщecтвляeтcя  пo cлeдyющим бaзoвым нaпpaвлeниям:

— зaщитa coтpyдникoв пpeдпpиятия;

— oxpaнa мaтepиaльныx и финaнcoвыx pecypcoв;

— oбecпeчeниe инфopмaциoннoй бeзoпacнocти;

— oxpaнa интeллeктyaльнoй coбcтвeннocти фиpмы.

Ocoбoe мecтo в oбecпeчeнии экoнoмичecкoй  бeзoпacнocти фиpмы зaнимaeт зaщитa  интeллeктyaльнoй coбcтвeннocти в чacти cвeдeний, cocтaвляющиx кoммepчecкyю тaйнy. Paзвитиe pынoчныx oтнoшeний ycиливaeт кoнкypeнцию мeждy пpeдпpиятиями, cтpeмлeниe зaвлaдeть чyжими ceкpeтaми.

Oxpaнa кoммepчecкoй тaйны являeтcя  нeпpeмeнным ycлoвиeм yпpoчeния пoзиций  фиpмы, выcoкoй пpибыли и cтaбильнocти. Зapyбeжный oпыт пoкaзывaeт, чтo пpeнeбpeжeниe к этим вoпpocaм мoжeт пpивecти к пoтepe дo 30 % выpyчки oт peaлизaции тoвapa.

Для сохранения коммерческой тайны, обеспечения  защиты персонала и руководства  фирмы, обеспечения ее информационной безопасности необходимо создать соответствующую  техническую базу.

Техническое обеспечение безопасности фирмы предполагает:

— создание и оснащение контрольно-пропускной системы; обеспечения условий аудио- и видеоконтроля, а также сигнализации в служебных помещениях и сигнализационного  ограждения (по периметру);

— создание аварийной сигнальной безопасности и охранного освещения (обычного, инфракрасного, фотовспышек);

— защиту компьютеров (пароли, уровни доступа к секретной информации) и телефонных линий; обеспечение  физической защиты (техническое оснащение  дозоров, операторов, постов охраны и т.п.), создание комплекса технических средств, обеспечивающих проверку партнеров, контрагентов и т.п.

Проверка партнеров, контрагентов играет важную роль в обеспечении  безопасной работы фирм. Экономия в  этом плане может привести к значительным экономическим потерям. Отсечение ненадежных партнеров является важной функцией служб экономической безопасности отечественных предприятий (фирм).

Реализация комплекса задач  и направлений обеспечения экономической  безопасности требует довольно значительных финансовых затрат.

По примерным расчетам специалистов, расходы на обеспечение организации  и эффективной деятельности службы безопасности составляют от 15 до 25 % от суммы производственных затрат предприятия.

Следует учитывать, что службы экономической безопасности создаются, как правило, на крупных фирмах, поскольку их создание и функционирование требует значительных затрат. Малым и средним целесообразно пользоваться услугами охранных фирм.

В рамках комплексного обеспечения  экономической безопасности эта служба должна тесно контактировать в своей работе с бухгалтерией, финансовым отделом, юридическим отделом, подразделениями научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, управления персоналом, сбыта и маркетинга в пределах их компетенции.

Чрезвычайно важное место в системе  комплексной экономической безопасности фирмы занимает группа оперативного реагирования. Она может работать в двух режимах — обычном и  чрезвычайном.

Информация о работе Критерии и показатели экономической безопасности хозяйствующего субъекта